Летящий... где-то там... Из авиа-сленга. Часть5

Валерий Анатольевич 2
    В   любой   работе   наверное  найдётся    что-то   такое…,   что   не предназначено    для   посторонних   ушей.   А   авиация   всегда  была окружена   ореолом   романтики   и   таинственности,   вот   почему  так интересно   узнавать   о   «внутренней  кухне»   этой   сферы…
        Ну   Лётчик,   он   же   Пилот  -   человек,   управляющий   летательным   аппаратом.  Одни   доказывают,   что   разницы  никакой,   кроме   той,   что  этимология  слова   "пилот"   от  английского   “pilot”,   а   "лётчик" - это   просто   русский  аналог.   Следует   отметить,   что   Пилот   управляет гражданскими   воздушными   судами,   а   лётчик – военными  ("лётчик"  прямо  указано  в  официальном  перечне   ВУС - военно-учётных   специальностей).    Эта    профессия     очень   сложная,  так  как  требует  от   пилота превосходных   технических  навыков,   высокого    пилотажного   мастерства,   большой  внимательности  и  сосредоточенности,   сопряжена  с  большой  ответственностью  и  отсутствием   права  на  ошибку.   Находясь  за   штурвалом,  он   отвечает  за  жизнь  экипажа  и  всех  пассажиров.  Бывают   случаи,   когда   на   принятие   решений   отводятся   считанные    секунды,   поэтому   необходимо   действовать   незамедлительно.   Важным    является  способность   выдерживать    запредельное   эмоциональное   напряжение  и   держать   его   под  контролем.     Иметь   холодный  и   ясный рассудок,   склонность  к  аналитическому  и  логическому мышлению,    обладать    интеллектом   выше   среднего,   и   иметь   просто   безупречное   здоровье   (особенно   100%  зрение).  Действия   пилотов   по  управлению  самолётом   далеко   не   спонтанные   -   они   чётко   регламентируются   специальной    инструкцией    РЛЭ  —   руководством    по  лётной   эксплуатации   (ранее   было   НПП  -  “Наставление   по   производству  полетов  в  гражданской   авиации   СССР”).   Инструкция — служебный   документ.   В   ней  содержатся   все  алгоритмы  действия  экипажа  в   штатных  ситуациях   и   чётко   прописаны  действия   в  аварийных  ситуациях…
          Предположим,  что   Вы отлично   знаете   английский   язык –  можете   поговорить, читаете  журналы  и   смотрите   фильмы.   Но  не   факт, что   этих   знаний   достаточно, чтобы   вести   заоблачные   разговоры.    Диспетчеры  и  пилоты  тоже  общаются  на   английском, но  попробуйте   их   послушать – для непосвященных   это   полная   абракадабра!   И   Вы  понимаете, что  ничего  не   понимаете! А  так  гордились  своим  уровнем английского…   А   всё  дело   в   том,   что   авиадиспетчеры  и пилоты   используют   авиационный   английский  (состоящий   всего  из   300   слов), специальные  фразы   и   порядок   радио-общения.   Все  переговоры   проходят   по  радиосвязи,   поэтому  крайне   важны: сбалансированный   темп  речи,  громкость   и   четкость   в   произношении.   Чаще   всего   используются   два   волшебных слова  “say  again”   (повторите   Ваше   последнее  сообщение). Это основное  правило  во  избежание  недопонимания,  которое  может закончиться   катастрофой…
           К   минусам    профессии     следует   отнести   то,   что   пилота   можно   сравнить  с   моряком,  отправляющимся   в   дальнее плаванье,   ведь   дома  они  практически   не  бывают,  или  же  бывают   очень  редко.   Скифский     философ    Анахарсис,   живший   за    шестьсот   лет   до    нашей  эры,   делил   людей  на   три   категории  -   Живые…   Ушедшие   в   Мир   иной…   И  плывущие   (в   данный   момент)   на  корабле,   не   относя   их   ни   к   первым…  ни   ко   вторым…   В   наше   время   к   третьей   категории   добавилась   авиация.   Наверное   поэтому   я   в  одном   из   своих   стихотворений   об   улетающем   самолёте   и   написал…-
