Голицын. Galitzine. Школа страстей человеческих

Татьяна Алексеевна Щербакова
ГОЛИЦЫН.  Galitzine. ШКОЛА СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ





                1

Раздался шепот в бесконечность
Вечности:
«Вы украдете у меня,
Но я приду!
И отниму свое,
Когда не будете вы ждать,
Что на вершине славы
В углу,
В гримерной,
Тихий шепот
Вдруг прогремит,
Как гром,
И станет театральный меч
Кровавым.
Отдай! – скажу,
И выпадет из рук успех,
Слова застрянут в горле,
Тогда настанет ваш конец,
Счастливчик  тайны черной!»

(Из пьесы «ГОЛИЦЫН –  Galitzine»

     Какая все-таки жестокая вещь театр. И по замыслу пьесы, которая должна быть остросюжетной, и по декорациям с их таинственностью, и по перевоплощению и игре актеров, которые чем искуснее они  показывают зло, тем интереснее зрителю. Да и сами актеры, это, как правило, люди  непростого склада психики, главная особенность которой – раздвоение личности, каждую из которых, как настаивают психиатры, нужно  признавать и уважать как отдельно взятых реальных людей.
      Самым страшным спектаклем за последние 280 лет стала, пожалуй, свадьба шутов в Ледяном доме, который построила императрица Анна Иоанновна в 1740 году в Петербурге, рядом со своей резиденцией – Зимним дворцом. Сегодня его оценивают по-разному, но как бы там ни было, а этот удивительный спектакль,  мне кажется, можно считать вершиной мирового театрального искусства. И не только по  реальному ужасу смерти реальных людей, задействованных в нем, но и по тому, пока еще неоцененному, значению для будущих поколений, которое было  там заложено. По большому счету, этот спектакль, это непонятое современниками и остающееся таинственным и сегодня событие было демонстрацией знаков  развития человеческого общества на предстоящие века, вплоть до сегодняшних дней. Сразу назову эти знаки: создание кино и телевидения, видеокамер, компьютеров и Интернет – сети, смартфонов, спутников и наблюдения за людьми из космоса, трансляции жизни онлайн любого человека по его желанию или без оного, а также рождение  семейного уклада, который выходит очень далеко за традиционные библейские рамки.
        Но сначала  вспомним, что же это был за Ледяной дом, прославленный в истории России известным романом писателя 19 века И.И. Лажечникова.
      Он был построен для настоящей  свадьбы императорских шутов -князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой. Говорят, что замысел организовать подобное развлечение принадлежал А. Д. Татищеву, камергеру императрицы. Архитекторами ледяного объекта были П. М. Еропкин и академик Г. В. Крафт. Строительством руководила «маскарадная комиссия», во главе которой стоял кабинет-министр (глава правительства –Т.Щ.) А. П. Волынский. То есть, замысел рождался и исполнялся людьми самых высоких рангов и положения при Анне Иоанновне. Кто же эти люди?
       Автор идеи – Алексей Данилович Татищев (1697-1760), в свое время градоначальник Петербурга, генерал-аншеф, действительный камергер, сенатор из рода Татищевых. Сын комнатного стольника Данилы Татищева, отец масона Петра Татищева. Служил денщиком у Петра I. Екатерина I в марте 1725 году произвела Татищева в гоф-юнкеры, а 26 ноября 1726 года — в камер-юнкеры. При Петре II, когда у власти находились Долгоруковы, Татищев попал в опалу и был удалён от двора.
        При Анне Ивановне ему было возвращено прежнее звание; в 1737 году был пожалован в действительные камергеры. Он был градоначальником столицы, участвовал в русско-турецкой войне 1735-1739 годов и сразу после нее занялся организацией «несерьезного дела», шутовской свадьбы – случайно ли? Что стояло за этой царской забавой на самом деле?

