Ну, поговорим об экипаже самолёта. Начнём с кабины пилотов, именуемой на авиационном сленге - КАБИНЕТ. Кресла пилотов имеют название - ЧАШКА (иногда их называют СКАМЕЙКА, или ТАБУРЕТКА). “Чашка” бывает правая и левая. На правой сидит второй пилот, на левой, соответственно, первый. Но в современной классификации никаких первых пилотов не существует, а есть КВС – капитан (командир) воздушного судна. Даже песня такая есть: «Ну вот, я и на левой табуретке…». КВС принимает окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, его распоряжения должны беспрекословно выполняться всеми лицами, находящимися на борту. Имеет право применять все меры (в том числе и принуждения), в отношении лиц, создающих угрозу безопасности полета. КВС несет полную ответственность за всё происходящее на борту. Иногда КВСов называют ДУБАМИ - за декоративный орнамент на козырьке их форменной фуражки. Но упаси Вас Господь назвать первого пилота «Леваком»... А вот ПРАВАК – это второй пилот, с функциональным предназначением: «Наше дело правое - не мешать левому». Иногда вторых пилотов называют - ШКИПЕР... Или «Боец» - плохой второй пилот, а вот «Гвардеец» - хороший второй пилот. Девиз второго пилота (во времена СССР был) - “Руки вместе, не мешаем - свою 1000 получаем ” ( т.е. рублей)… Мечта второго пилота – подушка (в шутку)… Ещё в экипаже есть штурман - БЛУДИЛА, бортмеханик - БОРТАЧ и бортпроводники – стюардессы. У них наименований много, пожалуй ограничусь - ДЕВОЧКИ и МАЛЬЧИКИ… Полные ножки у стюардессы обычно называют - “какие усиленные шасси”. “Нажать на девочку” - нажать на кнопку вызова бортпроводника…
На борту ВС в пассажирском салоне инкогнито могут быть вооруженные сотрудники службы безопасности. За рубежом их зовут ВОЗДУШНЫМИ МАРШАЛАМИ, в России - ШУРИКАМИ… Там где есть борт-радисты, их называют ПТИЦА-ГОВОРУН…
Задолго до вылета в аэропорту экипаж проходит обязательную процедуру предполетного контроля. КВС получает лётное задание на предстоящий рейс - БЕГУНОК. Затем предполётный медосмотр. Пилоты обычно проходят врача после бортпроводников. После проверки справки ВЛЭК (врачебно-летной экспертной комиссии) о допуске к полётам, врач измеряет давление, пульс, температуру, проводит осмотр. Пройти медосмотр экипажу - ОТДАТЬ ПУЛЬС. Получить справку ВЛЭК (проводимый раз в полгода) - получить ХЛЕБНУЮ КАРТОЧКУ… Далее Служба организации перевозок. Получение сведений о загрузке рейса и уточнение о его характере - может быть спец-медицинский груз (сыворотка крови, например)… собаки (а то и пчёлы) и т.п. Диспетчер центровки составляет центровочный график. Затем предполетный брифинг в штурманской комнате с получением навигационной документации и курсовых расчетов для выполнения полета по маршруту, пакет информации по всем аэродромам по трассе (радиочастотные данные, схемы подходов, рулёжные дорожки и т.п.). Дальше у метеорологов (они же МЕТЕОРЕТИКИ, или ВЕТРОДУИ) экипаж получает свежую метеосводку (она приходит каждые 30 минут). Аэропортовская метео-станция даёт прогноз по фактической погоде, извещения по метеоявлениям, ветер на разных высотах по маршруту, штормовые предупреждения и т.п. Без авиационного сленга тут никак не обойтись - “Четыре девятки” - отличная погода; - “Миллион на миллион” – видимость более 10 км; - “Мряка” – метель. По облачности - “Слоечка” – слоистые облака; - “Кучки” – кучевые облака (в этих облаках, да и под ними, в связи с угрозой турбулентности – летать запрещено). Во времена СССР могли сразу дать решение вроде: «Погода нелётная» (“Чехол” – погода ниже минимума).. Сейчас решение всегда — за КВСом. Он и определяет, исходя из того, что есть минимум аэропорта по погоде, видимость захода на посадку. Такой же минимум есть у самолёта и у пилотов. Выбирается худший из этих показателей. Бывает у КВС большой опыт (третья категория ИКАО), а второй пилот недавно летает на этом типе самолёта. И придётся ждать, пока погода не будет соответствовать минимуму второго пилота. Опытные пилоты хорошо знают тенденции погоды. Например, в Якутии “запуржило” — это на неделю. А в Воронеже солнышко встанет — и через час там тумана не будет…
КВС проводит брифинг с командой бортпроводников рейса (обычно за чашечкой чая) в отдельном уютном помещении, где очаровательные стюардессы приводят себя в презентабельный вид, подкрашивают ресницы и наносят уместный макияж, выгодно моделируя свою природную красоту…. Дальше вся полётная документация (маршрутные карты, сборники и многое другое) укладывается в портфель (КГШ), издавна именуемый ДЖЕКСОНОМ, с которым второй пилот торжественно выходит из административного здания… но зразу же за порогом он спешно передаёт увесистый Джексон самому молодому члену экипажа… Где-то за час экипаж выходит на перрон, садится в автобус и едет на свою стоянку к самолёту (и пилоты, и бортпроводники). Экипаж приходит на борт и получает доклад от технических служб о готовности самолета к полету. Проводится его осмотр. Подготавливается навигационный комплекс ВС, “забивается” в самолётный компьютер маршрут полёта. КВС определяет параметры, зная курс взлёта, скорость ветра, температуру воздуха и загрузку самолёта. Положения закрылок, режим работы двигателей и многое многое другое… Ознакамливается с бортовым журналом - нет ли незакрытых неисправностей. Самолёт часто плотно эксплуатируется, поэтому бывает, что пассажиры выходят, а новый экипаж уже стоит у трапа... Девушки из клиринговой службы - МЕТЁЛКИ, еле успевают сделать внутреннюю уборку и пропылесосить пассажирский салон…
С визуальным контактом с выпускающим техником на земле - ЩЕЛЧКОМ, идёт проверка механизации самолёта - ФИЗКУЛЬТУРА. Пилоты проверяют ЛОПУХИ - шевелят рулями, элеронами, выпускают предкрылки, закрылки и интерцепторы… Техник стоит на земле снаружи и следит за всем визуально. он СТОИТ НА УШАХ, т.е с ним есть связь по СПУ “Земля” - “Кабина”. Но в небольших аэропортах общение иногда бывает «на руках» (показываем жестами). Два пальца из кабины — просим запуск второго двигателя (сначала запускается правый, а затем левый двигатель). Он нам тоже показывает два пальца — мол, запуск второго разрешаю. А перед этим (например на АН-24, или ATR-72) и воздушный винт - МАХАЛО прокрутит… Он же и убирает стояночные колодки из под шасси - ЛАПТИ…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…