Обзор осеннего тура Елены Копытовой

Литературный Фестиваль Рунета
В первую очередь я хочу сказать спасибо всем авторам и редакторам отбора за удоволь-ствие, полученное от прочтения стихотворений лонг-листа. Прежде чем обнародовать свой шорт-лист, немного остановлюсь на собственных критериях отбора текстов.
Я не буду рассматривать техническую составляющую, поскольку уровень поэтической площадки изначально предполагает высокую планку и таких текстов, которые не имели бы должного технического уровня, здесь просто нет.
Приведу нескольких субъективных критериев, которые имели для меня значение при от-боре стихов:
1. Цельность, которая означает, что произведение должно иметь некий стержень (сюжет, единая мысль, сквозная метафора, образы, складывающиеся в целостную картину и т.д.). В принципе на цельность могут работать абсолютно любые авторские приемы;
2. Самобытность, предполагающая индивидуальность, авторский почерк. Стихи не долж-ны затеряться в массе себе подобных. На мой взгляд, у авторов данного конкурса это вполне получилось;
3. Образность. Последняя составляющая мне, как стопроцентному визуалу, особенно необходима. Для меня так называемая «кинематографичность» сразу делает произведение более привлекательным.
Далее привожу свой шорт-лист - с небольшими комментариями к выбранным текстам. Расположение стихотворений соответствует порядку их следования в лонг-листе, ранжи-рования по приоритетности не делаю.

1) 02 Елена Наильевна Икарус http://stihi.ru/2021/08/25/5580

Всегда в одно и то же время
от автостанции Эльмят
Икарус с теми, кто не в теме,
пылит, слегка к земле примят.

Меж золотых полей и пара,
между коров и их рогов
восходит солнце, как опара
для деревенских пирогов.

И мимо гнёзд несутся куры -
в хлеву, в овине, в лебеде
(читатель ждёт уж рифму дуры
но не найдёт её нигде).

И мимо звёзд несутся люди,
в Икарус севшие чуть свет,
не зная до поры о чуде,
что жизнь-то кончилась, привет.

Что в облаках святого неба
забудут про свои узлы,
и что они не едут, не-а,
в Муслим, в Чаллы, в Карамалы,

туда, где внуки в пятом классе,
чак-чак им не везут, балиш,
и ты внутри, и поняла всё,
и обалдевшая стоишь.

Лёгкое перо у Автора. Замечательное стихотворение! Написано самобытным автор-ским языком. Искренне, свежо, образно, с тонкой иронией. Понравилось пушкинское «читатель ждёт уж рифму…». Несомненно, это произведение достойно шорт-листа.

2) 04 Любовь Левитина Как рыба http://stihi.ru/2020/05/06/5631

Чтобы рыбу понять,
нужно думать, как рыба –
либо в тихой заводи плавать, либо
пробиваться на берег, воздух глотая ртом,
выдыхая беззвучно: потом, потом, потом.

Чтобы птицу понять,
нужно думать, как птица –
или дуб долбить, или суетиться,
в небе крыльями птичий рисуя чат.
И пугая собратьев,  кричать, кричать, кричать.

Можно думать за кошек,
они под окном притихли,
ждут ли манны оконной, отлавливают мой стих ли.

По-собачьи привычно думать –
это преданно и тревожно.

Только думать, как люди, сложно, сложно, сложно.

При первом прочтении подумалось, что повторов в конце строф чересчур много; при последующих прочтениях мне стало понятно, что Автор прав – именно это и нужно, чтобы верно прочувствовать стихотворение. Глубоко, искренне, проникновенно и душевно.

3) 08 Ида Лабен Лодочник http://stihi.ru/2019/08/13/6442

Факультет исчезнувших вещей,
Времени забытого приметы:
Лодочник в брезентовом плаще
В сизом ореоле сигареты.

Осень в зыбком воздухе дрожит
И переливается, как будто
Сторожат, мерцая, миражи
Акварельный сон Стрелецкой бухты.

Спит в воде заброшенный понтон.
Здесь - ни корабля, ни пешехода.
Только тишина фантомный звон
Льет в раскрытые ладони лодок.

Очень приятное лирическое стихотворение. Просто, но образно и небанально. Осо-бенно понравилось: «раскрытые ладони лодок».

4) 09 Сергей Герасимов Стихи Горечь грейпфрута http://stihi.ru/2020/01/22/4911

Близость смерти
придает жизни
горечь грейпфрута.

