Соприкосновения с творчеством М. И. Цветаевой

Елена Камышная
Как говорят литературные источники, начиная с 1965 года произведения М.И. Цветаевой – поэзия, проза, переводы становятся достоянием самого широкого читателя, где-то в период с 1965г. по 1985г. тираж Цветаевских изданий перешагнул за полмиллиона. Но что это для такой огромной страны, как тогда СССР. В столицах безусловно ее знали, да и то это был ограниченный круг литературных деятелей и круг больших почитателей поэзии, народ мало знал имя этого великого русского поэта. Я относилась ко второму кругу – знала имя, читала изредка попадавшиеся стихи. Книг ее на прилавках книжных магазинов не было, а публикаций было сравнительно мало.
Я неслучайно вспомнила далекие 1984 – 1986 годы. В 1984 году мне попался журнал «Советский музей» за май месяц. В разделе «В кругу коллекционеров» оказалась интересная статья В.Климова «Все о Цветаевой». В статье речь шла о домашней коллекции материалов связанных с именем М. Цветаевой. Коллекционером оказался Лев Абрамович Мнухин – инженер, кандидат технических наук, но коллекционер по натуре. Мне очень захотелось увидеть это и я написала письмо, в которое вложила маленький рукописный сборничек своих стихов, посвященных М.Цветаевой.
Ждала ли я ответа? Нет. Но ответ пришел (письмо это сейчас лежит передо мной), где вместе с сердечной благодарностью за стихи, он пообещал пригласить меня на очередные «Цветаевские чтения».
Вскоре пришло и приглашение. Так довелось побывать мне на московских «Цветаевских чтениях» 8 октября 1984 года и 11 октября 1986 года, которые проходили под эгидой Московской городской организации «Добровольного общества любителей книги РСФСР», Ждановской районной организации общества книголюбов в Центральной районной библиотеке № 132. Чтения были посвящены 92-ой и 96-ой годовщине со дня рождения М.И.Цветаевой. В 1984 г. вступительное слово делал Лев Озеров, в 1986г. – С.С. Аверинцев. Незабываемые выступления! А доклады! А.А.Саакянц – «Цветаева и Ахматова» (1984), «О поездке в Елабугу» (1986); М.Л. Гаспаров – «Лирический стиль А.Белого и М.Цветаевой» (1984), «От поэтики быта к поэтике слова в творчестве М.Цветаевой» (1986); Л.А.Мнухин – «О встрече М.И.Цветаевой с М.В.Юдиной»(1984). Другие интереснейшие доклады – «Марина Цветаева о Марселе Прусте», «Пушкин по-французски в переводах М.Цветаевой» (Клюкин Ю.П.); «Цветаева и Рильке» (Мачинский Д.А., Ленинград), «Марина Цветаева и Игорь Северянин», «О неизвестном письме М.И. Цветаевой из Лондона» (Лубянникова Е.И., Ленинград) и др. Всех не перечислишь.
До сих пор храню письмо Л.А.Мнухина и простенькие программки – приглашения, отпечатанные на машинке, как драгоценные свидетельства тех дальних лет о встречах с замечательными людьми, посвятившими свою жизнь сохранению, исследованию и популяризации гения русской поэзии М.И.Цветаевой.
Эти поездки подарили мне встречу с Анастасией Ивановной Цветаевой у нее дома по ул. Б. Спасская, д. № 8, кв. 58. Очень старенькая, ей уже шел 92-ой год, тем не менее, прекрасно мыслящая, быстрая, приветливая, с уже редко встречающейся аристократической интеллигентностью. Поговорили, в основном говорила она, немного задала вопросов о жизни, семье, занятии литературой... Какая-то щемящая грусть охватила мое сердце – я точно знала, что вижу ее в первый и последний раз. Она достала книгу «Воспоминания», недавно изданную и подарила мне, сделав такую надпись – «Милой Елене Степановне Камышной на добрую память о семье Цветаевых в очень старой России. А европейские страны где они, Цветаевы, жили – столь не похожи на теперешние, что еле верится, что это – они…». С добрыми пожеланиями – Анастасия Цветаева на 92–м году. Москва, 19.ХII.85. И еще сказала – вот мое фото в книге, а надо было под фото написать, что это 1971 год. Под своей фотографией она написала - «Анастасия Цветаева. 1971».
Еще одну встречу я никогда не забуду – это с Надеждой Ивановной Катаевой-Лыткиной в почти разрушенном доме Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке (ул. Писемского, 6). Меня тогда эта разруха потрясла. Об этом и говорили за круглым столом на кусочке пространства пригодного для жилья в этой разрухе. Надежда Ивановна говорила тогда, если я уйду, то этот дом мы потеряем, его просто снесут, а я его хочу сохранить. И сохранила! Великая ей благодарность, какой прекрасный музей М.Цветаевой в этом доме. А тогда по дому меня провел, очень опасаясь, чтобы что-то не рухнуло или не обвалилась ступенька, Геннадий Михайлович Абольянин, гость из Новосибирска – бескорыстный рыцарь поэзии, собиратель и пропагандист творчества М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Б.Пастернака.
Почти все кого я упомянула, ушли из жизни. Какие имена! Какой вклад в русскую культуру! Давно нет в живых Льва Озерова, С.С.Аверинцева, М.Л. Гаспарова, А.А. Саакянц, Н. И. Катаевой-Лыткиной, Г.М. Абольянина, но их имена навсегда вошли в созвездие Марины Цветаевой.

                Елена Камышная