Мы непременно встретимся

Елена Камышная
Еще в VI веке до нашей эры Пифагор считал, что Земля круглая, спустя 200 лет Аристотель доказал это. Живя в ХХI веке от Рождества Христова, мы особо не задумываясь, порой при расставании, говорим: «Земля круглая - еще встретимся». И встречаемся…
17 декабря 2010 года поезд радостно мчал меня в милый моему сердцу Кисловодск на встречу с давними друзьями. Гудки, стук колес, дорожная суета, остановки, пейзажи за окном… Звуки уходили, пейзажи таяли, а душа полнилась воспоминаниями.
Осознание того, что живем мы только «сейчас», что это «сейчас» буквально через миг - уже история, приходит с возрастом – молодость об этом не думает, жизнь кажется бесконечной.
Сколько незабываемых встреч подарил мне Кисловодск, связал дружеской и творческой нитью с яркими, талантливыми людьми. Теперь я знаю, что имена этих людей, дела их, освещенные верой, в разломное (в который раз) для России время, несомненно, войдут в ее историю.
Благодать… Слово-то, какое - чистое, светлое, теплое. Без Благодати Божией ничего благоугодного человек не может сотворить. А ехала я в «Благодать» - Кисловодский Театр – Музей «БЛАГОДАТЬ».
Созданный на базе гостевой усадьбы почетного учителя Кисловодска Агафонова, вот уже двадцать лет этот уникальный дом хранит и преумножает художественный и культурный мир национального духа России.
В 1991 году плеяда энтузиастов во главе с заслуженным работником культуры России Валентиной Петровной Имтосими вдохнула новую жизнь в старинную усадьбу «Благодать». Вновь запылал камин, как это было при бывшем хозяине, полились серебряные звуки скрипки, запел рояль, который еще помнит виртуозные пальцы Сергея Рахманинова. Залы стали наполняться уникальными музейными раритетами – открылись экспозиции посвященные легендарным личностям России – А.В.Колчаку, А.Ю.Смирновой-Марли, И.И.Сикорскому, балерине М.Кшесинской, поэтам А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, Ф.И.Тютчеву, С.А.Есенину, великим писателям Л.Н.Толстому, М.А.Булгакову и др. Возродилась традиция любительских театров и музыкальных гостиных, получивших распространение в России с середины XIX в.
Как и во времена «серебряного века», чудом сохраненный дом, теперь театр - музей «Благодать», известен в России и далеко за ее пределами, притягивает писателей, поэтов, художников, артистов, историков, литературоведов, музейщиков и тесно сотрудничает с ними. Благодаря удивительной харизме - личного обаяния, уникального дара общения его хозяйки Валентины Петровны Имтосими, в доме всегда царит атмосфера высокой духовности, сердечного тепла и комфорта.
Русский философ Н.А. Бердяев сказал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но и камни старых церквей, усадеб, старые рукописи, и чтобы узнать характер нации, нужно услышать голос этих старых камней и прочитать страницы рукописей».
Я ехала в старинную усадьбу на презентацию книги, в основу которой легли «прочитанные рукописи» - многолетний напряженный труд старейшего работника московского музея Л.Н.Толстого на Пречистенке Любови Федоровны Подсвировой. Ее книга «Софья Толстая-Есенина» - объединила две знаковые фамилии для России, открыла новые страницы жизни этих людей, поведала о трудных радостях и подвижнической жизни Софьи Андреевны Толстой (внучки Л.Н.Толстого), промыслом Божьим ставшей женой гениального русского поэта.
Кисловодск встретил ласковой солнечной погодой, тишиной и уютом. 19 декабря 2010 года состоялась презентация (день Святителя Николая Чудотворца). Съехались многочисленные гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов России, из США прилетел профессор Александр Дмитриевич Портнягин, присутствовали сотрудники кисловодских музеев – опять «Благодать» собрала, если так можно выразиться, своих единоверцев.
Блестяще прошла премьера спектакля «Любить Есенина» по мотивам этой книги. Потом, как всегда, Валентина Петровна - хлебосольная хозяйка собрала гостей на праздничный ужин, посвященный этому культурному событию - русская кухня, русские напевы, казачьи песни, стихи, тосты и, конечно - разговоры, разговоры, разговоры…
Один разговор с Александром Дмитриевичем Портнягиным особо запал мне в душу. Зная, что они с Валентиной Петровной не так давно были в Австралии, я стала живо интересоваться их поездкой – уж очень далекий континент, какой-то отстраненный, как-будто другая планета. Или жизнь там не бурлит, как у нас? Кругом красота, тишь, покой, умиротворенность… Сплошные вопросы.
Но разговор зашел о другом. Живут в Австралии и русские, есть православная церковь – теплей стало на душе, а когда Александр Дмитриевич поведал о донских казаках, то мне, дончанке, совсем интересно стало. Рассказал о священнике, потомственном донском казаке, о.Михаиле (Михаил Алексеевич Протопопов), о работе и помощи, которую оказывает церковь вновь приезжающим в Австралию и прихожанам. Далее разговор коснулся отца и деда Протопоповых, об их трагичной судьбе – поядающий огнь революции не щадил никого. Александр Дмитриевич поделился о большом желании о.Михаила разыскать на Донской земле хутор Протопоповку – откуда пошли его предки. Я обещала сделать все, что будет в моих силах.