Слепые случайности
шарят клешнями в тумане,
хватая то одного, то другого --
эту девушку с волосами цвета нейлоновой метелки,
этого старика с лицом как у ящерицы, греющейся на солнце,
одного, двух,
дюжину,
целые народы.

Не от злобы, а просто из любопытства,
как ребенок, поймавший жука в кулачок,
и потом отрывающий ему лапы.

Того хватают за шиворот,
этого тянут за волосы,
или за ногу,
и ты понимаешь,
что место под названием жизнь
не очень-то надежно,
не очень-то приспособлено для жизни,
и стремишься куда-нибудь туда, где на рассвете
вершины гор врастают в космическую тишину,
как каменные цветки,
чтобы ощутить себя маленькой частью вечности.

Но ужасает не это,
а то, как тихо движутся клешни,
неслышно проходя над твоими волосами,
или почти касаясь твоего рукава.

И тогда,
вдруг, ни с того ни с сего,
ты ощущаешь во рту
тончайшую горечь грейпфрута.

Именно таким, на мой взгляд, и должен быть настоящий верлибр. Ёмко, афористич-но, оригинально. И «горечь грейпфрута» очень здорово закольцовывает стихотворе-ние.

5) 11 Михаил Эндин Окраина http://stihi.ru/2021/03/18/8547

Бежит автобус, не меняя маршрут, до городского края,
до пустырей, до тех домов,
что распростёрлись вереницей одной к земле прижатой птицей
в плену антенн и проводов.

Я, давний житель не окраин, трясусь в автобусе, изранен
подобной дальностью пути.
И, доезжая до предела, несу израненное тело
своё в надежде донести

его до лифта и порога, где ты, прождав совсем немного,
за опозданье не коря,
впускаешь в дом меня с улыбкой, а мир, окраинный и зыбкий,
(высоким слогом говоря),

всё также стелется у дома, у пустырей, у гастронома
и даже дальше, где леса
уже очерчивают местность, предполагая неизвестность,
кащеев, леших, чудеса.

Там, за очерченной границей, весь мир покажется девицей
ещё невинной до поры...
Несправедливость или странность — мы городские, это данность,
и все природные дары

мы принимаем в час рассвета, когда, не думая про это,
услыша птичий перепев
и за окном увидя снова и лес, и небо, мы ни слова
не произносим, замерев...

Стихи Михаила Эндина не только высокотехничны, но и очень кинематографичны. Все детали буквально «прорисованы». Читателю остаётся только погрузиться в со-зданный Автором «видеоряд». Мне, как выраженному визуалу, это очень импониру-ет.

6) 14 Соэль Карцев Лагерь переселенцев http://stihi.ru/2021/09/02/7384

На площадке звенели мячи.
Ты о прошлом опять не кричи
ясноглазая память.
Это тело бормочет: "Устал",
а она повторяет фальстарт.
Почерк жизни — не править.

И выходит, была не была,
прямо к сетке.  Какая игра!
Сет за сетом, до ночи...
Сквозь ячеи,  по третьей волне
он плывёт,  направляясь ко мне,
этот домик средь прочих.

Там за окнами слышится гам,
В общей кухне раскинут вигвам
всех республик Союза.
Где-то Бубка берёт высоту,
воздух ловим мы с ним на лету.
Крыльям легче без груза.

Унна-Массен — двух жизней дефис,
как вершина, с которой лишь вниз
в географию, в мебель
и в беспомощность чувства, и в дрожь,
оттого что любовь не вернёшь:
то не Бабель, а Гегель.

Тянет к дереву. Тора-кора
мне расскажет о том, что вчера
вечный фатум отложен.
От него на площадку ушёл...

В парке юноши, девушки schoen.
Будет осень, как должно.

Высококлассный тест. С первого прочтения он вызывает эмоциональный отклик, ощущение сопричастности, возможно потому, что автором так точно и достоверно переданы детали времени. Это произведение стопроцентно резонирует с моим миро-восприятием. Позволю себе сказать, что данный текст - мой личный фаворит.

7) 16 Татьяна Шкодина 2 Сделка http://stihi.ru/2021/08/07/7722

Небоскрёб похож на стеклянный шкаф,
Облака утюжат его макушку.
Здесь народ серьёзный – не до забав.
И наличку снимут, и стружку.

