У матушки Ксении

Сергей Псарев
                Ксения Блаженная, помоги родная,
                Я к тебе молитву в сердце возношу.
                Под благословение, матушка Ксения,
                Я к твоей часовне снова поспешу.
                Автор неизвестен


               В то раннее утро я оказался на станции метро «Василеостровская». Случилось это двенадцать лет тому назад, и популярного ныне памятника с вагоном на конной тяге, там еще не было. Много лет уже прошло, а  все помнится…
                Васильевский остров, или как его любовно называют жители Петербурга, «Васька» - один из старейших районов города. За свою долгую историю старые дома его постепенно опустились в землю, и окна первых этажей оказались ниже уровня мостовой. Это наша Северная Венеция, где должны были проходить не улицы, а каналы. С того времени сохранились их названия - линии, по номерам. Грандиозный проект тогда не состоялся из-за угрозы наводнений.
                Отыскал нужную себе остановку маршрутки К-249а. Сюда уже образовалась длинная очередь. Здесь почти все женщины. Занимая очередь, поинтересовался у немолодой дамы в темной шали, отсюда ли едут на Смоленское кладбище? Она окинула меня оценивающим взглядом:
                - К Ксении нужно?
                - Да, к ней.
                - Тогда правильно, это сюда.
                - В первый раз, что ли?
                - Получается, что так…
                - Что же так долго шли?
                Отвечать ей мне было нечего. У людей как получается? Их беда, забота в святые места приводит, когда к другим веры не осталось. Потому люди здесь заметно отличались от всех прочих на улице - лица у них были другими. Вроде, и не здесь уже, мысленно готовят себя к встрече. Отстраненность от всего окружающего: у каждого свое горе, и только надежда у всех одна.
                Вот и Смоленское православное кладбище, вход на него и церковь Смоленской Божией Матери. Справа на стене красовалась нарисованная краской из баллончика свастика с надписью: «Христиане - рабы жидов». Это как предупреждение о сегодняшнем дне. Кругом вековые деревья, полуразрушенные склепы, надгробия и скульптурные памятники. Первые захоронения появились еще в начале XVIII века. Когда-то на этом месте хоронили работных людей, строителей города, умиравших многими тысячами. Теперь похороны рядом с могилами генералов от инфантерии, кавалеров и купцов 1-й гильдии стоят больших денег. За речкой Смоленкой с черной стоячей водой - остров Декабристов, зеленеют широкие газоны братских могил блокадного Ленинграда, армянское и лютеранское немецкое кладбища. Последнее обрело большую известность после знаменитого фильма Алексея Балабанова «Брат». Настоящий город мертвых в центре города живых. Смерть уравняла и примирила в нем всех.
                Подхожу к часовне Блаженной Ксении Петербургской. Кругом воркуют и шепчутся голуби. Они здесь везде, кружатся и степенно ходят вразвалку. Людской поток сюда не иссякает, ни в будни, ни в праздники. Такого я не видел в Петербурге нигде. Молодые и старые, студенты и военные идут вокруг часовни, стоят, прижавшись лицом к ее холодным стенам, передают записки и просят о помощи. Они верят и она, Ксения, помогает им. Считается, что Ксения особенно благоволит женщинам, молящимся о взаимности в любви, замужестве и рождении ребенка. И так здесь будет всегда.
                Кто же она, наша Небесная Покровительница? Ксения Петербургская - реальная историческая фигура, жившая в XVIII веке. Ей было 26 лет, когда умер ее муж, отставной полковник и певчий хора Ее Императорского Величества. Смерть любимого мужа сильно потрясла ее, но особенно тяжело ей было осознавать, что ее супруг перешел в вечную жизнь без христианского покаяния. Из жития Ксении Блаженной следует, что она отказалась от мирской жизни, достатка и имущества, своего имени. Приняла имя мужа своего и в одеждах его посвятила свою жизнь богослужению. Для этого она избрала самый тяжелый и тернистый путь юродства Христа ради. Ксения  скиталась по городу, а принятую милостыню отдавала нуждающимся. Ночью выходила в поле и молилась. «Тронулась умом с горя, дурочка,  не от мира сего», -  говорили о ней. Общество и тогда, и сегодня не слишком жалует отличающихся от его стандартов жизни, часто подвергает их унижениям и презрению. Сами подумайте, что сегодня скажут, если иная женщина в одежды мужские станет рядиться, именем мужским будет называться? А Ксения сносила все это терпеливо.
