История учреждения Патриаршества на руси

Павел Спивак
ИСТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА НА РУСИ

Учреждение патриаршества в России состоялось в 1589 году. Первым российским патриархом стал митрополит Иов. В это время в стране фактически правил Борис Годунов. Для его правительства это стало важным достижением, укрепило авторитет России на международной арене.

Учреждению патриаршества в России предшествовало непростое положение в христианском мире. Еще в XV веке пала Византия и был захвачен Константинополь. После этого большинство восточных церквей оказались в зависимости от турецких султанов. Россия осталась фактически единственным в мире независимым православным государством.

С тех пор христианский Восток нередко смотрел на Россию как на главного защитника православия. Зная о честолюбии Годунова, нельзя не признать, что он был истинным патриотом и государственником. Он провел ряд важных реформ, учреждение патриаршества было одной из них. Все они были направлены на усиление мощи и международного влияния Русского государства.

Первым этапом для осуществления учреждения патриаршества стала организация визита в Москву патриарха Иоакима в 1586 году. Его встретили с большим почетом. Это был первый случай, когда восточный патриарх приехал в Москву. Годунов во время этого визита проявил чудеса изощренной дипломатии.

Иоакима с почетом приняли в Кремле, он ожидал встречи с московским митрополитом Дионисием, но тот к нему явно не спешил. При этом гостя пригласили на обед к царю, что было невероятно почетно. В ожидании трапезы его отправили в Успенский собор Московского Кремля, где как раз совершал службу Дионисий. Очевидно, все было тонко продумано. Как только Иоаким вошел в собор, Дионисий первым благословил его, это была неслыханная дерзость.

Его возмущения все пропустили мимо ушей, более того, даже не пригласили пройти в алтарь. Патриарх всю службу простоял у заднего столпа Успенского собора. Смысл акции, которую, как считается, режиссировал Годунов, был в том, чтобы дать понять Иоакиму, что греческие патриархи приходят к русской церкви исключительно за помощью и поддержкой, оказываясь в роли просителей.

Явно восточному патриархату предлагалось подумать над тем, чтобы исправить эту несправедливость. После этого скандала Иоаким не захотел видеться с Дионисием, дальнейшие переговоры вел сам Годунов. Гость был явно не готов к предложению учредить патриаршество в Москве, к тому же самостоятельно принять решение не мог, но обещал посоветоваться с другими восточными патриархами. Решающее слово оставалось за Константинополем.

В 1588 году в Москву прибыл вселенский патриарх Иеремий II, который занимал пост в Константинополе. Как сегодня считают большинство историков, по пути столицу он еще не предполагал, что его ждут для учреждения патриаршества в России. Обсудить этого с Иоакимом он не успел. Вскоре после приезда Иеремия оказался фактически под домашним арестом.

Все это время велись сложные и затяжные переговоры, во время которых константинопольского патриарха пытались убедить передать сан в Москву. На тот момент страной управлял царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, но фактическим правителем был князь Борис Годунов. Считается, что учреждение патриаршества в России было именно его идеей и заслугой. Поэтому, хоть формальным царем и был Федор Иоаннович, он исполнял все, что ему советовал его приближенный.

Теперь вы знаете, при каком царе учреждение патриаршества в России стало реальностью. Как видно, сломить константинопольскую делегацию было непросто, на это понадобился почти год. Дату учреждения патриаршества в России вы узнаете из этой статьи. Учреждение патриаршества в России произошло в феврале 1589 года, здесь и далее будем использовать новый стиль летоисчисления. Патриарха Иеремию приняли с почетом и уважением. Его разместили на Рязанском подворье, но, к удивлению, гостя окружили не только почетом, но и надзором. Патриарху было запрещено с кем-либо общаться, особенно с иностранцами. Он оказался в ситуации птицы, попавшей в золотую клетку.

При этом Иеремия вскоре встретился с царем, его одарили деньгами, кубками, бархатом и соболями. Он, в свою очередь, привез мощи святых. Дальнейшие переговоры с патриархом вел Годунов. Борис действовал тонко, но настойчиво. Предстояло убедить константинопольского патриарха, что в Москве необходимо учредить патриаршество. С этой сложной дипломатической задачей с блеском удалось справиться.

