Полуфинал. Итоги, Комментарии

Кубок Стихиры
Итоги


01. Василий Толстоус  «В большой квартире  никого» vs Мария  Абазинка «Брошенность»   2:5
http://stihi.ru/2017/07/05/10110
http://stihi.ru/2021/07/26/4291

(Татьяна Игнатова,Сергей Скловский  vs   Вячеслав Ильин, Тимофей Бондаренко, Дарья Майская,Александр Комиссаров, Лидия Ковалевская)
.

02.Сергей Хард «На рыжей коже обелиска» vs Лана Юрина «Марево»  3:4
http://stihi.ru/2017/10/28/5208
http://stihi.ru/2021/07/04/3397

( Тимофей Бондаренко, Дарья Майская, Лидия Ковалевская  vs  Татьяна Игнатова, Вячеслав Ильин, Сергей Скловский, Александр Комиссаров)


Комментарии

Татьяна Игнатова:


01. Василий Толстоус  «В большой квартире  никого» vs Мария  Абазинка «Брошенность»
1:0 Василий Толстоус  «В большой квартире  никого»

Делаю выбор в пользу более цельного и хорошо звучащего стихотворения в жанре фрагмент, а не нарративной поэзии в «Брошенности». Причём, отмечаю для себя –  первое написано на злободневную тему (без давления на нервы чувствительных особ, к которым отношу и себя). Тема эмиграции, отъезда, настолько актуальна сегодня, что диву даёшься от того, что весь мир куда-то стремиться съезжать, может быть, сходить, с ума… А во втором не та брошенность, а видимо, всё-таки смерть хозяйки. Судя по заключению. А с начала создаётся другое впечатление: отъезд в город, не продала, бросила… Тоже такое бывает, и возможно, возникает даже такая же ситуация как в первом стихотворении, но в первом всё ясно, а во втором приходится додумывать, а мысли путаются, навязанный образ из нарратива –  лик за небесной ставней –  всё таки формирует причину, смерть.
В двух произведениях почти одна форма – 4-х стопный ямб, но только в «Брошенной» дактилические рифмы, кстати, хорошие. Автор, известно,  мастер по рифмам. О рифмах в первом произведении я уже писала в прошлый раз. Но.. главное, это звучание в целом – в «В большой квартире  никого» это завораживающее глухое  звучание эха, поддерживаемое аллитерацией, отсутствие стыков, кроме одного места: сквозь слёзы. Но это настолько распространённое звучание, которое на слуху у многих, что с первых звуков всё понятно. А вот в «Брошенной» неблагозвучие имеется больше: иЗ Села, поД СТрехою, сорвавшиСЬ Ставня, смотриТ Дом.
     И ещё… можно, конечно, рассматривать описанное с точки зрения восприятия действительности кошки: может быть, мелькнёт хозяйкино лицо в саду, может быть – за небесной ставнею.  Но последнее для кошки слишком надуманно, а в саду – думаю, кошки нас узнают не по лицу. А даже по шороху и по походке. Мои кошки даже не видя знают, что к калитке подхожу именно я, а не кто-то из соседей проходит мимо, сразу выбегают и встречают. Они удивительно чувствительные создания. Это мы иногда даже родного брата можем не узнать в толпе. Нам нужно в лицо посмотреть. А с кошками не так…
Ещё есть замечания:

А серой кошке вдруг почудится
В саду хозяйкино лицо.

Она всегда была хорошею, (это выражение можно отнести и к самой кошке, каждый раз читая, ловлю себя на этой мысли,  переходя ко второй строке )
Плескала в блюдце молоко.
Да угнездилась в сердце брошенность – (эта связка через «да» смущает: если бы сама кошка плескала себе молока, то – да, а так, с чего это такая связь через ДА,  в значении «вот только»? Хозяйка всегда была хорошей, да кошка, получается не очень оказалась благодарной, к примеру. Здесь напрашивается другое – вот, но, теперь… А так получается, чувство брошенности не у кошки, а у самой хозяйки, которой нет)
Одной на свете нелегко. (хозяйке? Поэтому она ушла?)