                Она не лишалась рассудка, ее безумие оказалось мнимым. Как верующий человек, она пояснила миру духовную суть таинства брака. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть»… Ксения стремилась к достижению духовного совершенства через нищету во имя небесных благ. За любовь к людям и молитвы она обрела дар предвиденья. Если верить легендам, Ксения предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны и менее известного нам императора всероссийского Иоанна VI (Иоанна Антоновича). Люди старались чаще попадаться ей на глаза, это приносило удачу. Тот редкий случай, когда духовный подвиг увидели и оценили еще при жизни подвижницы. После смерти Ксении на 71-м году жизни, земля ее захоронения стала считаться чудодейственной. Началось массовое паломничество на ее могилу. Людская молва и вера сделали  Ксению Святой Заступницей, способной защитить и оградить от бед.
                Почти два века спустя, в 1988 году, Блаженная Ксения Петербургская была канонизирована и причислена к лику святых, стала  покровительницей города. C именем ее связано много легенд. По словам верующих, женщину призрака в образе Ксении видели и у очередей за хлебом в голодном блокадном  Ленинграде, и спасающей бойцов на полях сражений. Говорят, что она и сейчас бродит по городу, поддерживает людей и внушает утешение и надежду.   
                Ничего я тогда не просил у Ксении, стоял и думал о вере людской, о бесконечности человеческого горя и страданий. Наверное, веры у меня тогда было мало. Как не будет длинным твой путь, а все равно сюда потом придешь. Дело только во времени. Лучше не опоздать.
                С тех пор, почитал это святое место. Притягивало оно меня и душевно располагало. Правило себе такое на Смоленском кладбище завел: сначала шел поклониться Ксении Петербургской, или как ее здесь величали местные - Ксенюшке. После этого делал карандашные наброски у часовни, прихожан рисовал. Даже принялся писать здесь этюды маслом в разное время года.
                С этим у меня был связан необычный случай. Один мой хороший знакомый, решил сделать подарок к приезду своей жены, заказал картину с часовней Ксении. А еще попросил, чтобы я непременно потом освятил ее в Смоленской церкви на кладбище. Это было пожелание его любимой супруги. С работой меня торопил, сказал, что она уже билет заказала на 27 ноября, на скоростной фирменный поезд «Невский экспресс». Как не спешил, а все равно не успел к сроку закончить. По этой причине из Москвы в Петербург его жена прибыла только спустя двое суток.
                Помню, как батюшка освящал мою картину в Смоленской церкви. Делать это он вначале категорически отказался: никогда к нему с такими просьбами прежде не обращались. В общем, едва уговорил тогда: все же часовня Ксении тоже не чужая, со Смоленского кладбища. Только вот беда, освятил он картину, а с рамы ее побежала неокрепшая «морилка», краска. Вышел батюшка ко мне немного растерянный: на картине с Ксенюшкой, будто струйки крови пролились. В те дни вся страна говорила о крушении поезда «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Петербург. Оно произошло 27 ноября 2009 года в 21 час 30 минут по московскому времени на 285 км. С тех самых пор жена моего друга считает, что от беды ее тогда уберегла именно Ксения Петербургская.
                После этого, сам того не желая, уверовал в ее особую силу. Только думаю, что напрасно ее люди в часовне ждут. Она ходит незаметно рядом с нами и улыбается, смотрит, как все суетятся, свои круги вокруг часовни считают. Помню, как-то рисовал на Смоленском кладбище и неожиданно почувствовал на себе чужой взгляд. Такое иногда даже спиной, кожей своей определить можно. Оглянулся и вижу, бродит неподалеку старушка в темном платочке, одетая легко, не по сезону. Кажется, только кофта на ней зеленая была, да простая линялая длинная юбка. Может она и холода уже не чувствовала? По странному стечению обстоятельств в тот день тоже было 27 ноября. И почудилось мне, что слышу детские голоса, плачет кто-то, жалуется. Женский голос в ответ начал успокаивать, жалеть. Только речь получалась необычная. Ее, такую, по нынешним временам, только в старых книгах можно встретить.
             Между нами говоря, кладбище - место далеко не прогулочное. Не должно оно сильно затягивать живого человека. Там нужно дело какое-то исполнять, а завершив его, уходить. Так и до греха не далеко: когда-нибудь может показаться, что тебе там лучше. Позднее у меня появились еще две картины с одним названием: «У Ксении Петербургской». Представьте себе зимний вечер на кладбище, когда тебе каждый могильный памятник вставшим мертвецом кажется. Из этой темноты, словно свет в окне перед идущим путником, вырывается освещенный силуэт часовни Ксении. Стоящие рядом фонарные столбы кажутся зажженными церковными свечами. От этого опускающаяся на землю темнота выглядит прозрачной и чистой, света добавляет выпавший снег. Одна из этих картин вскоре оказалась в частной коллекции, но с каждой тоже была связана какая-то любопытная история.
                Вижу, что и вы мне уже не верите, сомневаетесь. Только теперь и я скажу, что это вопрос вашей веры, и пусть каждый сам решает, с чем ему дальше жить…

На фото - картина автора