Сегодня поговорим о аэропортах. Ну аэродром - это место базирования воздушных судов и их технического обслуживания. С ВПП они осуществляют взлёт… на неё же производят и посадку. По состоянию на 01.01.2019 г. в «Государственном реестре гражданских аэродромов РФ» был зарегистрирован 241 аэродром. А на сайте «Аэропорты мира» в России их оказывается всего 143 (в отличие от США, где их 13,5 тысяч). Аэродромы в России классифицируются по длине ВПП и несущей способности покрытия, разделяясь на 6 классов с длиной ВПП от 500 до 3200 метров. На сленге пилотов названия звучат необычно: Домодедово – Дедушка… Внуково - Внучка… Быково - Коровкино… Ну за "Минструальные Воды", "Краснодыр" и "Сифилиси" (Тбилиси) долго объяснять не надо… А сгонять в "Катю" (на языке пилотов) — выполнить рейс в Екатеринбург…
На аэропорты, с их бесконечным движением различной техники, подсвеченной оранжевыми мигалками, можно смотреть вечно. Предполетная подготовка воздушного судна — это работа десятков людей и десятков же машин. Техники, уборщики, заправщики, грузчики, перронные автобусы, самоходные трапы, цистерны, снующие тягачи, машины кейтеринга - всё трудно перечислить. Все у авиаторов проходят под обособленными названиями. Например аэродромный тягач (типа КЗКТ-537Л) - “Тамагочи”... Топливозаправщик, типа ТЗ-7,5-500А - “Сиська”, или “Бидон”… Спиртозаправщик - “Массандровоз” … Специальные аэродромные пожарные автомобили (типа АА-70(7313)-220) - “Медноголовые тушилы”… Любой экскаватор на территории аэродрома - “Кабелеискатель". Где бы не копал - обязательно напорется и повредит какой-то подземный кабель… Самоходный трап - “Пипелац”… Ну и другие…
С любого конца аэродрома можно увидеть диспетчерскую вышку (КДП - контрольно-диспетчерский пункт). Место, откуда осуществляется руководство полётами и где находятся самые важные люди на аэродроме. На авиа-сленге это СТАКАН (он же “Скворечник” или “Голубятня”). Вход туда доступен лишь избранным, поэтому когда на вопрос, где Иван Иваныч, услышите «Он сегодня на Стакане», не спешите подозревать его в злоупотреблении алкоголем. Он занят… и лучше его не беспокоить… График диспетчера выглядит следующим образом: смена с 14 до 22 часов, затем ночевка в комнате отдыха и новая смена с 8 до 14:30. Затем до 16:30 разбор полётов, изучение документов, и с 21:30 до 8:30 — ночное дежурство, после чего 3 дня выходных. То есть "ДУН" - "день-утро-ночь". Сидеть на “Палке" – у диспетчеров: работать за пультом. ( А "Палка" - тангента передатчика на диспетчерском пульте). Команды диспетчеров мало понятны для непосвященных. Например - "Нажатие", ("Борт такой-то, дайте нажатие") - кратковременное включение на борту передатчика, чтобы сработал радиопеленгатор. Иногда они гоняют "Ангелов" - убирают помехи на экране РЛС...
Да, Авиадиспетчера — дирижеры, управляющий небесным хороводом и лоцманы, указывающие воздушным судам безопасный путь в гавань, с обеспечением интервалов продольного, вертикального и бокового эшелонирования всех бортов. В аэропорту их много - Диспетчер руления управляет движением воздушных судов и аэродромных служб по территории аэродрома. Разрешает запуск двигателей самолета, руководит движением по рулежным дорожкам и выруливанием на предварительный старт перед ВПП. Дальше самолёт принимают Диспетчеры старта , которые руководят на ВПП взлетающими воздушными судами. Тут и «тёрки с башней» - получение разрешения на взлёт, откуда и дают команду занять исполнительный старт и начать взлет. Экипаж, после взлета, должен "РОДИНУ ОПОВЕСТИТЬ", т.е связаться с этим диспетчером… Затем самолёт попадает к Диспетчеру круга (“Властелину кольца”), который выдаёт указания о первоначальном наборе высоты. После выхода на свою трассу и МАРШИРОВАНИЮ по эшелону, пилоты поддерживают связь с Диспетчерами районных центров, которые из ЦУПов контролируют движение ВС в пределах границ воздушных трасс, проходящих через их зону ответственности - КОНТРОЛЬ… Дальше, после схода с эшелона, всё происходит в обратном порядке. Добавляется только Диспетчер подхода (“Хозяин глиссады”), определяющий очередность захода на посадку и построением необходимых интервалов эшелонирования.