Жанр нарративной поэзии обязывает не оставлять на читателя особенных домыслов и потому требует ясности сюжета. Это не суггестивная лирика, где понимай как хочешь, включая любую свою фантазию. Повторюсь, кошка вряд ли заглядывается за небесную ставню. Она живёт реальностью физических дышащих существ. Кстати, из моих наблюдений: кошки покидают место при смерти хозяина, уходят. Не любят они и умирающих… Несмотря на то, что лечить могут, ложась на больное место. Вот так.
В целом стихотворение вызывает щемящее чувство жалости к брошенному/оставленному животному.  (Кстати, великолепная рифма «оставила – ставнею»!) А это уже не приветствуется на подобных конкурсах, воспринимается как запрещённый приём, потому что чувство жалости уже вызывает желание поддержать и проголосовать. И выглядит нехорошо, что стихотворение не выбираешь. Как можно? А вот, не выбираю. Потому что считаю, что конкретно в этой паре оно немного уступает визави. Но безусловно, стихотворение "Брошенность" достойно попасть в четвёрку лидеров, чему я очень рада.


02.Сергей Хард «На рыжей коже обелиска» vs Лана Юрина «Марево»
0:1 Лана Юрина «Марево»

Представленные в паре произведения я уже комментировала, поэтому для меня выбор очевиден. Повторюсь, не считаю стихотворение Ланы вызывающим слезы. Оно серьёзное и глубокое, я бы сказала нужное. Такое пишут редко. И это очень ценно, что его принесли на конкурс. Его и выбираю. Не удивлюсь, если оно победит.



Дарья Майская:

01. Василий Толстоус «В большой квартире никого» vs Мария Абазинка «Брошенность»  0:1
http://stihi.ru/2017/07/05/10110
http://stihi.ru/2021/07/26/4291
   
 02.Сергей Хард«На рыжей коже обелиска» vs Лана Юрина «Марево»   1:0
http://stihi.ru/2017/10/28/5208
 http://stihi.ru/2021/07/04/3397
.
 Комментарии:
Стихотворение Василия Толстоуса  «В большой квартире никого» я много раз читала.
Сначала пытаясь уловить смысл, а уж потом обращала внимание
на техническую сторону. Но  начну с неё.

Написано четырёхстопным ямбом. Множество сдвигов ударений:
  пУстота, нЕожиданных...

Знаки препинания не выверены: перед союзом "и"
запятые, которые не должны там стоять (как минимум, в двух местах).

Не обошлось и без семантической нестыковки:

"Небрежно сложенные вещи
на неожиданных местах,
они видны сквозь слёзы резче,
и понимаешь: всё не так"...

Сквозь слёзы "видимость" ухудшается, это понятно без рассуждений,
но какая связь расположения вещей и осознанием того, что:

"...всё не так.
И то, что едешь в ночь – пустое,
и что пакуешь вещи – вздор."
*
Старалась я, для себя самой, уяснить: на чём же всё замешено до того круто, что возникли всплеск, стон и решение паковать вещи и ехать... в ночь!

Ну, ничего о таком спонтанном решении  не сказано! Не открыл нам автор причину всплеска, стона!
Обращаюсь к тексту:

"В большой квартире НИКОГО(!).
Идёшь по комнатам, и эхо
несётся, ухает вдогон
и повторяет: «Надо ехать!»
НО ТЫ МОЛЧИШЬ, а эхо
вновь талдычит:
«Надо ехать, надо!»"

Нельзя же считать, что всё происходит по наущению талдычащего НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО эха: в большой квартире никого и ты молчишь! Нет источника звука - не будет эха и "талдычить" некому!!!

Автор настаивает на пустоте в квартире, но только от людей:  квартира забита пакуемыми
вещами, здесь даже и гулкие шаги не могут возникнуть! Всё гасится вещами!

Но вызывает недоумение поведение героя, который осознаёт: всё, что он
предпринимает - пустое и вздор! И с кем у него ненужный разговор?
Или не у него?

Когда-то я посмеялась: разговаривают два еврея. Подходит третий:
- Я не знаю, о чём вы говорите, но ехать надо!

Наверное, что-то  и в рассматриваемом стихотворении происходило, но не здесь и не сейчас!

