Летящий... где-то там... Из авиа-сленга. Часть4

Валерий Анатольевич 2
      Сегодня  поговорим   о   аэропортах.   Ну  аэродром  -  это   место   базирования  воздушных  судов  и   их   технического   обслуживания.   С   ВПП   они   осуществляют   взлёт…   на    неё   же   производят   и   посадку.   По   состоянию   на   01.01.2019 г.   в   «Государственном  реестре   гражданских   аэродромов   РФ»   был    зарегистрирован  241   аэродром.   А    на   сайте   «Аэропорты   мира»  в   России   их  оказывается   всего   143   (в отличие  от  США,  где  их   13,5 тысяч).  Аэродромы  в  России  классифицируются   по  длине   ВПП   и   несущей  способности   покрытия,   разделяясь   на   6  классов   с   длиной   ВПП   от   500    до   3200   метров.  На   сленге   пилотов   названия   звучат   необычно:  Домодедово – Дедушка…   Внуково  -  Внучка…  Быково  -  Коровкино…  Ну   за    "Минструальные   Воды",  "Краснодыр"   и   "Сифилиси"   (Тбилиси)  долго   объяснять   не  надо…  А   сгонять   в    "Катю"  (на   языке   пилотов) —  выполнить  рейс   в    Екатеринбург…
            На   аэропорты,   с    их   бесконечным   движением   различной   техники,    подсвеченной   оранжевыми  мигалками,   можно  смотреть   вечно.   Предполетная   подготовка   воздушного   судна —  это   работа   десятков   людей   и   десятков  же  машин.  Техники,   уборщики,  заправщики,   грузчики,  перронные   автобусы,   самоходные трапы,  цистерны,  снующие  тягачи, машины    кейтеринга   -   всё   трудно   перечислить.   Все   у   авиаторов   проходят   под   обособленными   названиями.   Например   аэродромный   тягач  (типа   КЗКТ-537Л)  -  “Тамагочи”...    Топливозаправщик,  типа   ТЗ-7,5-500А   -   “Сиська”,   или    “Бидон”…   Спиртозаправщик  -   “Массандровоз” …   Специальные   аэродромные    пожарные   автомобили  (типа    АА-70(7313)-220)   -  “Медноголовые   тушилы”…    Любой   экскаватор  на  территории  аэродрома  -  “Кабелеискатель".   Где   бы   не   копал  -   обязательно   напорется   и   повредит   какой-то   подземный   кабель…    Самоходный   трап  -  “Пипелац”…   Ну   и   другие…
                С   любого   конца   аэродрома   можно   увидеть   диспетчерскую   вышку   (КДП  - контрольно-диспетчерский   пункт).  Место,  откуда  осуществляется  руководство   полётами  и   где   находятся   самые   важные   люди   на   аэродроме.  На   авиа-сленге   это     СТАКАН   (он   же  “Скворечник”   или   “Голубятня”).   Вход   туда   доступен   лишь   избранным,   поэтому когда  на   вопрос,   где   Иван   Иваныч,   услышите   «Он   сегодня на   Стакане»,   не   спешите   подозревать   его    в  злоупотреблении   алкоголем.    Он   занят…  и  лучше  его  не беспокоить…  График    диспетчера   выглядит   следующим    образом:   смена   с 14 до  22  часов,   затем   ночевка   в комнате   отдыха   и   новая  смена  с 8 до 14:30.  Затем  до 16:30   разбор  полётов,   изучение   документов,   и   с 21:30 до   8:30 — ночное   дежурство,  после  чего  3   дня выходных.    То  есть   "ДУН" -   "день-утро-ночь".      Сидеть на  “Палке" – у   диспетчеров:   работать   за   пультом.     ( А   "Палка" -  тангента   передатчика  на  диспетчерском   пульте).   Команды   диспетчеров    мало   понятны   для   непосвященных.   Например  -  "Нажатие",   ("Борт  такой-то,  дайте  нажатие") -   кратковременное   включение   на   борту   передатчика,   чтобы   сработал   радиопеленгатор.  Иногда   они   гоняют   "Ангелов" -   убирают   помехи  на экране  РЛС...
               Да,   Авиадиспетчера — дирижеры,   управляющий   небесным   хороводом   и   лоцманы,   указывающие   воздушным  судам   безопасный   путь  в   гавань,   с    обеспечением   интервалов   продольного,  вертикального  и  бокового   эшелонирования   всех   бортов.     В  аэропорту   их   много  -   Диспетчер  руления  управляет  движением   воздушных   судов  и   аэродромных  служб  по   территории   аэродрома.   Разрешает   запуск   двигателей  самолета,   руководит   движением   по   рулежным   дорожкам  и  выруливанием    на    предварительный   старт   перед   ВПП.   Дальше   самолёт   принимают   Диспетчеры   старта ,  которые    руководят   на   ВПП   взлетающими    воздушными  судами.  Тут  и   «тёрки  с   башней» - получение  разрешения  на  взлёт,  откуда  и  дают   команду  занять   исполнительный   старт  и   начать  взлет.   Экипаж,  после   взлета,   должен     "РОДИНУ  ОПОВЕСТИТЬ",   т.е   связаться    с   этим   диспетчером…    Затем   самолёт   попадает   к   Диспетчеру    круга    (“Властелину   кольца”),  который   выдаёт  указания   о   первоначальном  наборе   высоты.   После   выхода   на   свою   трассу   и   МАРШИРОВАНИЮ   по   эшелону,   пилоты   поддерживают   связь   с   Диспетчерами    районных   центров,   которые   из   ЦУПов    контролируют   движение   ВС  в  пределах границ  воздушных   трасс,   проходящих   через   их  зону ответственности  -   КОНТРОЛЬ…   Дальше,  после   схода   с   эшелона,   всё   происходит   в   обратном   порядке.   Добавляется   только   Диспетчер   подхода    (“Хозяин   глиссады”),   определяющий    очередность   захода   на   посадку   и    построением   необходимых   интервалов   эшелонирования.
