Летящий... где-то там... Из авиа-сленга. Часть2

Валерий Анатольевич 2
          Ну,   поговорим   об   экипаже   самолёта.   Начнём   с   кабины      пилотов, именуемой  на  авиационном   сленге   -   КАБИНЕТ.   Кресла    пилотов  имеют   название  -  ЧАШКА   (иногда   их   называют    СКАМЕЙКА,  или   ТАБУРЕТКА).   “Чашка”  бывает  правая  и   левая.  На   правой   сидит   второй пилот,   на   левой,   соответственно, первый.    Но   в   современной  классификации   никаких   первых   пилотов  не   существует,  а  есть   КВС – капитан  (командир)   воздушного   судна.   Даже  песня   такая  есть:  «Ну  вот, я  и  на  левой  табуретке…».  КВС   принимает   окончательные   решения   о   взлете,  полете  и  посадке  воздушного  судна,   его  распоряжения  должны  беспрекословно  выполняться  всеми  лицами, находящимися  на  борту.  Имеет   право   применять   все  меры  (в том числе   и   принуждения), в  отношении   лиц,   создающих   угрозу   безопасности   полета.  КВС  несет   полную   ответственность   за  всё   происходящее   на   борту.  Иногда   КВСов   называют  ДУБАМИ  -  за  декоративный   орнамент   на   козырьке   их  форменной    фуражки.   Но   упаси   Вас   Господь   назвать  первого   пилота   «Леваком»...  А   вот    ПРАВАК –   это   второй   пилот,    с    функциональным    предназначением:   «Наше   дело  правое - не  мешать левому».  Иногда   вторых   пилотов   называют   -   ШКИПЕР...  Или  «Боец» - плохой второй пилот,  а  вот  «Гвардеец» - хороший второй пилот.  Девиз  второго пилота  (во  времена  СССР  был)  -   “Руки  вместе,  не   мешаем  -  свою  1000   получаем ”  ( т.е. рублей)…   Мечта  второго   пилота – подушка  (в шутку)…   Ещё    в   экипаже   есть  штурман  -   БЛУДИЛА,    бортмеханик  -  БОРТАЧ   и   бортпроводники – стюардессы.  У   них   наименований   много,   пожалуй   ограничусь  -   ДЕВОЧКИ   и   МАЛЬЧИКИ…  Полные  ножки  у  стюардессы   обычно   называют  -  “какие   усиленные   шасси”.  “Нажать   на   девочку”  -   нажать  на  кнопку  вызова   бортпроводника…
              На   борту   ВС   в   пассажирском    салоне   инкогнито   могут   быть   вооруженные  сотрудники  службы  безопасности.  За   рубежом   их   зовут   ВОЗДУШНЫМИ   МАРШАЛАМИ,   в   России  -  ШУРИКАМИ…  Там   где   есть   борт-радисты,   их  называют  ПТИЦА-ГОВОРУН…
           Задолго   до   вылета    в   аэропорту   экипаж   проходит   обязательную   процедуру   предполетного   контроля.   КВС   получает    лётное   задание   на   предстоящий   рейс  -   БЕГУНОК.   Затем   предполётный   медосмотр.   Пилоты  обычно проходят   врача  после   бортпроводников.   После   проверки   справки    ВЛЭК   (врачебно-летной   экспертной   комиссии)  о допуске   к    полётам,    врач   измеряет   давление,   пульс, температуру,   проводит   осмотр.  Пройти     медосмотр   экипажу  - ОТДАТЬ   ПУЛЬС.  Получить   справку    ВЛЭК   (проводимый   раз   в   полгода)  -  получить   ХЛЕБНУЮ   КАРТОЧКУ…   Далее   Служба   организации   перевозок. Получение   сведений   о   загрузке   рейса  и   уточнение   о   его   характере  -   может   быть   спец-медицинский    груз (сыворотка   крови,  например)…   собаки   (а   то  и  пчёлы)  и   т.п.   Диспетчер   центровки   составляет   центровочный   график.    Затем    предполетный   брифинг   в   штурманской комнате   с  получением    навигационной    документации   и курсовых   расчетов    для   выполнения   полета   по маршруту,    пакет   информации   по   всем    аэродромам  по   трассе   (радиочастотные    данные,   схемы   подходов,  рулёжные    дорожки   и   т.п.).   Дальше   у   метеорологов   (они   же   МЕТЕОРЕТИКИ,   или     ВЕТРОДУИ)     экипаж   получает  свежую   метеосводку    (она   приходит  каждые  30 минут).   Аэропортовская    метео-станция    даёт   прогноз   по   фактической   погоде,   извещения   по  метеоявлениям,    ветер   на   разных   высотах   по   маршруту,   штормовые предупреждения   и   т.п.   