Летящий... где-то там... Из авиа-сленга. Часть3

Валерий Анатольевич 2
              Говорят, юмор   продлевает  нашу  жизнь.  Без   улыбки   тяжело   воспринимать   реальность,   поэтому  многим   по  нраву   различные   весёлые   ситуации.   В   авиации   можно   найти   много   веселого   и   курьезного,   связанного   и   со   специфическим   авиационным   сленгом...
              Сегодня   поговорим   о  пассажирах   авиалайнеров,   то  есть   лиц,    которые   перевозятся    на  воздушном   судне.   Эта  перевозка   охватывает   период  с  момента  входа  его  на перрон   аэропорта   для  посадки  на    воздушное  судно  и  до момента,   когда    он    покидает   перрон   после   полёта…
             Ну   пассажиров   в   авиации   называют   по   разному.   Одно   из  наименований  -   ПАКС,   от   английского   сокращения   PAX  —  passenger.   Иногда   встречается   и  шутливое  -  БАНДЕРЛОГИ…   Сами   пассажиры   разделяются   на   несколько   категорий.     Например,  пассажиров    бизнес-класса     называют     ТРЮФЕЛЯ   (или “Бизнесмены”),   сравнивая   с   одноимёнными   грибами…   И   дорого   одеты,   да   и   встречаются   реже  обычных  Паксов… -  Пассажиры   первого  класса  –   Первачи.  Пассажиры   эконом-класса  -   ЭКОНОМИСТЫ.    Раньше,   в   90-е   годы,  было   много   пассажиров-челноков  (особенно   в   направлении   Турции)  -   их   называли   МЕШОЧНИКИ.    Несовершеннолетний   ребёнок    без   сопровождения  -  УМКА.   Созвучно   с   именем   медвежонка   из   мультфильма,   который    в  тайне   от   своей   мамы забрался   в   вертолёт   и   улетел   искать   своего   друга…  У   Стюардесс    свои   типажи   пассажиров.   Некоторые   из  них   я   Вам   и   приведу…   хотя   их  может   быть гораздо   больше…   вплоть  до   бесконечности…  - “Ванька-встанька”.    Непрерывно   вскакивает  и  ходит  по   салону,   перегораживая    проход.  Не  поддается   на  уговоры   сесть   на   своё   место…   - “Ребёнок  орущий”.   Несмотря   на  малые   размеры,  обладает   необыкновенно   развитыми   голосовыми  связками…    - “Бурчало   недовольный”.   Это   пассажир,  со   скорбно-кислым   лицом, непрерывно  выражающая   недовольство   буквально   всем - едой,  пледом,   им   вечно   то   жарко,   то  холодно,  почему так  долго  летим…   Обычно   нейтрализуется  соседями  по  салону…  - “Храпун   спящий”.   Самый безвредный    вид.  Ещё   до   взлёта   впадает  в  глубокий   беспробудный  сон.  Изредка    может просыпаться, чтобы   поесть.   Зачастую   понятия  не  имеет  куда   летит – при  посадке  скажут…  - “Дон  Жуан”.   Пытается  погладить   локоток   бортпроводницы,   выпросить   номер   её   телефона,   или  всучить   свой…   “Пассажир-перволеток” - индивидум,   впервые   поднявшийся   на   борт  ВС.  Страстно   допытывается   у   стюардессы   об   устройстве   самолёта   (не   подозревая,  что  например,   в    Боинге 767    свыше    3  млн.   деталей… и   если   их   все  перечислять…).   Он  ещё   не   догадывается,  что  в  самолете  бывает  и  туалет  (он  же  ГОРШОК)…   Диалог   с   ним   выглядит   примерно   так  -   "Вы   боитесь   летать?"   -   "Да,  в   принципе  боюсь  летать…   хотя   самолётом ещё  терпимо… " -  "А    летите   первый   раз?"  -  "Тверёзым   да…"...
