Первый снег в Брюсселе

Юрий Сенин 2
    Когда-то, давным-давно, когда не было скачков с температурой, наводнений и оползней, в Брюсселе постоянно лил дождь, без зонта никто не ходил, и дождь был очень особенный, он как бы лил на вас со всех сторон, и даже откуда-то снизу. Никаких мигрантов не было, и первого полицейского я увидел месяца через два после приезда, если конечно не считать постовых, которых было немало на перекрестках. Они были в белых крагах и усиленно размахивали своими палочками.
    А первые настоящие полицейские, а может быть охранники, ввалились ко мне в офис часов в двенадцать ночи, я как-то тогда засиделся. Но, блин, вид у них был совершенно шикарный: обвешаны они были наручниками, рациями и к тому же с немецкой овчаркой. Я им объяснил, что к чему и с какой стати сижу себе в здании университета ночью, по-английски говорили тогда практически все. Они позвонили в свою контору, назвали номер комнаты и мою фамилию. Им все объяснили, и ребята рассыпались в извинениях, говорят, что подумали   – «рашен паратруперс». Это после того, как увидели мои документы, и я подтвердил, что из Советского Союза.
   После этого я шел домой (условно) в совершенно отличном настроении, даже зашел по дороге в бар и выпил пива. Шел я обычно разными дорогами, но ночью часто по шоссе Де Вавр. Я приехал в феврале, и первый месяц был очень холодным. Снега не было, но очень ветрено, и этот пресловутый их дождичек. Но по дороге я каждый раз думал, ну как же они этого достигают? Просто каждый сантиметр ухожен, и еще: немыслимое количество собачьих какашек. Это я уже потом понял, что перед частными домами хозяева убирают, часто ежедневно, иногда даже с мылом моют мостовую. 
   Но настоящий снег в Брюсселе я видел всего один раз, пушистый, хлопьями, завалил весь город.  Все стало как в сказке. Я шел из кантина на кафедру, когда он пошел. Мне нужно было что-то доделать на кафедре, но скоро я выскочил и побежал домой за фотиком. Понимаете, смартфонов-то тогда не было, даже мобильников не было, даже интернета не было. А я почувствовал, что вся эта красота скоро растает. Быстрым шагом идти до меня было минут пятнадцать, и уже на повороте на улицу Вальдюк я понял, что опаздываю: текли ручьи, звонко капала капель, по-весеннему в кои-то веки вышло солнце, воробьи даже чирикали звонко, по-весеннему, но снег таял на глазах, и фотографировать уже было нечего. Я зашел в Delhaize, купил пару круассанов и что-то из фруктов, и пошел домой (условно) обедать и пить кофе.
    Снег я еще видел в Бельгии пару раз, например, когда под Рождество мы отправились в какой-то городок, знаменитый своими распродажами. Мы ехали по заснеженной равнине по узкому шоссе, а вокруг были видны в сумерках огни мелких попутных городков. Да, пожалуй, еще заснеженный Мехелен, куда меня случайно занесло после Рождества, когда я возвращался из Антверпена в Брюссель, о этом Рождестве с Полем и его матерью я уже писал. Мехелен (Малин по-французски) утром был сказочным, не совсем заснеженный, но все-таки со снегом на земле. Я сонно обошел центр, город был абсолютно пустой, будто вымер. Только редкие прохожие возвращались с празднований. Я тогда уже знал, что наш малиновый звон родился в городке Малин (Мехелин), и еще, что Мехелен был столицей Испанских Нидерландов при Маргарите.
    Сейчас, в эпоху потепления, наводнений и снегопадов, жалко те времена. Да и сам Брюссель сильно изменился. Совсем не осталось традиционных кафешек и забегаловок, только самые знаменитые и исторические. Много приезжих, суетно на улицах, и чего-то не хватает. Это было заметно по моей последней поездке: лишь Писающий мальчик по-прежнему писал, а недалеко какие-то арабы придумали Писающую девочку. Мне больше не встречались кафе с совмещенными женско-мужскими туалетами, и уличных мужских туалетов в виде горизонтальной доски я не встречал больше.
    За последнее время Бельгию несколько раз засыпало сильнейшими снегопадами, и было несколько наводнений, а последнее из них самое разрушительное, когда погибло более 30 человек. Фото и ролики Льежа и окрестностей во время и после наводнения просто ужасны. Так что, потепление-то налицо, но на первых порах наибольшую опасность будут представлять природные катаклизмы: наводнения, бури и снегопады. Я не верю в решение в Глазго, но почитаем, сегодня они закончат.
Фото зимней Бельгии того времени у меня нет вообще, так что: вот фото зимнего Брюсселя примерно 2012 года.
Зима 1988 года, Свободный университет Брюсселя (VUB)
12.11.2021