Кабинет тринадцатый… Юморят.
Не хватает огненной пентаграммы.
Да… В такой системе координат
Все пути к лукавому прямы.

Пропустите к шефу, записан, да.
Чёрт возьми… Как школьник сегодня трушу.
Продаю, поскольку в том есть нужда,
Душу.

Шеф не пахнет серой – красив, побрит.
Договор стандартный читает сухо.
На меня практически не глядит.
Сука.

Мне не нужно денег (хоть есть соблазн),
Молодую жизнь? Да хотел, но бог с ней.
Покупатель ожил, глядит в сто глаз.
И, кажись, уже посерьёзней.

Знаю, были случаи. Вот и мне
Обрести б таланта совсем немного…
Если мы сойдёмся сейчас в цене…
Я просил до этого Бога.

Ухмыльнулся дьявол и щурит глаз.
Открывает душу мою лениво:
«Много вас приходит. Увы, отказ.
Хочешь, дам немного на пиво…»

На первый взгляд кажется, что выбирать подобные темы довольно рискованно, ведь столько всего по поводу продажи души уже сказано-пересказано... Такая автор-ская задумка всегда воспринимается как своеобразный вызов - и себе, и читателю, а её реализация требует от автора определённой смелости и уровня мастерства. Здесь получилось легко и свободно, дерзко и образно. По-моему, отличная вещь.

8) 25 Александр Крупинин Я не забуду тебя, Крысуляhttp://stihi.ru/2021/09/23/7381

Я не забуду тебя, Крысуля,
я не забуду тебя, красотка.
Из белых лилий, цветов пачули
и тамариска твой образ соткан.
Твои друзья на меня сердиты,
сурово смотрят в разрез прицела,
вот-вот прикончат меня, бандиты,
чего ты втайне всегда хотела,
когда поила древесным спиртом,
а говорила, что это водка,
и подавала несвежий сыр ты,
покрытый плесенью, как бородкой.
Зелёный лес опускает плечи,
темно и страшно в лесу еловом.
Стуча зубами, иду навстречу
кривым, недобрым, звероголовым.
Я знаю точно, врагам не спится.
Среди ветвей затаясь во мраке,
сидят  Ефим с головой лисицы
и Константин с головой собаки.
Твои друзья Константин с Ефимом.
по воскресеньям всегда нетрезвы.
Быть может, выстрелят снова мимо,
И добегу я до лодки резво,
и вспомню наши святые лица
когда-то в баре на Ленинштрассе,
как мы мечтали о Биарицце
на кочковатом худом матрасе,
как ты любила и целовала,
как запирала бидон рассола
и плесневелый мне сыр давала
со странным именем горгонзола.

О чём бы ни писал Автор, он умеет погрузить читателя в удивительный, придуман-ный им мир. Александр - немного волшебник.) У творчества А. Крупинина немало поклонников, не буду скрывать, что и я - из их числа.

9) 26 Созерцающая Много Раз Хорошо когда в окошке http://stihi.ru/2020/04/02/6323

Хорошо когда в окошке
на ветвях сидят коты,
значит свет не понарошку
льёт свой голос с высоты.
Разбавляет вербы с ивой,
смотрит в зеркало ручья.
Воробей глядит красивый,
ну почти такой, как я!
Мне растить меж рам рассаду,
крошки сыпать воронью;
облака гуляют стадом,
я под ними устою.
Потому что в небе – кошки,
свежий воздух, светлый дым,
а в подвале пуд картошки:
живы будем – всю съедим!

Суть этого стихотворения полностью соответствует псевдониму Автора -
искреннее и светлое созерцание. Добро, которого сейчас так не хватает в нашей по-вседневности. Ассоциация - солнечная акварель…

10) 30 Александра Герасимова так наступают стихи веры павло-войhttp://stihi.ru/2021/10/15/843

так наступают стихи веры павловой
так замирает лёд
так из разъятого обнищалого
птица гнезда не вьёт
воду не пьёт из холодного крошева
просто летит - лети!
так я не зная всего хорошего
пробую обрести

Пронзительно и при этом – афористично. Ничего лишнего. Автору удалось передать сильные чувства в малом объёме текста. Редкое сочетание эмоциональности и ми-нимализма.

11) 31 Исхаков Алексей Туман http://stihi.ru/2015/01/02/4225

Без двадцати туман. Вечер. В тарелке дым.
Сумерки  над столом прячут простую схему -
можно не лить вино, можно болеть другим,
до тошноты приняв ясную теорему.

