Над пароходом свинцовые тучи...

Олег Кашицин
Над пароходом свинцовые тучи,
Слишком туманен сегодня рассвет.
Что же Вы смотрите так, подпоручик,
Будто бы Вам не достался билет?

Вы мне ответьте, Вы всё же скажите,
С нами, не с нами? Ох, муки судьбы.
Знаете сами, дороги на Питер
Больше не будет. России сыны,

Все кто остались, сегодня уходят,
Вам оставаться ведь тоже нельзя.
Бог нас тяжёлыми тропами водит,
Слишком тернистая вышла стезя

Всем кто пошёл воевать за Россию.
Да, в неизвестность последний поход.
Господа-Бога мы только просили
Выстоять, всё же печален исход.

Сколько пролито здесь кровушки красной!
Не возместить ни за что нам потерь.
Вы остаётесь? Однако напрасно.
Будем прощаться мы с Вами теперь.

Ну, пожелаю всего Вам... Уходим!
Тучи свинцовые, серый рассвет...
Час пребывания наш на исходе,
Русской земли здесь для нас больше нет.


 10 ноября 1920 года   началась   эвакуация  Белой армии и  флота из Крыма в Константинополь.

   В течение трех дней на 126 судов погрузили войска, семьи офицеров, много  гражданского населения Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи. Днем и ночью под траурный звон колоколов при свете пожаров грузились на пароходы тысячи людей.

     На 126 судах в  добровольное изгнание отправились 145 693 человека, не считая команд,  из них около 5000 раненых и больных..,   более 100 тысяч гражданских лиц.

      Корабли,  оставшиеся в Севастополе, были взорваны, а подводные лодки затоплены.

    Так началась история великой русской эмиграции.

    14 ноября в 10 часов утра Врангель обошел на катере Севастопольскую бухту, инспектируя ход погрузки. И в это же день корабли и суда начали покидать Севастополь.
15 ноября 1920 года в Севастополь  вступила 51-я стрелковая дивизия под командованием В.К.Блюхера.

    Очевидцы вспоминали:

  -  “Всех раньше войск въехал ужасающих размеров бронеавтомобиль. Из нескольких бойниц смотрели стволы пулеметов, они то и дело давали очереди в воздух, по-видимому, для острастки. Но самое страшное было не в этом. Броня этого фургона была выкрашена в цвет хаки и в нескольких местах украшена красными пятиконечными звездами, а вдоль по корпусу большими красными буквами было написано “Антихрист”…..

    Судьба тех,  кто  поверил большевикам и остался в Крыму,  оказалась плачевной.   Как мы помним,  у Врангеля под командованием было около 320 тыс. человек.     Только  за первую неделю  пребывания красных в городе  было убито более 8000 человек, общее же число казненных (в Севастополе и в Балаклаве) - составляет около 29 тыс. человек.

   29 ноября 1920 года "Известия временного Севастопольского ревкома" опубликовали первый список расстрелянных - 1634 человека, из них 278 женщин; на следующий день, 30 ноября, обнародован второй список - 1202 человека, из них - 88 женщин.

  Людей не только расстреливали и вешали, но и топили.    Р.Землячка : "Жалко на них тратить патроны, топить их в море".

Руководили этой  кровавой “операцией”  Бела Кун (бывший военнопленный офицер австро-венгерской армии)  и Розалия Землячка (Розалия Залкинд) - с ноября 1920 года по январь 1921 года
являлась ответственным секретарём Крымского обкома РКП(б)- “Фурия красного террора” в Крыму.
     С конца октября 1920 года и по март 1921 года в Крыму было расстреляно по официальным данным  около 56 тысяч офицеров и солдат Русской армии.  По оценкам историков, с ноября 1920  по март 1921 года в Крыму было расстреляно от 60 до 120 тысяч человек.

Бела Кун опубликовал такое заявление:

  - “Товарищ  Троцкий сказал, что не приедет в Крым до тех пор, пока хоть один контрреволюционер останется в Крыму; Крым это – бутылка, из которой ни один контрреволюционер не выскочит, а так как Крым отстал на три года в своём революционном движении, то мы быстро подвинем его к общему революционному уровню России…”.

   Выступая  6 декабря 1920 года на совещании Московского партийного актива, В.И. Ленин заявил:

- “Сейчас в Крыму 300000 буржуазии. Это источник будущее спекуляции, шпионства, всякой помощи капиталистам. Но мы их не боимся. Мы говорим, что возьмем их, распределим, подчиним, переварим..”

      И “переварили”, расстреляв  и утопив в море  десятки тысяч человек…

     На полуострове был введён режим чрезвычайного положения. Все дороги, ведущие из Крыма, были блокированы, и люди не могли покинуть полуостров, поскольку все пропуска подписывал непосредственно Бела Кун.

   17 (4) ноября 1920 года был издан приказ Крымревкома №4, согласно которому все лица, прибывшие в Крым с Добровольческой армией (на июнь 1919 г.), офицеры, чиновники военного ведомства и другие работники деникинских подразделений и Русской армии Врангеля должны были в 3-дневный срок явиться для регистрации.

    Лица, не явившиеся на регистрацию, либо не зарегистрировавшиеся в указанный срок, рассматривались как шпионы, подлежащие высшей мере наказания «по всем строгостям  законов  военного времени».

    Не было только сказано, что расстреляны будут и все те, кто пришёл регистрироваться...

  В 1921 году  Землячка  в награду за свои «подвиги» в Крыму получит орден боевого Красного Знамени.  Умерла в 1947 году. Прах ее захоронен в Кремлевской стене.