                Ну   посадка   пассажиров   (ЗАПРЕССОВКА) начинается   в   аэропорту   с   личного   предполётного   досмотра.  Процедура   досмотра   пассажира   и   его   ручной   клади   на   авиа-сленге   называется   ШМОН…  Дальше,   минуя   накопитель,   пассажиры   через   закрытый   телескопический  трап  -  ПАССАЖИРОСОС ,   поднимаются  на   борт.  Пассажиры  входят   в  самолет  только  с   левой  стороны.   Вход  с   правой   стороны   используется   для   служб аэропорта — погрузки  багажа  и   еды. При  входе   в самолет  одна  из   встречающих   Вас   стюардесс   держит руки  за  спиной.   Не   обижайтесь  -   руки    у   неё   за спиной,   потому  что   в   руках   “кликер”,    которым  она отщелкивает  (пересчитывая)   каждого   пассажира…
              Начиная  с   приветственного  слова   КВСа,   все последующие   разъяснения  и   команды  озвучивает   старшая   стюардесса  (в   т.ч. -  разъяснение маршрута,  длительность  полета,   температура воздуха  за  бортом   и    в   пункте  назначения…).  Согласно   должностной   инструкции   её   речь   должна   быть  четкой   и    внятной, со   свободным владением   русским   и   английским   языками.    Не   приветствуются   отклонения   от   текста,   типа   -  “Уважаемые   пассажиры!  Самолет   пилотирует квалифицированный   пилот,   заслуженный  мастер  парашютного    спорта…”…    Другие  стюардессы   перед   полётом,   стоя   в  проходе   между   креслами  -   на    БУЛЬВАРЕ,   под  аудиосопровождение,      пользуясь    жестами  и   мимикой  -   ОБЕЗЬЯННИЧАЮТ…   проводят   демонстрацию спасательных   средств,   в   том  числе   и   кислородных   масок  -  НАМОРДНИКОВ…  Кстати,   кислородные   маски  для  детей  есть  не  над  каждым креслом,  хотя   количество масок всегда на одну больше, чем сидений в  ряду, Кроме того, две  маски имеется в туалетах,   есть  они   над местами бортпроводников   и   в  кухонном  модуле.   И   кислород   сейчас   подаётся   не   из   баллонов  -  он   выделяется  за  счет генерации  в  результате  химической  реакции железа с хлоратом, или перхлоратом натрия.  При   активации   кислородных   масок  по  салону  может  пойти  легкий   дымок...  Этого  кислорода  хватает    на   12–20 минут,  на   время  достаточное   пилотам   снизить   лайнер до   «нормальной»   высоты. Если человек  не  наденет  маску,  он  может  потерять сознание  всего  за  15 секунд...
                Другие   бортпроводники   находятся   у   БКС - буфетно-кухонной    стойки   (самолётной  кухне). На    ней    и   готовятся   кормить   пассажиров,   разогревая   еду.  Еда  на    борту,   готовится  в  цехе   бортового   питания аэропорта.   Срок годности — несколько часов.    Невостребованную   и   просроченную   еду    утилизируют... 
            Не   удивляйтесь,   если   услышите   от   стюардесс  -  "Все готовы,   у   всех   вертикально!   Нужно   сообщить   пилотам…"…   Это   укороченный   вариант   сообщения   о  том,   что   все   столики   подняты,   ремни  (Удавки) застёгнуты,   шторки   иллюминаторов   открыты,   а   спинки   пассажирских   кресел   в   вертикальном   положении.   И    что  в   пассажирском   салоне   всё   готово   к   взлёту…
            Интеллигентно   реагируйте   на   замечание   стюардесс – выключить   электронику  на  время  взлета  и  посадки.   Её   (в  том числе, телефон   в   авиарежиме)  разрешается  включить   только   после  набора  высоты  и  пользоваться  до  самого  начала   снижения.  Не   пытайтесь   доказывать,   что   радиочастоты   совершенно   разные…   и  всё   такое…  Помните,   что   случаи   смерти   в   мучениях   от  30  минутного   отсутствия   музыки   в   полёте,  крайне   редки…
               Авиаперелеты, особенно  длительные  -  дело  скучное  и утомительное.   Авиаперевозчики,   для   сервиса   на   борту   организовывают   и   питание  в   самолете.   Но   начнём   с   того,   что   авиа –компания   Scandinavian   Airlines,   по   случаю  своего  70-летия,   выпустила  серию ностальгических   снимков,  на  которых  можно  увидеть, как кормили   пассажиров   на  борту  в  период  с  1950-х  по  1980-е гг.   Разнообразие   деликатесов   просто   поражает воображение.    Предлагали   отведать   несколько   видов  лосося,  хамон,  лобстеры,   свинину   холодного   копчения, говяжью,  овечью,  вяленую   и   кровяную   колбасы,  сало  с  жаренными  кусками  бекона,  и   многое   другое.   Более  того,  эти  необыкновенно   вкусные   блюда   галантно   разделывались   прямо  перед  пассажирами   в   салоне. Пару   фото   из   этой   серии   приведено   в   начале   статьи...  Ладно,   спишем   всё   это   на   показушную   постановку,  в  период   становления   авиакомпаний  на  мировом  рынке   авиауслуг…   Но   и   легенда   о   том,  что  у   российских   авиакомпаний   самая   вкусная  еда, тоже   подтверждений   не  нашла.  Горячее   питание    на   борту   подают,  если  полёт  длится    более   3-х часов   (при   двух  часовом   полёте  -  холодные   закуски).  Еду   в  самолете   (на   сленге   КУРЯТИНУ)   подают   бесплатно пассажирам  первого  и   бизнес-класса.   Блюда  -  на  уровне ресторанной  кухни.    В    эконом-классе    стандартное питание   без   всяких   излишеств.    При   полётах на    лоукостерах    не  подают  еду   вообще.  Поэтому   на  российских   авиалиниях   общение   пассажиров   со   стюардессой   обычно   проходит   так  -
— Желаете отобедать?
