От увлекательности и широты - к достоверности

Вячеслав Харитонов 2
   "Саламандра" - так назвала свою первую книгу прозы Надежда Вотинова.И это неудивительно, ведь именно это произведение стало первым шагом на входе её в сызранскую литературу. Именно с ним ознакомила она наших земляков, членов городского литобъединения, придя к ним на занятие в сентябре 2017 года, вызвав всеобщий интерес и оживлённое обсуждение. Ободрённая вниманием пишущих коллег, Надежда на следующий год опубликовала "Саламандру" в литературном альманахе "Рудненская лира" в Казахстане, где на протяжении многих лет проживала до приезда
в Сызрань. А у нас в том же году дебютировала в №7 "Сызранской излучины" житейскими историями "Каникулы" и "Не кролик". Одна  из них представляет собой рассказ от первого лица подростка о легендах Жигулей и увлекательной поездке вместе с родителями к овеянной легендами заповедной Каменной чаше с волшебным источником. Вторая - актуально затрагивает нравственно-психологические темы ухода из семьи и угрызений совести в связи с этим. Далее последовали публикации других произведений в номерах с восьмого по десятый включительно.
 
   Но к своему 65-летию Надежда Ивановна решила собрать произведения различной тематики под одной обложкой. Получилась книга, состоящая из шести разделов. Начала её она с истории своего рода, возникшего на Урале. Так были написаны "маленькие повести" "Становление", включающее "Детские годы Степана" и его "Путёвку в жизнь", а также "Судьбы прокладывая путь", состоящей из "Маруси" и "Ивана да Марьи". Прототипами главных героев послужили: Степана - отец мужа Надежды, а  Ивана и Марьи - её родители.
 
   О себе Степан повествует от первого лица, что придаёт содержанию большую достоверность. Ярко предстаёт перед читателем его воспоминание о том, как они с дедом в 1904 году на лошади ездили за солью в Кустанай. Увлечённо рассказывает он о тогдашних впечатлениях от посещения харчевни и о том, как угодливо прислуживал им половой, которому  вместе с оплатой за обед дед дал на чай. А, добравшись на
солевой рынок, уральцев гостеприимно принял старый казах, накормивший их сытным бешбармаком и постелившим для ночлега в юрте кошму. Но их заели там блохи и они вынуждены были ночевать в телеге. А бабушке  уже дома пришлось прокипятить их одежду.
 
   Но вскоре Степана отправили учиться ремеслу к богатым родственникам. А там всё  получилось, как у Ваньки Жукова: вместо учёбы бесконечные хлопоты по хозяйству с упрёками: лодырь, мол,ты. А когда Стёпке исполнилось 15 лет, его пребывание для хозяев стало невыгодным: за наёмных работников платили налог. Поэтому хозяйка вручила ему пару новых сапог за работу и указала, как можно добраться в город. Там, мол, как-нибудь прокормишься.

   В Златоусте, прибавив себе недостающий год, он поступил на завод учеником токаря. В рабочем котле поддался на большевистскую агитацию и в дальнейшем связал свою судьбу с партийцами. В гражданскую был призван в армию белых. Дезертировал от них. Вернувшись на завод, восстанавливал его, а потом в составе 25-тысячников поднимал сельское хозяйство. Организовал колхоз и вывел его в число лучших, но по злому навету был исключён из партии, а в пору массовых чисток едва не попал под арест. Добрые люди предупредили и он своевременно успел с семьёй и всем скарбом бежать с Урала куда подальше.

   А сколько любви и понимания вдохнула Надежда Вотинова в повесть о родителях, глубоко вникнув в их внутренний мир и исконно русское чувство всепрощения даже к тем, кто принёс им немало зла! Это надо читать самим и благодарить автора за умение тонко передать это. В раздел маленьких повестей Вотинова включила и своего рода эссе-воспоминания друга их семьи Серёги. Они дают довольно ёмкий портрет этого неординарного человека, начиная со школьных его проделок и до хитростей во время службы на флоте.

   Заслуживают внимания и другие разделы. В зависимости от возраста, уровня образования и интересов читатели бесспорно найдут своё заветное, побуждающее к размышлениям содержание. Лично меня особенно поразили рассказ "Жестокость", навеявший мысль о бессмертии любящих душ, и сказка "Жил да был Ноль-король". Такую вряд ли смог бы написать человек, не вращающийся постоянно в сфере цифр и математических действий с ними, хотя бы на уровне простой бухгалтерии. Кстати, для Надежды Вотиновой это основная профессия. Так что остаётся только пожелать ей попутного ветра в тугие паруса её дальнейшего творчества.

                Вячеслав ХАРИТОНОВ, член Союза писателей России.