… Ну  а  затем  в  небесной  дымке  тает,
И  исчезая  в  темно-синей  мгле…
В  далекое  далёко  улетает,
Лишь  тень  свою  оставив  на  земле…
           Ну   многие   удивятся   некоторым   странностям   в   работе   пилотов.   Им,   например,   нельзя   в   полёте   пользоваться  солнцезащитными    очками.   Почти   все   они  -  поляризованные,   то  есть  не  пропускают  никаких  бликов и  отражений.   Дело  в  том,  что  свет  от   LED-мониторов   компьютерных   систем   самолета   виден   только  под определенным   углом.   И   если  пилот  чего-то  не  заметит, может  произойти  трагедия.  Пилоту   нельзя   носить   бороду,   или   пышные   усы,   по   причине  того,  что,  если  ему   придется  надевать    кислородную  маску,  она  будет   прилегать  к  лицу  неплотно,  и  у  него  есть  риск   “отключиться”   из-за   кислородного   голодания. Поэтому   лицо   пилота   всегда   чистое,   лишь   иногда   допускается   легкая   “небритость”…
       Да,    сейчас   многие   авиационные   профессии   канули  в   Лету  -   бортинженер,   который   заведовал   "техническим  хозяйством",    штурман,   который  обеспечивал   навигацию,    радист - который  вел  радио-связь...  Их   заменили  умными   компьютерными    системами,   повысив    требования   к  подготовке    пилотов.  Теперь   им   приходится  не  только справляться   с   кучей  систем,   но   и   иметь   много  знаний   в  голове,  которые  раньше  ими  в   полете   не  применялись.   Даже    полётные   карты    перенесли   из   бумажного  вида   в   планшеты.   Сейчас   в   кабине   два   пилота.   На   протяжении  почти  всего  полета   (кроме   взлета   и  посадки)  управление   самолетом   проходит  в   автоматическом   режиме,   и   пилот   может   отлучиться   из   кабины.   Правда,  в   этом   случае,   необходимо   позвать  стюардессу.   Она   должна   в   кабине   составить   компанию   второму   пилоту.  По  правилам   безопасности,  нельзя  оставлять   одного   человека,  рядом  с  ним  всегда  должен  кто-то  находиться…
             Многим   не   по  нраву   и   сами   полёты,   и   их   длительность.  Но   каждые   3  секунды  в  мире приземляется   очередной  самолет.  А  в  США   ежедневно,  примерно 30 тысячами  авиарейсов, летают  около  двух  миллионов  человек.  Кстати,  самый  длинный  в  истории   беспосадочный  перелёт  совершил  в  2005 г.   самолёт «Боинг 777»,  преодолевший   21602 км.  за   22   часа  40 минут…
                Ещё   многих   настораживает   ситуация   с  угонами   самолётов.   Да   такие   случаи   имеют   место.   Ещё   в   конце   70-х   годов   в   СССР,   при   полётах   на   югах   страны,   КВСов   вооружали   пистолетами…   Но   официальный  первый  в  истории   захват   самолёта   в  воздухе   случился  в  1985 г.  в   Норвегии.   Тогда   обошлось   без   жертв — вооружённый  угонщик  был   попросту пьян,   и   согласился   вернуть  управление  экипажу  в  обмен…   на   пиво…   О   террористических   актах   тем  более  не  следует  волноваться,  так  как  один  из  них  приходится  на  16 553 385  рейсов.   У   Вас   больше   шансов   погибнуть  в   челюстях  акулы, чем  оказаться  в  самолёте   с  террористами…
          Бортовой   магнитофон   регистрирует   все   радио-переговоры   и   разговоры   (по   СПУ)  пилотов.   Ранее   запись   автоматически   стиралась   по  прошествии  получаса.   Тем   не   менее   авиационный   сленг   иногда   проскакивает   и   там.  Часто   им   и   подаются   команды  -  “Распушиться”,   “Шерсть   дыбом” – выпустить   механизацию   крыла…   “Всуропить   клачи”  -   перевести   турбины   на  “взлётный   режим”…    “Лапки   поджать” -  убрать  шасси…  “Будем   подмываться”  -  проходить  через  облака…  “Идти   против   шерсти”  - лететь   на   эшелоне   с  курсом,  для  которого   эшелон не   предназначен…  “Побрить   травку”  -  идеально   посадить   самолёт…  “Упереться”  -   включить   реверс,   начать  торможение…  “Сложить   крылья”   -  после остановки   на   ВПП…   “Позолотить   киль”  -  сесть   под  заход   солнца…   и   другие…