"В большой квартире никого" - заглавие. Так Герой уже съехал?
Или это глухое молчание в ответ на его переживания?
Или это… Нет, это всё домыслы, автор ничего нам не говорит.
*
Для анализа стихотворения, обращаюсь к теории.
Есть и такие требования к произведению:
Наличие созидающей объединяющей идеи - её нет: всё пусто, вздор,
всё не так.
Значение: воспитательное, информативное (или ни о чём) - ?
Вывод или возможность сделать его, исходя из содержания.
Какой вывод можно сделать? - Что-то случилось... Но всё не так,
а потому хорошего ничего нет и не будет(?)

Эмоциональное воздействие.
Луна дрожит монеткой (ничего себе монетка!),
совсем не ведающей чувств.
И на меня, как читателя, произведение
не имело эмоционального воздействия - захватили недоумение, попытка связать
строчки воедино, но смысл ни одной последующей не вытекает из предыдущей.
 Была задумка, была попытка её осуществить — не удалось...

Нет, не смогла я даже и в нескольких разных парах выделить стихотворение
"В большой квартире никого", отдав ему предпочтение.

***
Мария Абазинка «Брошенность».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Нет, не без греха стихотворение: РАСПАД УДАРЕНИЯ —
случай несовпадения фонетического ударения в слове с ритмическим в стихотворной строке - имеет место: не сОбрала, бЕспородную, не прОдала, не пОручила...

В катренах рифма перекрёстная. Соблюдается от начала до завершения стихотворения.
Клаузулы - дактилическая - мужская - дактилическая — мужская,
чередуются безупречно.
Слоги по строчкам: 10-8-10-8 выдержаны во всём стихотворении.
Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.
Орфография, пунктуация, стилистика на хорошем уровне.
Автор не допускала инверсий в тексте, написанном ярко, образно,
легко для восприятия.
Можно обо всём стихотворении сказать, что оно написано на хорошем техническом уровне.

Фактура стихотворения очень серьёзная, глубокая, хорошо продумана, проработана, на хорошей подаче:
логически выстроено без сбоев, динамично в развитии. Всё представленное для
описания ситуации, не вызывает ощущения недосказанности, неуместности.
Нет топтания на месте, смысл каждой последующей строчки вытекает из предыдущей,
в хорошей логической с ней связи.

"Брошенность" называется стихотворение. И это явление раскрывается всем ходом стихотворения и, несмотря на особую спешку или случившуюся трагедию, чётко просматривающуюся в тексте - жизнь хозяйки, скорее всего, оборвалась: всё работает на тему - животное осталось без помощи, неприкаянное, обречённое на голод, холод и скорый конец. Название отражает суть стихотворения, идея брошенности и тема драматичности событий раскрыты автором полностью.

Создано гнетущее настроение, а робкая надежда брошенного животного
увидеть лицо хозяйки хотя бы за небесной ставнею, увеличивает эмоциональное
воздействие и уже не оставляет читателя.

Вот по всему этому я и сделала свой выбор в пользу стихотворения
Марии Абазинки «Брошенность».

**********

02.Сергей Хард «На рыжей коже обелиска»

Стихотворение несёт высокую идею жизни в её многообразии и развитии радуется всё живое,радуется смене времени года. Кто-то дрожит от холода
при этом, кто-то борется за кусочек корки… живут!

И обелиск... Под ним тот, кто так же радовался жизни, чей
разум не птичий и стремления - не корка, но это тот,
кто отдал свою жизнь, чтобы люди жили,
птицы летали, писались стихи.

Технически стихотворение выполнено на хорошем уровне:
четырёхстопный ямб, клаузулы мужские-женские чередуются
без сбоев, рифма перекрёстная. Слоги: 8-9-8-9 чередуются
безупречно.
Есть смещение ударений, которое при прочтении легко
устраняется интонацией, не мешает восприятию.

При серьёзности темы, глубине философии, стихотворение написано красивым
литературным языком, с оригинальными тропами:
..."Пушистый снег припудрит листья,
Осенним, призрачным холстам
Добавит шарма тонкой кистью."...

"Растает в пепельных задворках"...

Это очень красиво, но завершение:

"Природа пишет белый стих
На рыжей коже обелиска..." - достойное завершение
такого высокоидейного стихотворения.

Я теперь понимаю Героя Социалистического труда,
Лауреата Ленинской премии  поэта Е.Исаева, сказавшего,
что за некоторые частушки он без всяких предварительных
разборок выдал бы все награды и премии Мира!
Приблизительно так думаю я о двух завершающих стихах.