              Ясно,   что   экипажу   каждый   раз   надо   выходить   на   нужную   частоту    диспетчера   (используются    частоты в   диапазоне   118-137 мгц.    в  режиме  модуляции АМ (амплитудная)   и   вести   переговоры,   соблюдая   правила   радиообмена   и   специфическую   фразеологию.   Например   -
-  Москва. Шереметьево-Подход.  Здравствуйте.   Борт…   Следуем…   скорость  0.84…   высота…  метров.  Эшелон  пролёта  РНТ (радионавигационной  точки) … расчётное   время…  расчётное   снижение…
После    чего   Подход    даст  схему  прилёта…
-  Ответ  -   Борт… ,   снижайтесь 1800,   работайте  с  Кругом,  118,1  (частота)…
-    Шереметьево-Круг.   Здравствуйте.   Борт…  Иду  -  2100, снижаюсь 1800,   заход   директорный…
-  Ответ -  Борт…,   заход  разрешаю,  давление  746мм   (на   пороге   ВПП).   Снижайтесь  900…
-   Шереметьево-Круг.  Борт…,    эшелон  перехода,   давление 746   установил…   снижаюсь   900…
-  Ответ -   Борт…  Снижайтесь  к   4-му   (развороту)  - 600…
И   так  далее…
                В   аэропорту   можно   увидеть   различные   радиолокаторы   (даже   глядя   в   иллюминатор   самолёта),   среди   них   есть    локаторная   установка  - “Бантик”…    Наземный   локатор-высотомер   (антенна  которого   качается   вверх-вниз)   называют   “Подхалимом”…  На   небольших  аэродромах   в   составе   метеостанций   обязательно   присутствует    Конус-ветроуказатель   (в просторечии   “Колдун”,   или    “Буратино”) — конус  из   ткани, предназначенный   для   аэронавигационного   указания  направления   и   приблизительной   скорости   ветра.   Но   чаще   всего   его   называют   Гонд….   Впрочем   ограничусь   наименованием   этого   контрацептива   советским   названием  -   “Изделие   №2”…  Кстати,   так   же   называют   и   метео-зонды…
                Есть   в  гражданской   авиации   и   сленговый   термин  СОСЕДИ  -   это    расположенный   рядом   военный аэродром,   отсюда   и  выражение    "Провести   по   забору" -   пролёт   ВС   по   границе   с   "Соседями",   что   иногда  приводит   к   курьёзным   ситуациям…  Во   Владивостоке,  в аэропорту,   есть   совмещенные   полосы  у   гражданского  и   военного   аэродромов.   Ну    иногда   из  иллюминатора   пассажирского  самолета   можно   наблюдать   взлёт   сверхзвукового   истребителя   с   ракетами   на   внешней   подвеске   -  это   ещё   ладно…   Но   были   случаи   и   поинтересней  -   Подходит   однажды   в  очень   туманный день   к   ВПП   военный   Ан-26.    Всё   как положено - со звездами   на   крыльях  и  т.д…    Облачность   до  земли - не видать  ни  хрена….    полосы  посадочной   тоже…   Вояки   снижаются     резко   и   энергично,  закладывая   крутой   вираж  -  нервных   пассажиров-то  на  борту  нет.   В   это   же   время   на    “гражданской   полосе”   в    аэропорту   ожидали   прибытия   корейского «Боинга»,   уже   зашедшего  на   посадку.   Внезапно оживает  динамик   аварийной   волны,   и   из   него слышится   истошный   крик    (с  корейским  акцентом): «Мэйдей! Мэйдей! Мэйдей!»    (это   приблизительно   тоже, что  SOS  для  моряков - кричится,  когда  совсем  хреново). Далее  кореец   на   нервном   английском   сообщает,  что во   время   захода   на   посадку   был   внезапно   атакован   спикировавшим   на  него   русским   военным   самолетом,  а   потому  садиться  не   будет,   набирает  высоту  и  уходит… Пилот   корейского   лайнера,   при   виде   красных  звёзд   на   самолете,   наваливающемся  на   него   сверху,   впал   в панику,   и   его   смогли   успокоить  и   посадить   только   в  Хабаровске…   Хорошо  ещё,   что   у   него    было  мало   керосина   -   летел   бы   до   Японии…

ПРОДОЛЖЕНИЕ   СЛЕДУЕТ…