Орден Св. Лазаря... Прокаженные на страже Европы

Алексей Гончаров2
Кадр из фильма: "Царство небесное".
­­­­­­­­

Рыцарские ордены — сообщества воинов Христовых (milites Christi), в том числе аристократов (рыцарей) в странах Западной Европы, в первую очередь Священной Римской Империи в период в современных стран Европы, как то: Франции, Германии, Испании, Португалии, Нидерландов, Великобритании и других. Большинство аристократических семейств Запада так или иначе являются потомками людей, апеллировавших к идее воинов Христовых средневековья, участников крестовых походов и членов тех или иных рыцарских орденов.
Учитывая значение сообществ воинов Христовых в истории Европы, вполне объясним достаточно ранний и всесторонний интерес историков Запада к этой тематике. Несмотря на неудачи крестовых походов, военные ордены и их участников достаточно рано стали идеализировать и романтизировать, в результате чего в позднее Средневековье в Европе сформировалась идеология «благородного рыцарства» известная людям во всем мире по книгам, картинам, пьесам и кинофильмам.
У воинов Христовых, членов рыцарских орденов были разные цели — борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора.
Эти ордены, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как тамплиеры (храмовники), тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом.
Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордены, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.
При вступлении нового члена в состав ордена проводился т. н. обряд посвящения.

Д’Арси Бултон (1987) разбил рыцарские ордены XIV и XV веков на следующие категории:
Монархические ордены
Братские ордены
Ордены принцев
Баронские ордены
Ордены-братства
Клятвенные ордены
Клиентские псевдоордены
Почётные ордены.

Тема, посвященная изучению духовно-рыцарских орденов, является одной из наиболее интересных и актуальных. Это связано со следующими обстоятельствами: жизнь и деятельность духовно-рыцарских орденов во многом овеяна тайнами и загадками, что указывает на недостаточную изученность этой темы, так же данная исследовательская работа связана с такими понятиями как: рыцарь, духовно – рыцарские ордена, церковная власть, крестовые походы, магистр ордена и т.д.
В 1999 году исполнилось 900 лет со дня основания первого рыцарского ордена («Орден госпитальеров»), который продолжает существовать и в современное время. Также, прошло больше 900 лет со времен первого Крестового похода. Эти даты вновь наполнили о всемирно известной эпопее, с давних времен привлекавшей к себе внимание, как ученых-историков, так и самые широкие общественные круги. И это не случайно. Крестоносное движение на Восток – яркая, хотя и весьма противоречивая страница в истории человечества. Не даром своеобразный юбилей первого крестового похода вызвал к себе неоднозначное отношение в научной среде. Ведь походы в Святую Землю – это не только блеск рыцарских доспехов и ратные подвиги бойцов, это еще боль, страдания и гибель десятков тысяч людей, уничтожение бесценных творений культуры.

Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского — один из древнейших рыцарских религиозных орденов. На протяжении всей своей истории рыцари-лазариты были сосредоточены на попечении о больных (с чем связано возникновение слова лазарет). Символом лазаритов служил зелёный крест на белом плаще.

Орден основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокажённых, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Наряду со здоровыми людьми орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. В Средневековье таких людей считали мертвецами, а главной целью воинов становилась гибель во имя Христа. Рыцари святого Лазаря шли в бой с открытыми забралами и старались продать свою жизнь подороже.

Проказа – хроническая бактериальная инфекция, поражающая нервы конечностей, носа, кожу, глаза и верхние дыхательные пути. Из-за отсутствия методики лечения болезнь переросла в эпидемию. Больные лепрой люди были обречены на ужасные мучения. Их тело постепенно распадалось, кожа гнила, начиналась гангрена, человек слабел, слеп и терял способность дышать.

Прокаженному выдавалась специальная одежда, скрывающая тело и лицо. Чтобы здоровые люди слышали о приближении больного, ему полагалось носить с собой трещотку или колокольчик. После Третьего Латеранского собора 1179 года прокаженные изолировались в специальные приюты, называемые лепрозориями, которых к началу XIII века насчитывалось 19 тысяч.

