Впечатлилась...

Татьяна Хакина
Пауль Клее. Учитель цвета. Кто и как не назвал бы этого художника, но восприятие его картин я не назвала бы однозначным...
Цвета в "Саду роз" яркие, но что они несут? Трудно ответить на этот вопрос в прозе, поэтому включила поток рифмомыслей...
Благодарю коллегу по счастью - Ольгу Анатольевну Минкину, классного руководителя моей старшей дочери, - за попытку привлечь внимание к полотну художника-авангардиста.
Картина "Город роз"
и в шутку, и всерьёз
Могла бы стать
пародией на сад...
Здесь Роза -
человек, не аромат...
Агрессией
питается планета:
Цвет красный - кровь!
За это
Мог жертвой стать
Художник...
На мой взгляд,
зрители страдают тоже...
Антеннами зелёными тела -
Не стебли настоящих
роз из рая...
Агресией вновь
полнятся дела!
Хотели этого?
Да вряд ли! И играя,,
Мы чувство Истины
воспримем ли всерьёз?
Пример из практики -
А В А Н Г А Р Д И З М...
"САД РОЗ"...
Вход в центре,
где подобие креста
мне чёрную дыру
напомнит... Та,
Как червоточина,
Тьмой осеняет сад...
Но разве в том
художник виноват?
Из роз-лиц нам
представил звукоряд,
Где ноты мы готовы
все подряд,
по-своему рисуя счастье,
Помочь Художнику
И, проявив участье,
Лишь звёздный мост
представить в виде арок...
Быть может, авангард
и не подарок,
Но заставляет
растекаться мысли...
Не зря на женском
образе зависли...
В центре картины -
Ж Е Н Ш И Н А.
Поклонники - круг роз.
И бесконечные мосты,
крыши, дома...
Не варит щи.
Красуется всерьёз...
Довольно
агрессивная сама...
Развить воображение
поможет
Огромное
содружество стихий...
Здесь красный -
красота, быть может?
На грани МУЗЫКИ,
ИЗО мои стихи...
Картину мне ругать
вовсе не хочется:
Художник в моей
памяти останется...
Напомнит про библейские
пророчества,
Расплату за грехи...
Роду достанется или ему...
Не забываем род!
Серьёзная картина
не снобизм...
Художник выбрал
стиль и горд...
Всему бы предпочёл
мастер кубизм!
А зритель размышленьям
был бы рад...
"Сад роз" мне
не напомнит огород:
скорее, роз парад
иль их процессию...
Осенний урожай
в сезон и огород
забыть кубизм
позволят и агрессию.

Рифмомысли выше - поток осознания картины "Сад роз".
Только после свободного "прочтения" одной из страничек отражения мира художника-авангардиста (через взгляд на его картину) я позволила себе познакомиться с историей жизни и творческой судьбы Художника, выразившего протест... Он не хотел обычного - того, что делают все...

"В сборнике лекций Пауля Клее есть строчки, которые точно отражают мировоззрение, показывают взгляд на место художника в культуре:

«И еще одно: стоя, как ствол дерева, на предназначенном для него месте, художник делает лишь одно — вбирает и пропускает через себя то, что поднимается из глубины. Он не служит и не руководит — он передает. У него скромное положение. И красота его кроны — не его собственная красота, она лишь проросла сквозь него».

Как я и думала, Пауль жил в 19-20 веке и был музыкантом...

"Как бернский музыкант положил начало европейской авангардисткой живописи.

Пауль Клее родился под Берном в 1879 году. Рубеж веков он встретил уже в Мюнхене, вдали от своей семьи и близких. Будучи 20-летним юношей со страстью к живописи и графике, он пытался найти своё место в мире искусства: сначала брал уроки в частной школе немецкого художника Генриха Книрра, потом поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где изучал живопись вместе с Василием Кандинским.

Однако в Академии они так и не познакомились. Их первая встреча состоится намного позже, а пока молодой Клее никак не мог усидеть на месте на занятиях Академии художеств и редко появлялся в классе – изобразительное искусство давалась ему нелегко. Академическим урокам художник предпочитал работу в мастерской, где ничто не могло сдержать его воображения. Клее был уверен, что, чтобы найти своё место в мире искусства и выработать индивидуальный стиль, он должен выучиться живописи сам, начав с самых основ и постепенно переходя к более сложным техникам...

Первая персональная выставка художника состоялась в 1910 году. В экспозицию входило 56 произведений Клее – гравюры, акварели и карандашные рисунки. Критики отнеслись к ним неоднозначно: одни писали о его творчестве одобрительно, другие винили художника в введении публики в заблуждение и излишнем позёрстве при отсутствии глубокого смысла. Несмотря на разноголосицу мнений, после 1910 года Клее стал заметной фигурой в мире европейского искусства – не столько для зрителей, сколько для художников, которые обратили внимание на оригинальность его работ и увидели в них зачатки «нового искусства».

В 1911 году Клее приняли в авангардисткое объединение «Синий всадник». Целью художественной организации провозглашалось расширение рамок изобразительного искусства и освобождение живописи от устаревших академических законов и отживших форм. Здесь Клее нашёл благотворную среду для профессиональных знакомств, а также вдохновение для экспериментов с новыми техниками и стилями. Тем не менее, на работу с цветом Клее пока не решался, предпочитая ему рисунки тушью и гравюры. Во второй экспозиции «Синего всадника» под символическим названием «Чёрное-белое» было выставлено 17 работ Клее, среди которых не было ни одной цветной.

Озарение

«Меня захватил цвет, я не буду больше отказываться от него. Я знаю, что оказался в его власти навсегда. В этом суть благословенного мгновения. Цвет и я — одно целое. Я живописец»,
писал Клее в своих дневниках в путешествии в Тунис...

Клее был единственным, кто вёл дневники по пути в Тунис в1914 году. Помимо него, туда ехали художник-экспрессионист, один из участников «Синего всадника» Август Макке и доктор Ягги из Берна. Их поездка длилась всего 17 дней, но именно они определили художественный стиль Клее на несколько десятилетий вперёд. Цветовое богатство природы и уникальный стиль арабской жизни настолько поразили воображение художника, что он снова взялся за кисти и краски, чтобы запечатлеть своё видение восточного мира. Прямо во время путешествия Клее начал проводить смелые эксперименты с цветом и абстрактными формами – позже в своих теоретических работах он не раз напишет, что живопись больше не должна быть реалистичной, чтобы отражать жизнь. По мнению Клее, в ней есть все инструменты, чтобы сделать что-то ярче, глубже и выразительнее реальности, а как этого добиться – решает только художник.

Клее не раз писал о «бессознательном» искусстве как об главном двигателе любого творчества. Он был убеждён, что великая живопись начинается с одного неосознанного движения кисти художника – случайно возникшего творческого импульса. В этой логике искусство никогда не может принадлежать своему создателю полностью, так как, порождённое бессознательным, оно существует и развивается отдельно от своего творца."
Вот и отрицай после этого творческое влияние мастеров! И не поспоришь... На себе испытала...