Метафорическое совпадение
кожи человека и обелиска - достойное завершение достойного произведения.
Именно за всё  сказанное мной, я выражаю своё «ЗА» данному произведению.
………………………………………………………………….
Лана Юрина: «Марево»
 
Стихотворение "Марево" интересно для меня от самого названия
и далее от строчки к строчке, до завершения тем, что читаю и жду:
вот сейчас всё разрешится и станет понятным.
 
Закончив чтение, задумалась: о чём оно, это произведение?
 
Представленная конструкция без рубрики - автор и сам не определил - о чём.
 
Через бесконечный мираж в комнате иду от миража к "миражу" в мыслях по разорванностям событий, поступков, не поддающимся объяснению: нет им опоры в тексте.
 
Пытаюсь определить возраст Даши - это важно: в разном возрасте разное осознание
действительности.
 
"Снится, бывает, далёкое что-то, смутное:
солнце – на город надетое набекрень,
булка в руке, мелкий прудик с чудными утками"...
 
Это, конечно детство - далёкое, смутное, с булкой в руке.
 
 
Значит, Даша взрослая и, чтобы её не трогали, по-взрослому
притворяется чокнутой, желая остаться во власти своих миражей.
 
Какой виной терзается мать, почему ощущение этой непонятной читателю её вины,
заставляет мать таскать взрослую дочь по знахаркам и врачам,
которые не могут распознать симуляцию, как и сама мать?
 
Но для чего эта симуляция, зачем Даше так хочется остаться со своими
миражами и снами?
Ведь, миражи на неё "по дальним углам рычат"... Как это? Миражи - оптический обман, а не слуховые галлюцинации, а в снах Даши -
"Папа привычно кричит в несмешной игре,
бьёт по щеке, тащит маму к машине волоком.
(в юбке до пяток – царапины не видны)...
Даша, проснувшись, твердит про себя: «я в домике!»"
 
Даша в домике - вне досягаемости для отца, для всех, кому больно.
Завтра Даше снова будет сниться, как отец истязает мать,
а она снова скажет: Я в домике!
И ради всего этого она притворяется чокнутой?
 
Нет, не могла я отдать предпочтение этому стихотворению…
 
**************

Вячеслав Ильин

01. Василий Толстоус «В большой квартире  никого» vs Мария Абазинка «Брошенность» 0:1 Победитель Мария Абазинка
http://stihi.ru/2017/07/05/10110
http://stihi.ru/2021/07/26/4291
Два очень хороших стихотворения, трудно отдать предпочтение кому-то одному.
Я делаю выбор в сторону стихотворения "Брошенность", поскольку оно более конкретно-образное, поэтому читается легче, меньше усилий тратится на восприятие, легче погружаться в переживание стихотворения.
а "В большой квартире никого" требует напряжения воображения. Эхо в квартире ухает: "Надо ехать" не такой уж очевидный образ.
В спальне тени снов - вроде можно себе представить такое, но приходится конструировать образ, а не просто представлять. Даже "небрежно сложенные вещи на неожиданных местах" фраза сама по себе классная, но для воображения снова требует приложения усилий, "реставрации действительности" по "отпечаткам в тексте".
Не хочу сказать, что это само по себе плохо, может быть даже прекрасно, но в сравнении двух стихотворений для меня это выглядит небольшим минусом.

02. Сергей Хард «На рыжей коже обелиска» vs Лана Юрина «Марево»  0:1
http://stihi.ru/2017/10/28/5208
http://stihi.ru/2021/07/04/3397

"Марево" это мой фаворит сезона, тут для меня выбор очевиден. Хотя стихотворение "на рыжей коже обелиска" очень даже приятное, но способ изображения городского осеннего пейзажа не содержит никакой уникальности - ни смысловой, ни образной, хотя и нельзя сказать, что сплошное клише.
Единственная уникальность - это ключевая фраза "на рыжей коже обелиска", но она не совпадает с моим опытом. Я не помню рыжих обелисков, к сожалению, и не столько переживаю красоту образа, сколько впадаю в недоумение.