В Средневековье, как на Западе, так и на Востоке, проказа была распространенной болезнью, например, от нее страдал король Иерусалима Балдуин IV. В Иерусалиме прокаженные лечились в лепрозории за пределами города, возле ворот святого Стефана. Покровителем  приюта был святой Лазарь. Католическая церковь признает шесть святых с таким именем, но небесным заступником лепрозория считался Лазарь из Вифании — воскресший из мертвых в книге Иоанна. Или больной проказой нищий Лазарь, который нашел свое место на небесах.

Орден следовал уставу святого Августина, но до 1255 года не был официально признан Святым Престолом, хотя имел определённые привилегии и получал пожертвования.

После захвата Саладином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. Отряд прокажённых воинов, бросавшихся в бой с открытыми забралами, наводил ужас на сарацинов, боявшихся заразиться. Больные бойцы принимали участие в битвах при Ла-Форби в 1244, Мансуре в 1250, Рамле в 1252 годах. Отчеты тех времен говорят, что рыцари ордена Святого Лазаря всегда сражались в первых рядах. В битве при Ла-Форби 1244 года орден потерял весь свой личный состав, участвовавший в битве (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром).
После вытеснения крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность, и в других европейских странах. Классическим примером уединённых убежищ, где лазариты продолжали заботиться о прокажённых, может служить остров Лазаретто в Венецианской лагуне. Национальные ветви ордена потеряли связь друг с другом, хотя каждая претендовала на прямое правопреемство со средневековым братством.
В 1572 году савойская ветвь ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, который на сегодняшний день является династической наградой Савойского дома. В 1608 году французская часть ордена вместе с орденом Кармельской Богоматери составили Королевский орден Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского, который просуществовал до 1830 года.
Современный орден Святого Лазаря представляет собой организацию с оспариваемой преемственностью, имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.


Орден святого Лазаря - самый закрытый военно-монашеский орден эпохи крестовых походов. Проказа - страшное проклятие средневековья - сплачивала братьев ордена крепче любых обетов и клятв, а жизнь и деяния несчастных оставались за мрачными стенами их обители...

Странноприимный орден св. Лазаря ведет свою историю со времен византийской провинции Палестина Прим (Palaestina Prima) (IV в. н.э), где впервые были предприняты действия для оказания благотворительной поддержки прокаженным. К тому времени проказа уже долгое время свирепствовала в Восточном Средиземноморье. Вероятно, это инфекционное заболевание распространилось из Египта.

Как свидетельствует Папирус Эберcа, эта хроническая, подтачивающая силы инфекционная болезнь была хорошо известна в Египте уже в XVI веке до н.э. Лукреций считал, что ее носителем являются воды Нила, в то время как Гален видел ее причину в несоблюдении правил гигиены при приготовлении пищи и во время еды. Болезнь распространилась по Иудее после Исхода и затем была занесена финикийскими морскими торговцами в Сирию и другие страны - отсюда и название, которое ей дал Гиппократ: «финикийская болезнь».

Распространению проказы по Западной Европе способствовали завоевательные походы римской армии. К заразившимся «финикийской болезнью» окружающие испытывали отвращение, поэтому больные были обречены жить изолированно от общества.

После того, как византийский император Константин Великий (306-337 гг. н.э.) пробудив интерес к Святой Земле, превратил Иерусалим в притягательную силу для христианских паломников, в IV веке св. Василием Великим в городе Птолемиада (Акра, Сен-Жан д’Акр, совр. Акко) для ухода за прокаженными был основан первый лепрозорий.

Подобное служение стало распространяться. Новые лепрозории были открыты в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете. Монашеский орден, ответственный за лепрозорий в Птолемиаде, следовал василианскому уставу. владычество христиан в Святой Земле закончилось в 638 г. н.э., когда Иерусалим был завоеван халифом Омаром.
В результате его завоевательных походов Ближний Восток и Северная Африка пребывали под господством ислама более четырехсот лет.

Христианское паломничество начавшееся в IV в н.э. в период, последовоавший за падением Иерусалим, существенно уменьшилось, однако на рубеже тысячелетий поток пилигримов вновь возрос. Увеличение числа богомольцев потребовало открытие новых странноприимных домов в дополнение к тем, которые предоставлялись братьями-василианами прокаженным и прочим инфекционным больным.

