Бодегон и Винченцо Кардуччи...

Алексей Гончаров2
­­­­Музей Прадо - Кардучо Висенте (1576 Флоренция - 1638 Мадрид) - Освобождение Констансы.

Не люблю я бодегон,
И бодягу не люблю.
А люблю я - самогон,
Пиво, красную икру...

Бодегон (исп.bodegn от bodega «трактир, харчевня»; мн. ч.бодегонес) — жанр испанской живописи эпохи Нового времени.

Термин используется приблизительно с 1650 года. Первый этим словом стал называть жанровые сцены раннего Веласкеса, в которых изображены обедающие или занятые приготовлением пищи простолюдины, Франциско Пачеко.
Некоторые испанские жанровые картины, по всей видимости, изображали реальные трактиры-бодегонес. Однако, по ассоциации, название перешло к широкому кругу жанровых картин, изображающих лиц незнатного происхождения, часто с едой и напитками. Уже в 1590 году фламандские и итальянские изображения кухни и рыночные сцены назывались бодегонес.
В своем «Arte de la pintura» (1649) Франсиско Пачеко описывает бодегон как натуралистический жанр живописи своего ученика и приёмного сына Веласкеса.
В современном испанском означает «натюрморт».

Бодегон появился в конце XVI веке на основе итальянских образцов.
Три bodegones de Italia; были написаны в 1592 году. Самые ранние известные примеры рыночных сцен (Гранада, Пал. Карлос V), подписанные Хуан Эстебан, появились в Убеда в 1606; первая кухонная сцена — ок. 1604 г, принадлежит руке Винченцо Кампи и является составной частью художественного оформления потолка галереи прелатов во дворце Арсобиспаль в Севилье.

В Италии бодегоны получили распространение под влиянием реалистической манеры художника Микеланджело да Караваджо. Обращение к «низкому» жанру стало реакцией на изысканность итальянского маньеризма. Позднее словом «бодегон» стали называть жанр натюрморта в целом.

Бодегон достиг своего расцвета в XVII веке.
Бодегоны подразделяются на два основных типа:
натюрморты (как правило, аскетичные, на нейтральном фоне);
изображение сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей (в основном — простолюдинов), сочетающие в себе элементы бытовой сцены и натюрморта.
Бодегоны позволяли художнику соединить жанровую сценку с натюрмортом.

Бодегон, в частности, был любимым жанром Диего Веласкеса во время первого, «севильского» периода его творчества. К этому жанру не раз обращался Сурбаран.

Жанр бодегонес имел свои традиционные формы — сцены в полутёмном помещении с неярким источником света, при котором особенно контрастно вырываются световые пятна, выделяются объёмы и очертания фигур.
Бодегон считался «низким» жанром в иерархии жанров.. Картины считались «несущественными» и даже «порочащими».. Они открыто высмеивались соперником Веласкеса, Винченцо Кардуччи в его «Dilogos de la pintura» (1633).

Винченцо Кардуччи, или Винсенсо Кардучо (Vincenzo Carducci, или Carducho; 1576—1638) — испанский живописец итальянского происхождения, брат и ученик Бартоломео Кардуччи.

Винченцо Кардуччи родился во Флоренции в 1576 г. (по другим данным — в 1578) и ещё в детстве переселился в Испанию вместе со своим братом, которому до самой его смерти помогал в работе. Схожий по манере письма в своих первоначальных работах со своим братом, Винченцо вскоре приобрёл самостоятельность и примкнул к натуралистическому направлению испанского искусства.

Первоначально он писал несколько работ в Вальядолиде и помогал своему брату рисовать в Эскориале для Филиппа II Испании . Он вернулся ко двору Филиппа III в Мадрид в 1606 году и помог украсить недавно отстроенный Паласио дель Пардо . На работе умер его брат, и его место занял Висенте. Он написал там историю Ахилла. Когда он закончил, его наняли на четыре года монахи Шартреза Эль-Паулара.

Он много работал для последующего монарха Филиппа IV , и его лучшие картины - это те, которые он выполнил для него в качестве украшений, которые сейчас хранятся в Прадо . Примеры его работ сохранились в Толедо , Сеговии и нескольких других городах Испании . Много лет он работал в Мадриде в качестве учителя своего искусства, и среди его учеников были Хуан Риччи, Педро Обрегон , Вела , Франсиско Коллантес и другие выдающиеся представители испанской школы XVII века.

Главный его труд — 54 картины по мотивам эпизодов из жития святого Бруно и картезианских иноков, написанные для картезианского монастыря в Пауларе (ныне в музее Фоменто в Мадриде). Эти картины, подобно множеству образов и фресок его работы, рассеянных по мадридским церквям, отличаются фантазией, лёгкостью исполнения, продуманным распределением фигур и групп и гармонией колорита. В Эрмитаже находится его «Видение святого Антония Падуанского» (№ 412). Кардуччи написал «Разговоры о живописи», которые С. Бермудес называет лучшим трактатом по теории живописи. Написанный в классической традиции как диалог между мастер и подмастерье. Следуя строгому благочестию испанского королевства, текст призывает:

«Позор мне и всем тем, кто безрассуден и дерзок, без размышлений и без улучшения души, в этом мире вознамерился нарисовать портрет Пресвятой Царицы Ангелов, Матери Вседержителя, той, которая была полна благодати, она, которая будет нашим средством для достижения небес ... Как хорошо это понимал тот святой монашеский художник брат Хуан Фесулано ... (который) никогда не начинал рисовать, не помолившись сначала ... и (кто) плакал всякий раз, когда он рисовал Христа на картине Крест."
До нас дошли также две гравюры Кардуччи, свидетельствующие о его мастерстве по части рисунка.


         @