2. Психический резонанс в действии

Владимир Фокас 2
ДОМ ОКНАМИ В НЕБО…

ГЛАВА ВТОРАЯ.  ПСИХИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС В ДЕЙСТВИИ.

Пришло время немного рассказать о себе. Последние мои годы прошли неважно и с первого взгляда выглядели как череда быстрых или медленных потерь практически на всех планах. Весьма паршивое и тягостное состояние, надо сказать... К тому же непременно сопровождается ощущением постоянной вины, собственной неполноценности, иногда даже обиды. Но чаще всего – НЕПОНИМАНИЕМ: КАК? ЗА ЧТО? ЧТО Я СДЕЛАЛ НЕ ТАК? ГДЕ ПОВЕРНУЛ НЕ ТУДА?

Но вот в последние полгода явно начало что-то меняться... Теперь я испытываю острый интерес ко всему происходящему в мире, однако есть ощущение, что вижу все это как бы "чужими глазами". Вижу как невовлеченный и непредвзятый субъект наблюдения. С вечера уже жду-не дождусь времени, когда утром сяду за компьютер и начну изучать, анализировать, искать, делать выводы и предположения, осознавая, что в это же время этим занимаются миллионы людей во всем мире. И все будут услышаны, и все будут оценены... Как изучаю? Очень и очень избирательно, т.е. лишь то, что обладает значимым познавательным потенциалом.

Это очень легко отслеживается; достаточно увидеть аляповатую картинку, нахмуренное лицо очередного "оппозиционера" или негодующего "праведника", обратить внимание на речь и стиль изложения - и сразу ясно: это МУСОР, ФЭЙК или попросту словоизвержение "убогого разумом и духом". К счастью, умные и хорошо изложенные материалы есть в любых разделах, будь то религия, политика и геополитика, наука, искусство, философия, духовная практика и многое другое. А вот в плане эзотерики наблюдается явный застой - за нечто новое выдаются давным давно известные вещи, да и то изрядно обветшавшие.

И во всем этом я участвую, но скорее как аналитик, наблюдатель или диагност. Я прекрасно все вижу, понимаю, чувствую, однако стараюсь не давать ничему и никому категорических или однозначных оценок, а также эмоционально не вовлекаться в многочисленные конфликты, которые буквально суть нашего времени. Видимо, это и есть моя нынешняя работа, а если я позволяю себе какую-то оценочно-эмоциональную активность или начинаю излишне фантазировать, то это просто привычка прошлого способа существования. Не правильного или неправильного, не плохого или хорошего, не истинного или иллюзорного, просто ПРОШЛОГО. Кстати, эти возвраты к прошлому всегда весьма дорого обходятся и потом долго приходится восстанавливать утраченное равновесие.

Иногда я по этому поводу иронизирую: «Увы, я теперь не исследователь, не ученик и не переработчик низких энергий в высокие. Наверное меня с учетом преклонного возраста перевели из оперативного отдела в архив… Слава богу, что на пенсию не отправили.» А потом вспоминаю, что подобное всегда происходит, когда с астрального уровня человек переходит на ментальный, где ему уже предстоит воплотиться после ухода из земной реальности. В теории духовной эволюции Шри Ауробиндо это понимается как "начало трансформации на ментальном уровне при достаточной трансформации уровней предыдущих"…

Еще раз - мое нынешнее странное существование не есть полная отстраненность от мира, не безучастность, не безразличие, не эмоциональное оскуднение и тем более не отказ от общечеловеческих ценностей. Это и не механическая работа бездушного разума с его математическим моделированием реальности... Крайне трудно все это определить и передать в словах. Тем более что в обычной жизни я остаюсь обычным, неприхотливым, совершенно нормальным и скромным человеком...

Вот такой "психический парабиоз"... Определение это пришло ко мне в голову совсем недавно, и это тоже весьма интересная история. Термин этот ввел в цитологию и физиологию русский физиолог Н.Введенский и означает он буквально следующее: "ОКОЛО ЖИЗНИ" (другой более распространенный перевод, или внутренняя его суть - "состояние между жизнью и смертью".

Вначале этот феномен вызвал глубокий интерес многих исследователей, однако к тридцатым годам утих, чтобы снова возродиться уже  в нейрофизиологии и психологии трансовых состояний. Сам Введенский работал с нервными клетками и нервной тканью как изолированными объектами, хотя от них был один шаг до мозга, высшей нервной деятельности и психики как таковой. И в целом касался принципов работы такого сложнейшего механизма как реагирование "живой материи" на внешние раздражители. Парабиоз - один из них.