Ясно, что экипажу каждый раз надо выходить на нужную частоту диспетчера (используются частоты в диапазоне 118-137 мгц. в режиме модуляции АМ (амплитудная) и вести переговоры, соблюдая правила радиообмена и специфическую фразеологию. Например -
- Москва. Шереметьево-Подход. Здравствуйте. Борт… Следуем… скорость 0.84… высота… метров. Эшелон пролёта РНТ (радионавигационной точки) … расчётное время… расчётное снижение…
После чего Подход даст схему прилёта…
- Ответ - Борт… , снижайтесь 1800, работайте с Кругом, 118,1 (частота)…
- Шереметьево-Круг. Здравствуйте. Борт… Иду - 2100, снижаюсь 1800, заход директорный…
- Ответ - Борт…, заход разрешаю, давление 746мм (на пороге ВПП). Снижайтесь 900…
- Шереметьево-Круг. Борт…, эшелон перехода, давление 746 установил… снижаюсь 900…
- Ответ - Борт… Снижайтесь к 4-му (развороту) - 600…
И так далее…
В аэропорту можно увидеть различные радиолокаторы (даже глядя в иллюминатор самолёта), среди них есть локаторная установка - “Бантик”… Наземный локатор-высотомер (антенна которого качается вверх-вниз) называют “Подхалимом”… На небольших аэродромах в составе метеостанций обязательно присутствует Конус-ветроуказатель (в просторечии “Колдун”, или “Буратино”) — конус из ткани, предназначенный для аэронавигационного указания направления и приблизительной скорости ветра. Но чаще всего его называют Гонд…. Впрочем ограничусь наименованием этого контрацептива советским названием - “Изделие №2”… Кстати, так же называют и метео-зонды…
Есть в гражданской авиации и сленговый термин СОСЕДИ - это расположенный рядом военный аэродром, отсюда и выражение "Провести по забору" - пролёт ВС по границе с "Соседями", что иногда приводит к курьёзным ситуациям… Во Владивостоке, в аэропорту, есть совмещенные полосы у гражданского и военного аэродромов. Ну иногда из иллюминатора пассажирского самолета можно наблюдать взлёт сверхзвукового истребителя с ракетами на внешней подвеске - это ещё ладно… Но были случаи и поинтересней - Подходит однажды в очень туманный день к ВПП военный Ан-26. Всё как положено - со звездами на крыльях и т.д… Облачность до земли - не видать ни хрена…. полосы посадочной тоже… Вояки снижаются резко и энергично, закладывая крутой вираж - нервных пассажиров-то на борту нет. В это же время на “гражданской полосе” в аэропорту ожидали прибытия корейского «Боинга», уже зашедшего на посадку. Внезапно оживает динамик аварийной волны, и из него слышится истошный крик (с корейским акцентом): «Мэйдей! Мэйдей! Мэйдей!» (это приблизительно тоже, что SOS для моряков - кричится, когда совсем хреново). Далее кореец на нервном английском сообщает, что во время захода на посадку был внезапно атакован спикировавшим на него русским военным самолетом, а потому садиться не будет, набирает высоту и уходит… Пилот корейского лайнера, при виде красных звёзд на самолете, наваливающемся на него сверху, впал в панику, и его смогли успокоить и посадить только в Хабаровске… Хорошо ещё, что у него было мало керосина - летел бы до Японии…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…