По приезде в Ростов не стала, как говорится, откладывать этот вопрос в долгий ящик, и занялась сбором информации. Большую помощь здесь оказал мне интернет.
Начала с о.Михаила - митрофорный протоиерей, благочинный Австралийско-Новозеландской Епархии, родился 20 сентября 1944 года в семье полковника донских казачьих войск Алексея Михайловича Протопопова и врача Ольги Николаевны (урожденной Грузевич-Нечай) во время эвакуации Русского корпуса из Сербии. В 1949 г. переехал с семьей в Австралию. Михаил Протопопов избежал репатриации русского казачества.
Отец - Алексей Михайлович Протопопов (1897 года рождения, г.Новочеркасск – умер 28 июня 1988 года, г.Мюнхен).
Дед - генерал Михаил Алексеевич Протопопов (1867-1917гг.), в 1916-1917гг. командующий 1-й Донской казачьей дивизией. Михаил Алексеевич был ранен и отправлен на лечение домой и в том же году был убит большевиками вместе с супругой Ксенией Михайловной, урожденной Фон Медер (1873-1917гг.) и 18-летней дочкой Евгенией.
Протопоповы – дворяне. Дед Михаил и отец Алексей жили в столице Донского казачества – Новочеркасске. Где же искать Протопоповку? Александр Дмитриевич говорил, что о.Михаил вспоминает, будто его отец Алексей Михайлович упоминал речку Несветай. Есть у нас в Ростовской области две небольшие речки - Большой Несветай и Малый Несветай, впадающие в Дон, но населенного пункта, хутора Протопоповки, в их бассейнах никогда не было. Казаки гуляли по Донской земле, может чем-то и запомнилась казаку Алексею Михайловичу речка с красивым названием Несветай.
По данным Ростовского Генеалогического общества в Багаевском благочинии, по клировым ведомостям 1906 года, упоминается хутор Протопоповский, где-то в районе станицы Грушевской. Но это совсем в дальней стороне от Новочеркасска.
И тут меня охватывает какое-то недоброе предчувствие. Еще девчонкой, в 50-х годах прошлого века, я слышала о строительстве Волго-Донского канала, о Цимлянском водохранилище, водами которого затопили донские станицы и хутора. Говоря об этом, люди плакали.
Читаю статью Романа Юрьевича Федорова «Донская Атлантида» - «В 2012 году город Цимлянск официально отметит свой 340 день рождения. Очень давно я задался вопросом о том, что известно нам, живущим в начале ХХI века, об истории Цимлы? Не того города Цимлянска, который был отстроен во второй половине XX века, а той самой Цимлы, которая сегодня покоится под водами Цимлянского водохранилища. Ответ, который я получил, был горек - практически ничего».
Недавно опубликован многолетний труд атамана Верхне-Донского округа Юрия Ильича Карташова «Казачьи населенные пункты в 1918 году» где приводится большой перечень населенных пунктов Первого Донского округа, располагавшихся на территории нынешнего Цимлянского района в начале XX века, большинство из которых находится под водами Цимлянского водохранилища.
Вот выдержка из этого перечня – «Нижне-Курмоярский юрт: ст.Нижне-Курмоярская (около 3000 жителей), х.Аксенов, х.Буцарин, х.Епифанов, х.Ильин, х.Комаров, х.Комиссаров, х.Королев, х.Кривской, х.Кулаковский, х.Линьков, х.Малолучный, х.Медведев, х.Протопопов, х.Сибирьковый, х.Черленый».
К сожалению, предчувствие меня не обмануло – душа скорбела о непоправимой утрате.
Чтобы больше удостовериться звоню в Старочеркасск человеку, который всю жизнь посвятил изучению истории казачества, Астапенко Михаилу Павловичу – заместителю директора Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, историку, члену Союза писателей России.
Выслушав меня, он сказал, что в 1952 году эти станицы и хутора канули в лету, залитые водами искусственного Цимлянского моря. Но, жителей переселяли и, одним из условий, было перенос кладбищ. Вместо х.Протопоповского создали новый хутор Ремизов Новоцимлянского сельского поселения, Цимлянского района, Ростовской области. Об этом М.П.Астапенко пишет в 14-ом томе своего 15-и томного труда «История казачества России» и в книге «История населенных мест Дона с древнейших времен до 2010г.».
Ничего хорошего Волго-Донской канал, построенный на костях заключенных ГУЛАГА, их страшным рабским трудом, не принес, а по прошествии многих лет, представляет реальную опасность техногенной катастрофы, если не будут тщательно следить за плотинами и шлюзами (в техническом плане и в плане угрозы терроризма). Искусственное Цимлянское море постоянно «цветет» и вода его, порой, похожа на «зеленый кисель». А уж если прорвет Цимлянскую плотину… - страшно подумать.
Сколько горя принес России кровезлобный ХХ век. Но русскую душу водой не зальешь и огнем не спалишь - возрождаются храмы, крепнет вера, в сердцах теплится огонек надежды на лучшее… Жива душа! Значит, мы непременно встретимся.

                Елена Камышная –