             Многие   полагают,   что   пилоты   часто   и   помногу   выпивают…   снять   там   стресс…   нервное  напряжение…   и   всё   такое.   Могу   уверенно   сказать  -   Выпивают…   но  поменьше   остальных   мужчин…   намного   поменьше.   Тем   не   менее     сленг   о   спиртном   (и   всем   связанным   с   ним)   присутствует.    Выпивка   обычно   проходит   под   девизом   “Не  пьянства  окаянного  ради,  а  токмо   веселия для!”.   Иногда   говорят   “Лучше  поздно,  чем  не  до  дна!”  Литровая   бутылка   водки   у  авиаторов   -   МАНЯ.    Когда-то,   давно   давно   мы   летали   с  Украины   в   Россию.   На   Украине   спиртных   напитков   было   немеряно,   но   вот   два   вида   водки   -   “Пшеничная”   и   “Сибирская”  (в   винтажной,   подарочной   бутылке)   отсутствовали.  И   экипажи,   направляющиеся   в   Курск,   или   Воронеж   всегда   получали  на   них   заказ.   Ну   вот   берём   как-то   раз   там   в   магазинчике   несколько   коробок   этой   водки,   а   продавщица   нам   и   говорит  -   “Мальчики…   зачем   Вам   какая-то   Маня…   возьмите   лучше   меня   с   собой…”.    ГРАНЧАК   у   авиаторов  -  стакан   (без   разницы,  гранённый   он,   или   нет).   “Конкретный   гранчак” -  полный стакан.   Его   обычно   наливают   вертолётчикам.   У   них   от   вертолётной   вибрации   бывает   тремор   рук,   поэтому   пока   донесёт   стакан   до   рта  -   останется   ровно   полстакана   (как   и   у   всех)…   “Погоду  ломать” - устраивать  пьянку  в  нелётную   погоду…  а   что  ещё   делать…  Тут  уж   если   стоит  вопрос  - лететь, или  выпивать,  то   решается   он   однозначно   -  не   лететь. Кто   будет   против  -  тот   будет   послан   так   далеко,  как   возможно   только   на   аэродроме…  Часто   во   время   застолья   можно   услышать  -   “Мотать глиссаду   на   винт”   -  это   тождественно   привычному   “Вешать   лапшу   на   уши”   собеседнику…   “Отказ  гировертикали”  -  уровень  нетрезвого  состояния,   когда    уже   не   можешь  стоять  на   ногах,  но   ещё   пытаешься   перемещаться…  А   вот   уже   “Привести  нос  в   точку   выравнивания”  -  положение  лётчика, заснувшего   в   нетрезвом  виде  за  столом…  Однако,   если   услышите   “Штопор”,   или   “Бочка” –   не   подумайте   ничего   плохого   -   это  просто   фигуры  высшего  пилотажа...
         Ну   главным   показателем   лётного   мастерства   у   пилотов   гражданской   авиации   является   налёт   часов.   Они   считаются  с  момента начала   взлета (после команды "Взлетаем" включаются  часы) и  до  окончания  пробега   по полосе (часы  выключаются)  после   посадки.  Сейчас   в   РФ  норма   налёта   для   пилотов   гражданской      авиации   составляет   90 часов   за  один календарный    месяц.   Нагрудный   знак  отличия   «За безаварийный   налет   часов»  является  одной  из  форм поощрения   специалистов   гражданской   авиации, обеспечивающих   многолетнюю   безаварийную   работу   на воздушном   транспорте.   Знак   отличия  имеет  три  степени.  Высшей   является   I   степень   и   выдаётся   пилотам   из летного состава,  при   безаварийном  налете   10000  часов.  На   авиационном   сленге   его   называют   “Орден   Сутулого”…

…   «Небо   начинается   со   взлёта! …»
По    другому   в   небо   не   попасть.
Молнией      взлетают   самолёты,
Полосою   взлётной   пронесясь.

И   уходят   в    небо    экипажи,
Почести   презрев   и   ордена.
Мы  за   них  ГРАНЧАК  КОНКРЕТНЫЙ   “вмажем”,
Залпом    выпивая…   и   до   дна…



ПРОДОЛЖЕНИЕ   СЛЕДУЕТ…