Это не только клеточный феномен, но и явление, которое при определённых условиях может развиваться в целостном организме или касаться психических функций человека. Например, парабиотическое явление развивается в мозге в состоянии сна, транса или медитации. Следует отметить, что парабиоз как физиологический феномен подчиняется общебиологическому и физическому закону силы, с отличием в том, что с усилением раздражителя ответная реакция не увеличивается, а уменьшается.

I фаза (примум) характеризуется снижением возбудимости и повышением лабильности ткани. Во II фазу (оптимум) возбудимость достигает максимума, а лабильность начинает снижаться. В III фазу (пессимум) возбудимость и лабильность снижаются параллельно и развиваются до 3 стадии парабиоза.

I стадия (уравнительная, по терминологии И. П. Павлова) характеризуется выравниванием ответов на сильные, частые и умеренные раздражения. По отношению к силе раздражения эта стадия называется провизорной или предварительной, а по отношению к частоте стимулов — трансформирующей. II стадия характеризуется извращенным реагированием: сильные раздражения вызывают меньший эффект, чем умеренные (парадоксальная стадия).

И. П. Павловым было обнаружено наличие еще и ультрапарадоксальной стадии при развитии торможения в коре больших полушарий, когда положительные раздражения вызывают отрицательный эффект, а отрицательные — положительный. В III стадии ни сильные, ни умеренные раздражения не вызывают видимой реакции: в ткани развивается торможение (тормозная, или тормозящая, стадия). Однако слабые, при-пороговые раздражения в начале III стадии могут вызывать небольшие ответы — как бы снимают парабиотическое состояние. Или открывающее уже совсем иное, странное и непривычное.

Прошу прощения за узко профессиональную информацию, однако указанный выше механизм применим во множестве реальных проявлений нашей жизни, в том числе интеллектуальной, нравственной и духовной. Надо только хорошенечко все продумать. Можно найти множество совпадений с вещами, вроде бы не имеющими ничего общего с чисто утилитарными реалиями нашего материально-физиологического
существования.

Они также тесно связаны с общей теорией познания, философией, религией,
духовными практиками, даже с йогой. Помню, как поразило меня описание духовного опыта Шри Ауробиндо в плане освоения нирваны, очень схожего именно с этим самым парабиозом, только уже на уровне Сверхсознания. И есть основание глубоко задуматься о том, что же это такое НЕЧТО "около жизни" или "между жизнью и смертью". Цитирую:

"Достижение нирваны было первым радикальным результатом моей собственной йоги. Она бросила меня неожиданно в состояние над мыслью и лишенное мысли, без малейшего ментального или витального движения; там не было эго, не было реального мира – лишь когда он виделся через неподвижные чувства, иногда постигался или вносил в свое абсолютное молчание мир пустых форм, материализованных теней, не имеющих подлинной субстанции.

Там не было ни единичного, ни  множественного, лишь абсолютное То, не имеющее качеств, безотносительное, полное, неописуемое, немыслимое, абсолютное и в то же время в высшей степени реальное и единственно реальное. Это было не ментальной реализацией, не неким проблеском где-то наверху, – не абстракцией.

Это было позитивной, единственной позитивной реальностью: хотя оно и не было пространственным физическим миром, оно пропитывало, заполняло или, скорее, захлестывало и топило эту видимость физического мира, не оставляя места ни для какой другой реальности, кроме себя, не позволяя ничему другому выглядеть настоящим, позитивным или субстанциональным.

Не могу сказать, что в переживании, как оно пришло ко мне, было что-то веселое или восхитительное, но оно принесло невыразимый Мир, огромное безмолвие, бесконечность освобождения и свободы. Я жил в этой нирване дни и ночи, прежде чем она начала допускать в себя что-то иное или вообще как-то меняться.

Однако внутренняя суть переживания, постоянная память о нем и его способность вернуться оставались, пока, наконец, она не начала исчезать в более великом Суперсознании, находящемся свыше. А между тем, реализация прибавлялась к реализации и смешивалась с этой первоначальной реализацией.

На ранней стадии аспект иллюзорного мира оставлял место миру, в котором
иллюзия была маленьким поверхностным феноменом с необъятной Божественной Реальностью за нею и верховной Божественной Реальностью над нею,  с интенсивной Божественной Реальностью в сердце всего, что казалось сперва лишь кинематографическим силуэтом или тенью.

И это не было новым заточением в чувства или знания, это не было уменьшением или падением из высшего переживания, это пришло, скорее, как постоянный рост и расширение Истины; это был дух, который видит объекты, не чувства, и Мир. Безмолвие, свобода в Бесконечном оставались все время, с миром или со всеми мирами лишь как с длящимся эпизодом безвременной вечности Божества."

Вот такие пироги... Конечно, великий грех сравнивать себя с великими, однако сопоставление их опыта с собственным - вещь нужная и полезная...

***