Особый рост числа странноприимных домов, предназначенных для больных и неимущих паломников начался примерно с 1050 года , с организацией паломнического братства купцов из Амальфи, которые руководствовались бенедиктинским уставом.­

В 1078 г. сельджуки захватили Иерусалим, но вскоре в 1093 году были вытеснены оттуда Фатимидами. Религиозная нетерпимость Фатимидов и их дурное обращение с христианскими паломниками послужили той искрой из которой разгорелось пламя Первого крестового похода под предводительством Годфруа де Булона. В 1099 г Святой Град был захвачен крестоносцами, которые основали Иерусалимское королевство.

Завоевание Иерусалима латинянами повлекло за собой реорганизацию странноприимных братств и орденов, которые действовали в Святом Граде. Братство василиан, ухаживающее за прокаженными, было преобразовано в католический орден святого Лазаря и перенесло свой лепрозорий за пределы города, к северо-западной стене напротив патриаршего квартала. орден принял Устав святого Августина и его устав был одобрен Папой Пасхалием II в 1115 г.

Лазаристы или лазариты продолжали нести странноприимное служение ухаживая за прокаженными и прочими инфекционными больными и, тем самым дополняя братьев ордена св. Иоанна которые оказывали поддержку больным и нуждающимся паломникам.

Но в отличие от больных, находящихся в госпитале св. Иоанна, которые были просто попавшими в беду путешественниками, прокаженные в лепрозории ордена св. Лазаря были обречены на жизнь в вечной изоляции от внешнего мира.
Cтепень отчужденности, которой подвергались прокаженные, была столь высока, что Третий Латеранский собор, собиравшийся в 1179 г. счел необходимым принять жесткие меры в отношении тех священнослужителей, которые не позволяли прокаженным, не допускаемым на общественные богослужения, иметь собственные церкви. Собор постановил, чтобы во всех местах компактного проживания прокаженных им было бы дозволено иметь собственную церковь, кладбище и священника.

Особенность таких пациентов потребовала организации, отличной от той, что была принята в Госпитале св. Иоанна. Лепрозорием руководил магистр, который почти неизменно был священником, которому подчинялись братья и сестры, ухаживающие за больными.

Пациенты лепрозория также считались братьями или сестрами приютившего их дома и жили по одному уставу, который объединял их с их духовными покровителями. Таким образом больные являлись полноправными членами конвента и принимали участие в управлении орденом.

Во время пребывания в Палестине и в дальнейшем, в течение первых двух столетий, последовавших после ухода в Европу, члены ордена носили только простой крест из зеленой ткани, нашитый спереди на верхнюю одежду или рубаху, а также на левой стороне плаща.

Эта традиция поддерживается с начала XII века, когда братья Госпиталя св. Лазаря приняли этот символ, как знак отличия от братьев-рыцарей других орденов.

В 1123 г. Латино-Иерусалимское королевство внезапно оказалось перед лицом опасности со стороны халифа Египта аль-Амира. Эта угроза вызвала необходимость милитаризации военно-монашеских орденов, действовавших в Святой Земле. Вслед за орденом св. Иоанна, орден святого Лазаря, принял на себя военные функции и учредил класс братьев-воинов.
Несмотря на то, что его военная роль никогда не была столь же значительна, как роль ордена св. Иоанна и ордена Храма, рыцари ордена св. Лазаря все же внесли свой вклад в дело защиты Святой Земли.

Госпитальная деятельность, которая отличается постоянными связями между тем, кто помогает, и тот кому помогают, сохраняет его первоначальное предназначение ориентированное к заботе о прокаженных.
Королевским декретом 1929 года Орден Маврикия и Лазаря был объявлен наградой за безупречную службу и заслуги перед государством, как на военном, так и на гражданском поприще. Рыцарским крестом Ордена Святого Лазаря был награждён Александр Суворов.

В иерархии наград Итальянского королевства орден Маврикия и Лазаря занимал второе место после высшего ордена Благовещения.



          @