Лидия Ковалевская:

01. Василий Толстоус "В большой квартире  никого" vs Мария  Абазинка "Брошенность" 0:1
Стихотворение "В большой квартире никого" – тёплая любовная лирика, можно сказать, без изъянов: и в технике, и в содержании стихов всё так, как надо, но "Брошенность" растрогала меня до слёз своей чудной кошкой...
Ведь казалось, что тема деревенской убитости уже тёрта-перетёрта, и ничего удивительного в стихотворении "Брошенность" не может произойти, но эта кошка! заглядывающая в душу...
А смотрите, как автор умело вырисовывает надежду на продолжение жизни: "старый дом с гнездом под стрехою", то есть из старого обязательно вылетит новая жизнь. И, заметьте, автор называет кровлю (крышу) старинным словом "стреха". Думаете, случайно?  Нет, конечно. Всякий архаизм означает отжившее, которое в то же время является основой для рождения нового...
В общем, в стихах "Брошенность" даже рифмовка способствует движению души) поэтому голосую ЗА!
 
 
02. Сергей Хард "На рыжей коже обелиска" vs Лана Юрина "Марево" 1:0
Стихотворение "На рыжей коже обелиска" полюбилось мне, как говорится, с первого взгляда) и все его недостатки списывала на желание автора побыстрее выставить на конкурс "новоиспечённые" стихи, чтобы не пропустить возможности порадовать читателей, поэтому неизменно голосовала ЗА. Однако недавно уточнила дату рождения стихотворения – 28.10.2017! То есть у автора было целых четыре года для того, чтобы довести эти замечательные стихи до совершенства...
В первую очередь, нужно было обозначить концовку начинающей строки "Жизнь всё расставит по местам" двоеточием, потом привести в порядок глаголы – поставить в одно время, а в заключительных строках:
"И двор затих, и мир затих,
И счастье бродит близко-близко", необходимо было поэтическим языком объяснить, почему затихли "и двор... и мир..."  – потому что "счастье бродит близко-близко" или по какой-то другой причине? К тому же повторение сочинительного союза "и" в данном случае не занимает позицию логического выделения, а напротив, образовывает смысловую нестыковку.
А вот вставная конструкция (образ быстротечности времени):
"Поёжась, юркий воробей
Урвёт чуток озябшей корки,
И, припустив от голубей,
Растает в пепельных задворках", настолько зримая, что при прочтении оживает, словно смотрю из окна...
Что касается рифмовки, скажу следующее: как известно, рифмы бывают разные: точные и приблизительные, банальные и завуалированные, мужские и женские, закрытые и замещённые, кольцевые и конечные, каламбурные и конфликтные, однородные и сложные и т.д., и т.п., поэтому, без всякого сомнения, применение любого вида не может считаться ошибкой, если рифма обеспечивает единство содержания и упорядочивает ритмику стихотворения. Здесь как раз всё на своём месте.
Между прочим, собрав вместе три нижеследующие строчки:
"Жизнь всё расставит по местам...
Природа пишет белый стих
На рыжей коже обелиска…", получаем своеобразный философский терцет)
Итак, несмотря на всё вышесказанное, я отдаю свой голос стихам "На рыжей коже обелиска", ведь они, в отличие от стихотворения "Марево", создают жизнеутверждающее настроение, а "Марево" заставляет меня, как читателя, страдать, при этом не оставляет ни малейшей надежды на лучшее – будто читаю протоколы следователя.
.

Тимофей Бондаренко

01. Василий Толстоус  «В большой квартире  никого» vs Мария  Абазинка «Брошенность»
http://stihi.ru/2017/07/05/10110
http://stihi.ru/2021/07/26/4291
0-1
Первый стих слишком абстрактен, неопределен и расплывчат. Мне трудно сопереживать неизвестно кому по неизвестно какому поводу.
 
02.Сергей Хард «На рыжей коже обелиска» vs Лана Юрина «Марево»
http://stihi.ru/2017/10/28/5208
http://stihi.ru/2021/07/04/3397
1-0
От обоих стихов не в восторге. Но во втором стихе при наличии попыток конкретики явственно проступает рваное построение. "марево" остается вещью в себе, которую никак не получается во что-то выстроить и органично встроить в стих. Ну а подход "у психов все бывает" мне неинтересен.
----------------------------------------------
18.11.2021г