Не растворить себя, прошлое выдаёт
шероховатый след на голубом асфальте.
Нам обжигать горшки, переползать широт
мелкое декольте на подневечном платье.

Высказав скорость губ, выручить алфавит,
высушить наугад мокнущее запястье.
Где-то некстати так, наперерез лежит
сбивчивый человек, переходивший счастье.

Хорошо написано - свежо, неизбито. А «сбивчивый человек, переходивший счастье» просто сразил наповал. Мне это стихотворение очень по душе.

12) 32 Дари-Экс Совсем не сон http://stihi.ru/2021/09/28/624

Падает ночь, разливает вокруг туман.
Джунгли остывшие жадно лакает тьма.
Это давно не рассвет и совсем не сон.
Я убегаю от зверя с твоим лицом.
Ветер поёт мне в затылок, мотив знаком.
Пахнет усталостью, гневом и молоком.

Шаг до обрыва.
Но только взлетаю вниз,
зверь мой устало командует:  обернись.
Пахнет победой  - он сделал игру свою.
Смотрит из глаз его некто - не узнаю.
В жёстком дыхании чувствую - всё, насквозь -
красным по белому.
Зверь разгрызает кость.

Глупый, теперь не догнать его, не обнять.
Все что останется - имя и небо над.
Именем кровь растекается по воде.
Истина в небе, светлеющем каждый день.
Это одно не меняется никогда.
Спи, мой зверюга, холодная кровь - вода.

Люблю такие стихи. Есть в них нечто суггестивное, погружающее в себя. Читая, буд-то на волнах покачиваешься. И вообще - хорошо, напористо, экспрессивно.

13) 33 Саша Неместный А. А. http://stihi.ru/2020/11/11/6189

Скорлупки, щепки, перья — ураганом,
Стальным дыханьем в небыль унесло.
О, ласточка, поющая осанну
Пред ястребом, развеявшим гнездо.

Следы птенца пропали за порогом,
Источник веры — верою иссяк.
И жмётся к стенам тюрем и острогов
Бескрылых птиц кладбищенский косяк.

А в синем море сети будут пусты,
А в чёрной речке будет вам улов:
Приедут в полночь чёрные маруси
И отвезут мужей в расстрельный ров.

И северное море неспокойно,
Молчит угрюмо Царскосельский сад.
У Петропавловской над колокольней
Пропавшие невидимо стоят.

Но ласточки летают между строчек,
Осипшим соловьём хрипят века,
Где неба чистый лист так непорочен,
Где зашифрован чернозём стиха,

Где слов простых остовы, как могилы,
И проступают годы на песке.
"А так как мне бумаги не хватило,
Я на твоём пишу черновике".

Именно так! В этом стихотворении проступает «чернозём стиха». Один из наиболее полюбившихся и близких мне текстов.

14) 35 Юлия Долгановских "а вы ловили бабочек на хуторе..." http://stihi.ru/2021/07/29/8209

а вы ловили бабочек на хуторе?
а мы её в пустой пока квартире
ловили, и, казалось, в целом мире
занятия важней и вовсе нет.

она была совсем уже не куколка,
и кукол мы ещё не завозили,
машинок и солдатиков, не жили,
а только настилали тут паркет.

не трогай пальцами — сказала я, а как же —
сказал ты, я ответила — пыльца
останется на пальцах, пилотажно
не вывести ей мёртвого кольца.

петли — поправил ты, и взял обломок
доски паркетной, и открыл окно,
и бабочка шестью ногами тонкими
на гладкое шагнула полотно.

и пол поплыл к пространству заоконному,
стена к стене, и затерялся вход,
и действиями в общем-то законными
мы уронили всё или вот-вот.

я отступила, белыми следами
покрылся тёмный пол. лети, лети,
лицом взрезая облака над нами,
сухое крылышко на нас облокотив.

Тонко, изящно и эстетично. Филигранная работа. Впрочем, как и другие стихотворе-ния этого Автора.

15) 40 Лайт Шейд Другой http://stihi.ru/2020/02/17/3681

Поклонники стираются с листа,
фортеция и грация не та,
дизайн ландшафтный – впору удавиться.
Все выстрелы, патроны холосты,
природа не потерпит пустоты,
но маркером очертятся границы.

