Лазаристы и Михаэль Свертс...

Алексей Гончаров2
Компания на привале, Михаэль Свертс.


Кавалер и красивая дама,
Вечереет, склонился закат.
На охоте, теперь отдыхают,
Не обсохло вино на губах.
На лужайке валяется штуцер,
Рядом заяц - охоты трофей,
Наполняет их кубки лакей...


Лазаристы [Франц. lazaristes; офиц. название - конгрегация миссии, католич. муж. конгрегация, основанная католич. св. Венсаном де Полем. Первоначально целью Лазаристов была проповедь Евангелия среди бедных и необразованных слоев населения (прежде всего в сельских приходах); впосл. на членов конгрегации были возложены задачи повышения образовательного уровня католич. духовенства, подготовки клириков к проповеднической деятельности, оказания помощи священникам в управлении приходами. В ведении лазаристов находится жен. конгрегация дочерей милосердия, основанная в 1633 г. Венсаном де Полем и католич. св. Луизой де Марийак. С лазаристами и конгрегацией дочерей милосердия связаны также Международная ассоциация милосердия, об-во св. Венсана де Поля, федерация сестер милосердия, организация «винцентианская молодежь Девы Марии» и ассоциация чудотворного медальона (о медальоне см. ст. Лабуре); все они образуют «винцентианскую семью» (Famille Vincentienne), руководствуются в своей деятельности принципами, заложенными св. Венсаном де Полем.

Конгрегация лазаристов представляет собой об-во апостольской жизни (societas vitae apostolicae), члены которого - священники и братья-миряне - совместно проживают в общине, не принося торжественных монашеских обетов. Обители Л., к-рыми руководят настоятель и совет, объединены в провинции. Во главе провинции стоит визитатор; ему помогают совет из 4 или 5 чел. и прокуратор. Полнотой власти в конгрегации лазаристов обладает генеральная ассамблея, которая собирается раз в 6 лет. В ее состав входят члены центрального совета конгрегации, визитаторы и по 2 делегата от каждой обители. Генеральная ассамблея избирает генерального настоятеля и его помощников, принимает решения по наиболее важным дисциплинарным и церковным вопросам. Генеральный настоятель избирается сроком на 6 лет и может быть переизбран. С 2004 г. генеральным настоятелем лазаристов. является американец Грегори Гей; резиденция генерального настоятеля находится в Риме. Кандидаты, желающие вступить в конгрегацию, проходят в течение года новициат в духовной семинарии лазаристов., а затем, как правило, продолжают обучение в диоцезальных семинариях.
В наст. время конгрегация Лазаристов насчитывает 3829 членов (из них 3029 чел.- священники), подвизающихся в 516 обителях по всему миру .


СВЕРТС Михиель Sweerts, Michiel Брюссель - 1664, Гоа, Индия) - фламандский художник и гравёр.

Свертс принадлежал не столько к фламандской художественной традиции, сколько к кругу северных ху-
дожников, работавших в Риме в XVII в. и, как правило, отражающих реалистическое течение <бамбоччанти>.

Имя Свертса впервые упоминается в 1646 - как члена Академии св. Лукив Риме и регулярно в 1646-1651 в
архивах ц. Санта-Мария дель Пополо - как жителя знаменитой Виа Маргутта. После 1654 художник, вероятно,
покинул Италию, потому что в 1656 ему предложили возглавить школу рисунка в Брюсселе. Он принял это
предложение и в 1659 стал членом брюссельской гильдии живописцев, которой в 1660 представил свой <Ав-
топортрет>.

Он вел очень набожную жизнь и в следующем году в Амстердаме познакомился с французскими лазаристами. В ноябре 1661 он присоединился к монсеньору Паллю в Париже и в 1662 из Марселя отправился вместе с ним
в миссионерскую поездку в качестве мирского брата. В письме от июля 1662, написанном в Табризе (Персия), Паллю выражает неудовольствие настроением Свертса, который ведёт со своими спутниками
споры и не может найти себе места в этом миссионерском предприятии.
После ставшей неизбежной ссоры с Паллю, Свертс отправляется к иезуитам в Гоа, также враждебно относив-
шимся к монсеньору. Причина его смерти неизвестна. Вероятно, во время своей миссионерской поездки
Свертс не прекращал занятий живописью.

Раннее творчество Свертса неизвестно, поскольку его первые датированные работы относятся уже к итальян-
скому периоду (<Солдаты, играющие в кости>, 1645 или 1649, Париж, Лувр; <Рисовальщики>, Роттердам, музей
Бойманса-ван Бёнингена). Они свидетельствуют о великолепном знании жанра Питера ван Лара и, хотя и в
меньшей степени, Микеланджело Черкуоцци и Мьеля, живописцев, работавших в Риме ещё до приезда Свертса. С тех пор темыби манера Свертса практически не эволюционировали, если не считать позднего брюссельско-голландского периода. Его любимыми темами были юные художники, зарисовывающие антики (Амстердам, Гос. музей; Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена; Детройт, Институт искусств; Харлем, музей Франса Халса), сцены в игорных домах (Париж, Лувр; Амстердам, Гос. музей; Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), народные
итальянские типажи, трактованные в реалистичной манере, предвосхищающей итальянские фигуры Коро
(<Нищий> и <Прядильщица>, Рим, Капитолийский музей; <Красавица за туалетом>, <Старые пьяницы>, Рим, Академия св. Луки; <Мать, вычесывающаявшей у ребенка>, Страсбург, Музей изящных искусств). Кроме того,
он создал несколько больших сцен с многочисленными персонажами (серия <Пять дел милосердия>, Амстердам, Гос. музей), а также ряд довольно странных композиций (<Купальщики>, Страсбург, Музей изящных искусств; <Борцы>, Карлсруэ, Кунстхалле; <Чума в Афинах>, прежде - Ричмонд, собрание Кук).

Оригинальность Свертса заключается в использовании насыщенной светотени, приглушенных и тонко согласо-
ванных тонов (например, холодный синий и различные вариации коричневого и серого), которые усиливают
его реализм, одновременно устаревший, степенный и навеянный грустью. Этот реализм очень характерен
для Свертса; именно он и породил захватывающую поэтичность его картин. Наряду с Латуром, братьями
Ленен и Караваджо, Свертс принадлежит к числу живописцев реальности.

В своем позднем творчестве Свертс отказался от итальянских тем и стал совершенствовать свое мастерство,
изображая маленькие детские головки, часто парные (Штутгарт, Гос.гал.; Роттердам, музей Бойманса-ван
Бёнингена) и восхитительные жанровые сцены (Париж, Лувр; Любек, музей), восходящие к замечательной
голландской традиции <тонкой> живописи. Благодаря этим произведениям Свертс по своей манере располагается между Дюжарденом и Терборхом (которому когда-то приписывали картину <У сводницы>, приобретенную Лувром в 1967), а по своему кристально чистому колориту и изысканным тонам он близок  к Вермееру.


         @