— А какой выбор?
— Выбор   простой - “Да”, или “Нет”.
– А  у  вас  кофе  с  чем?
– С сахаром  и   с   ложкой!   Горячего   шоколада   сегодня  не   будет…
         Мало   кто   из   пассажиров   знает,   что   контейнеры  с   едой   называются   "касалетками"    (тот  самый   "железный боксик",    в   котором   приветливые   бортпроводники  дают  Вам   горячую   рыбу,  или  мясо  с  гарниром.   Представляет   собой    алюминиевый контейнер   размером  168x97x34 мм).    У   пассажиров   тут   свой   сленг,   они   называют   их:    "Что-то   горячее",   бич-бокс,   ланч-бокс,   судочек   и  т.д.   Кстати  -   одноразовая  посуда  исключительно  в эконом классе,  в  бизнес-классе   -  стекло  и  фарфор…
              Пилотам    в   полёте   подают   разную  пищу  (часто  и  не  ту,  что  дают  пассажирам).  Это  делается   на   случай   пищевого   отравления.   В   любом   случае   один   из   пилотов    будет   пребывать  в  полном  здравии  и   сможет  нормально  управлять  самолётом…
           Про    нестандартные   ситуации,  которые  случаются  во время  полёта,   говорить   не   принято.  Иной  раз  даже бортпроводники  не  знают,  что  происходит  в   кабине    лайнера.   Как  прошёл  рейс,  с  какими  аварийными ситуациями   сталкивались  пилоты  и   как  с  этим справлялись,   знает   только   КВС   и   второй  пилот.   Они никогда    и   не   сообщают   пассажирам,  что  на  борту произошло  что-то   непредвиденное,  пока   ситуация   не станет   абсолютно   необратимой.
              В   авиационной   сленговой   терминологии   нет   понятия   «Посадка   на   воду».   Это   называется   «Падение   в   океан»…
              Ну   и   несколько   советов   пассажирам  -   если   в   самолете    рядом  с   Вами   сидит   очень   болтливый   пассажир   (ГОВОРУН),   начните   вполголоса   молиться   на   арабском…   Не   начинайте   аплодировать   первым   после   приземлении   самолёта   -   вдруг   многим   это   приземление   не   понравилось...   Да   и  пилоты   его   не  слышат...   и   хлопают при   приземлении  только  на   рейсах  в  России…   или   на   полётах   из  России…  Не   удивляйтесь   если   не   можете   получить  свой   багаж   в   аэропорту   и    служащая    в   отделе    утерянного   багажа,   приветливо улыбнувшись,   спросит  -    “А   Вы    точно    уверены,   что   Ваш    самолёт  уже   прилетел?”…
              Кстати,   немецкая   авиакомпания   Lufthansa   продаёт  багаж своих  пассажиров  с  молотка.  Если  за  забытым чемоданом  никто  не  обратится  в  течение  трёх  месяцев,  его  продают  на  аукционе.  При  этом  чемоданы  не  вскрываются.  Ни  продавец,  ни  покупатель  не  знают,  что  обнаружится  внутри  чужого  багажа...



ПРОДОЛЖЕНИЕ   СЛЕДУЕТ…