Начали с того, что оставили Иеремию в покое на подворье на весьма длительное время. Он жил в полном достатке, но ни с кем не виделся, фактически находясь под домашним арестом. От идеи московского патриаршества он поначалу категорически отказывался, аргументируя это тем, что в одиночку не может решать такой важный вопрос. Но чем дольше длилось заточение, тем на большие уступки шел Иеремия. Затем Годунов предложил ему самому остаться в России и стать первым патриархом.

Очевидно, что условия, в которых он жил, были значительно лучше тех, которые он мог себе позволить в Константинополе. Как предполагают историки, с этим предложением выступил не сам Годунов, а его люди, которые были приставлены к константинопольскому патриарху, так что их мнение было неофициальным, ни к чему никого не обязывало, но все же оказывало влияние на иностранного гостя.

Утверждают, что Иеремия действительно решил остаться в России, не сообразив, что это была всего лишь ловушка. Годунову не нужен был он в роли московского патриарха. С этого начались настоящие переговоры уже не о переезде патриарха из Константинополя в Москву, а об учреждении здесь своего престола. При этом современные историки не исключают, что, возможно, в качестве запасного варианта рассматривалась и эта возможность.

С одной стороны, это было бы выгодно, для Москвы и православного мира в целом. Российское государство получило фактическое подтверждение преемство от Константинополя, в это же время Западная Русь, которая находилась под юрисдикцией константинопольского патриарха, перешла бы под начало Москвы. Но были у этого проекта и очевидные минусы, которые все-таки заставили Годунова добиваться местного патриаршества, а не довольствоваться переездом Иеремии.

Ведь было неизвестно, как на это отреагируют турки и греки. В Константинополе могли избрать нового патриарха. К тому же на Руси издавна подозрительно относились к грекам, не доверяли им. Влиять на такого патриарха русскому царю или самому Годунову было бы слишком сложно, а Борису был необходим на этом месте надежный союзник. Взвесив все за и против, правительство Годунова решило добиваться учреждения русского патриаршества. Тогда в ход снова пошла тонкая дипломатия.

Иеремии стали предлагать остаться в России, но жить не в Москве, а во Владимире. Объясняя это тем, что в Москве на кафедре митрополита уже восседает Иов, к тому же утверждая, что Владимир формально считается первой кафедрой на Руси, не потерянного к тому времени Киева. Иеремия очень хотел жить в почете и богатстве, не опасаясь новых гонений и унижений от турок, которым он мог подвергнуться в Константинополе. Но при этом он понимал, что переезд во Владимир абсолютно неприемлем.

Это был провинциальный захолустный город, который был древней столицей русской церкви в далеком прошлом. Поэтому Иеремия категорически отверг этот вариант. Он настаивал, что патриарх должен постоянно находиться рядом с государем, как всегда было в Константинополе, поэтому настаивал на варианте с Москвой. Начались новые переговоры, во время которых, по всей видимости, он оказался в безвыходном положении, дав некие обещания, от которых затем не смог отказаться. Посланцы царя Федора Иоанновича стали настаивать на том, что если Иеремия сам не хочет быть русским патриархом, то должен оставить патриарха из местного духовенства.

Иеремия пытался возражать, настаивая на том, что не может самостоятельно принять такого решения, но в результате сдался. Свою роль, безусловно, сыграло и длительное заточение. В результате в январе 1589 года Федор Иоаннович собрал Церковный Собор и Боярскую думу, заявив, что Иеремия не желает быть патриархом во Владимире, а убрать ради него с московской кафедры такого достойного митрополита, как Иов, невозможно.

К тому же царь отметил, что без знания особенностей русской жизни и языка тому будет трудно выполнять свои обязанности. После этого вопрос об учреждении патриаршества все сочли фактически решенным. Иова произвели в патриархи в царских палатах, а не в Успенском соборе, как это предлагал сделать константинопольский патриарх. И в этом был свой умысел. Если бы церемония проходила в соборе, то и царь Федор Иоаннович, и Иов должны были отблагодарить Иеремию за честь, которую тот им оказал. Поэтому было решено проводить церемонию в царских палатах, чтобы не поднимать слишком высоко авторитет константинопольского патриарха.