Без   авиационного   сленга   тут   никак   не   обойтись    -   “Четыре   девятки”  -  отличная   погода;   - “Миллион  на   миллион” – видимость   более  10 км;   - “Мряка” – метель.   По   облачности  - “Слоечка” – слоистые   облака;   - “Кучки” – кучевые   облака  (в   этих   облаках,   да   и  под  ними,   в  связи   с   угрозой   турбулентности – летать   запрещено).   Во   времена    СССР   могли   сразу  дать   решение   вроде:   «Погода  нелётная»   (“Чехол” – погода  ниже   минимума)..   Сейчас   решение   всегда   —   за   КВСом.  Он   и   определяет,   исходя   из  того,   что   есть   минимум   аэропорта    по  погоде,   видимость   захода  на  посадку.  Такой  же   минимум  есть  у   самолёта   и   у   пилотов.    Выбирается   худший   из   этих   показателей.   Бывает   у   КВС   большой   опыт   (третья   категория  ИКАО),   а   второй пилот    недавно   летает  на   этом   типе   самолёта.   И  придётся     ждать,   пока   погода  не  будет  соответствовать  минимуму  второго  пилота.    Опытные   пилоты   хорошо   знают   тенденции   погоды.   Например,   в    Якутии   “запуржило” — это   на   неделю.   А   в    Воронеже   солнышко   встанет —   и    через   час  там   тумана  не   будет…
       КВС    проводит   брифинг   с   командой   бортпроводников рейса   (обычно   за  чашечкой   чая)   в  отдельном    уютном   помещении,   где   очаровательные  стюардессы   приводят   себя   в  презентабельный   вид,    подкрашивают   ресницы  и   наносят   уместный   макияж,   выгодно   моделируя   свою   природную   красоту….  Дальше   вся  полётная   документация   (маршрутные   карты,  сборники   и   многое   другое)   укладывается   в   портфель    (КГШ),   издавна   именуемый   ДЖЕКСОНОМ,   с   которым   второй   пилот   торжественно   выходит   из   административного   здания…   но   зразу   же   за   порогом   он   спешно   передаёт   увесистый   Джексон   самому   молодому   члену   экипажа…  Где-то   за   час  экипаж   выходит    на   перрон,   садится   в автобус   и    едет    на   свою   стоянку   к   самолёту   (и пилоты,   и    бортпроводники).   Экипаж   приходит  на   борт  и   получает   доклад   от   технических   служб    о   готовности  самолета   к  полету.   Проводится   его    осмотр. Подготавливается   навигационный   комплекс   ВС,    “забивается”     в    самолётный   компьютер    маршрут   полёта.   КВС   определяет   параметры,  зная   курс   взлёта,  скорость  ветра,  температуру  воздуха  и   загрузку  самолёта.  Положения   закрылок,   режим   работы  двигателей  и   многое   многое   другое…   Ознакамливается   с   бортовым    журналом  -   нет   ли    незакрытых   неисправностей.   Самолёт   часто  плотно    эксплуатируется,  поэтому   бывает,   что  пассажиры   выходят,   а   новый   экипаж   уже   стоит   у   трапа...   Девушки   из  клиринговой   службы   -   МЕТЁЛКИ,   еле   успевают   сделать   внутреннюю   уборку   и   пропылесосить   пассажирский   салон…
                С  визуальным     контактом   с   выпускающим   техником   на   земле   -   ЩЕЛЧКОМ,   идёт   проверка   механизации   самолёта  -   ФИЗКУЛЬТУРА.   Пилоты    проверяют   ЛОПУХИ  -   шевелят  рулями,   элеронами,    выпускают   предкрылки,   закрылки   и   интерцепторы…   Техник    стоит   на    земле   снаружи   и   следит   за   всем   визуально.   он   СТОИТ   НА   УШАХ, т.е   с   ним   есть   связь  по   СПУ  “Земля”  -   “Кабина”.   Но   в   небольших     аэропортах    общение    иногда   бывает   «на руках»  (показываем   жестами).    Два   пальца   из   кабины — просим  запуск  второго   двигателя   (сначала   запускается правый, а затем левый двигатель).   Он   нам   тоже   показывает   два   пальца  —  мол,   запуск  второго   разрешаю.   А   перед   этим   (например   на   АН-24,   или   ATR-72)   и   воздушный   винт  -   МАХАЛО   прокрутит…   Он   же   и   убирает   стояночные   колодки   из   под   шасси  -  ЛАПТИ…

ПРОДОЛЖЕНИЕ   СЛЕДУЕТ…