Кому нужны гаремы эвридик?
вот здесь не стой, не думай, не ходи,
стена в контакте сложена иначе.
AnotherBrick, дистанционный квест,
смотри в экран, пока не надоест,
раскладывай по миру стены плача.

По белому чернилами. Итак:
ещё не вечер, не сожжён Рейхстаг,
и каждый фрик умытый, чистый, ясный.
нале... напра...
куда бы ты ни шла,
все ниши заняты, переработан шлак,
плывёт по ленте пушечное мясо.

Коронавирус без ножа не режь,
AnotherBrick, зияющая брешь,
и мост над бездной узенькой полоской,
идёшь туда, где не цветёт миндаль,
не спрашивай, не думай, не скандаль,
постелят мягко, спрашивая жёстко.

И если квест совсем невыносим,
произнеси волшебное "сим-сим",
вступи хотя бы в Орден тамплиеров,
храмовникам ни слова не пиши,
куда тебе до питерских вершин.
Сестра, молись.
А не поможет, веруй.

Очень интересная работа. Ярко и неординарно. Множество авторских находок. К примеру, очень понравилось: «все ниши заняты, переработан шлак, / плывёт по лен-те пушечное мясо»; «постелят мягко, спрашивая жёстко»; «раскладывай по миру стены плача» и др.

В качестве послесловия хочу сказать, что любые критерии отбора, безусловно, субъек-тивны. Каждый выбирает произведения, наиболее созвучные его мироощущению. Отча-сти на выбор может повлиять даже настроение читающего в конкретный момент време-ни. Некоторые тексты, которые не вошли в мой личный шорт, ничуть не хуже выбран-ных. Если бы шорт-лист можно было расширить, в нём непременно было бы еще не-сколько стихотворений.
И еще раз спасибо всем авторам за стихи!


Шорт Елены Копытовой

02 Елена Наильевна Икарус http://stihi.ru/2021/08/25/5580
04 Любовь Левитина Как рыба http://stihi.ru/2020/05/06/5631
08 Ида Лабен Лодочник http://stihi.ru/2019/08/13/6442
09 Сергей Герасимов Стихи Горечь грейпфрута http://stihi.ru/2020/01/22/4911
11 Михаил Эндин Окраина http://stihi.ru/2021/03/18/8547
14 Соэль Карцев Лагерь переселенцев http://stihi.ru/2021/09/02/7384
16 Татьяна Шкодина 2 Сделка http://stihi.ru/2021/08/07/7722
25 Александр Крупинин Я не забуду тебя, Крысу-ля http://stihi.ru/2021/09/23/7381
26 Созерцающая Много Раз Хорошо когда в окош-ке http://stihi.ru/2020/04/02/6323
30 Александра Герасимова так наступают стихи веры павло-вой http://stihi.ru/2021/10/15/843
31 Исхаков Алексей Туман http://stihi.ru/2015/01/02/4225
32 Дари-Экс Совсем не сон http://stihi.ru/2021/09/28/624
33 Саша Неместный А. А. http://stihi.ru/2020/11/11/6189
35 Юлия Долгановских "а вы ловили бабочек на хуто-ре..." http://stihi.ru/2021/07/29/8209
40 Лайт Шейд Другой http://stihi.ru/2020/02/17/3681

О нашем эксперте
Елена Копытова родилась в Риге (Латвия) в 1974 году. Образование - высшее юри-дическое. Работала преподавателем в вузе. Автор ряда печатных ("Крещатик", "Да-угава", "Рижский альманах", "Письмена", "Этажи", "Глаголъ", "Метаморфозы", "Витражи" и др.) и сетевых ("45 Параллель", "Эрфольг", "Русский переплёт", "Тро-пы" и др.) публикаций. Автор нескольких сборников стихотворений.
Бронзовый призёр международного литературного конкурса "Кубок Мира по рус-ской поэзии - 2014". Победитель Международного Грушинского Интернет-конкурса (2015) в номинации "Поэзия". Победитель Международного литературно-го конкурса им. И.Григорьева "Ничего душе не надо, кроме Родины и неба". Лауре-ат Международного конкурса памяти Игоря Царева "Пятая стихия" (2014/2015). Двукратный победитель Международного Интернет-конкурса "Эмигрантская Лира" (2015/2016 и 2016/2017). Обладатель премии и звания "Серебряное перо Руси" в номинации "Поэзия" (2016). Лауреат национальной литературной премии "Поэт го-да" (2019).
http://stihi.ru/avtor/elenakopytova74