После этого торжественного события состоялся парадный обед в палатах государя. Во время него Иов время от времени отлучался, чтобы объехать Москву, окропляя ее святой водой. Все исполнилось, как и задумывали Годунов и его приближенные. С началом Великого поста Иеремия стал проситься уехать в Константинополь. Годунов его всячески поначалу отговаривал, ссылаясь на весеннюю распутицу и необходимость оформить все документы, необходимые патриарху.

В итоге Иеремия согласился составить Уложенную грамоту, в которой было указано, что все восточные патриархи согласны с учреждением патриаршества в Российском государстве. Так патриаршество окончательно и официально оказалось закреплено за Русской Православной Церковью. Соборы в Константинополе, которые состоялись в 1590 и 1593 годах, подтвердили, что учреждение патриаршества в России относится к законным актам и не может никем оспариваться.

В связи с этим в Россию были направлены соответствующие грамоты. Фактически с этих пор началась ее обновленная история. Роль Годунова в этом стала одной из ключевых. При этом стоит отметить, что за границей не все отнеслись к этому решению положительно. Реакция на православном Востоке оказалась разной. В частности авторитетный богослов Мелетий Пигас, который с 1590 года стал патриархом в Александрии, был категорически против, оспаривая законность и правомерность этого решения.

Он пытался доказать, что решение, которое принял Иеремия в российской столице, было обусловлено хитростью и насилием со стороны русских, что и подтверждают многочисленные исторические исследования. Стоит при этом отметить, что к 1593 году смирился и он, подписав грамоту об учреждении патриаршества в России. Итоги этого можно наблюдать и сегодня, когда Россия остается одной из ключевых православных стран в мире.

Большое значение в этом занимает Уложенная грамота 1589 года, в которой декларируется концепция "Москва - третий Рим", ранее также известная по другим источникам. Стоит подчеркнуть, что подлинность грамот, подтверждавших учреждение патриаршества в России, не раз вызывали сомнения у современников и у многих потомков. В XX веке были проведены графологические экспертизы, согласно которым большая часть подписей в грамоте 1590 года была подделана.

Как минимум 70 подписей из 105 не были подлинными. При этом в грамоте 1593 года таких нарушений и подлогов выявить не удалось.

Почему этого так стремились добиться Борис Годунов и правители того времени? Попробуем ответить на этот вопрос. Историческое значение учреждения патриаршества в России заключается в получении официального независимого статуса Московской митрополии от греческой церкви.

Русская церковь обрела уникальную и исключительную роль в православном мире того времени, сохраняется она и сегодня. Она стала более многочисленной и влиятельной, а главное, стала тесно связана с единственным в мире на тот момент православным государством.

Для многих было очевидно, что рано или поздно год учреждения патриаршества в России наступит. Ранее этому мешали весьма напряженные и непростые взаимоотношения с константинопольским патриархатом, который не желал признавать авторитета Руси, видя, как быстро к ней переходит все влияние в православном мире.

Получить же согласие восточных патриархов было обязательным условием, без него, самостоятельно провозгласить митрополита патриархом Московским было нельзя. В результате исторические обстоятельства сложились благополучно, теперь, если попросят указать дату учреждения патриаршества в России, является датой 5 февраля 1589 года. Стоит сразу отметить, что причины учреждения патриаршества в России отличаются у светских и духовных исследователей.

Первые утверждают, что инициатива принадлежит исключительно Борису Годунову, это был один из моментов, чтобы потешить его исключительность и самолюбие. Церковные историки в корне не согласны с этой точкой зрения. Но при этом выдвигают различные версии. Например, одни считают, что дело в желании патриарха Иеремеи угодить русскому государю, так что это было предложение, исходившее от самой константинопольской делегации. Другие видят причину в желании Федора Иоанновича, который желал возвысить Русскую Православную Церковь на фоне православного Востока. В любом случае сегодня значение учреждения патриаршества в России трудно переоценить.