                2

        Татищев лично ведал  исполнением своей затеи главой правительства А.П. Волынским. Неизвестно, он ли велел включить «номер» с поэтом Тредиаковским и его матерными стихами в это представление. Но точно, что его была идея «этнографической выставки»: со всех концов России потребовали прислать в столицу «по три и по две пары мужеска и женска пола пополам» инородцев: вотяков, калмыков, татар, остяков, самоедов, черемис и других, «собою не очень гнусных», — в национальных костюмах с оружием и музыкальными инструментами.
         Дом  построили на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Для развлечения были привезены около 300 человек различных народов, одетых в национальные костюмы и игравших на музыкальных инструментах. Свадьба состоялась 6 (17) февраля 1740 года. Дом растаял в апреле 1740 года.  Дом был возведён из ледяных блоков, которые скреплялись водой. Размеры : длина 17,1 м, ширина 5,3 м, высота 6,4. Всё внутренне убранство и утварь тоже были изготовлены изо льда, в том числе стол, табуретки, чашки, игральные карты, цветы…Член Императорской Академии Наук, физик Георг Крафт так рассказывал об особенностях постройки:“Построен был дом, который был длиною в восемь сажен, шириною в две сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в три сажени, и гораздо великолепнее казался, нежели когда бы он из самого лучшего мрамора был построен, для того, что казался сделан быть будто бы из одного куска, и для ледяной прозрачности и синяго его цвету на гораздо дрожайшей камень, нежели на мрамор походил…”
           Поражали воображение очевидцев не только сам Ледяной дом, но и территория вокруг него. Рядом располагалось шесть ледяных пушек, из которых можно было стрелять настоящими ядрами (что и делалось в присутствии императрицы). Возле пушек располагались фигуры ледяных дельфинов, а неподалёку от них - слон (конечно, тоже изо льда).
          Поразительной особенностью было то, что из хобота слона периодически появлялся огненный нефтяной факел. Кроме того, ледяной зверь мог производить звуки (с помощью человека, находившегося внутри). Рядом с Ледяным домом располагалась баня, выложенная из брёвен. Как говорили современники, несколько раз в ней даже парились.
           К подготовке потешной свадьбы подошли основательно. Торжество должно было стать масштабным действом, пышным и ярким. Но, как понимали многие придворные, Голицын и Авдотья были обречены на гибель. После ночи, проведенной на морозе в 30 градусов, в Ледяном доме, они наверняка замёрзли бы насмерть.
          Возле спальни “молодых” была выставлена стража, а потому покинуть свою ледяную “тюрьму” шутиха и князь не могли. Ходили слухи, что Авдотье всё-таки удалось обменять жемчужное ожерелье, подаренное императрицей, на пару тулупов. Как бы то ни было, но двое этих людей, обречённых на смерть в Ледяном доме, к утру остались живыми.
         Ощущением  смерти этот карнавал был наполнен не случайно, что и показали все дальнейшие ужасные события. Ледяной театр  умылся  и растаял горячей красной человеческой кровью. Едва не замерзли шуты, едва не погиб Тредиаковский, а Волынский был жестоко казнен. Через год скончалась и сама императрица. За нею умерла   главная актриса спектакля, любимая шутиха императрицы – Авдотья Буженинова. Да этот театр – плаха, которую построил его режиссер Татищев! В этом невероятном спектакле для двух актеров были, на самом деле, задействованы самые высокие лица государства, в игре также участвовали многочисленные представители этноса и сам народ. Можно представить, с каким жадным интересом рассматривала   подглядывающие за новобрачными  людские массы старая умирающая извращенка Анна Иоанновна, достойная племянница своего великого дяди императора Петра. А между тем во время этого странного действа был раскрыт государственный заговор об измене Артемия Волынского, который  затем под пытками признался, что притязал на русский престол. Лед разогрел невероятные человеческие страсти…

3


Играешь роль, такую роль,
О, в эпизоде, безусловно,
Ты-король!
Мотор, хлопушка, смокинг,
И все спешат на бал,
На заднем плане в лужу я упал,
Пропала роль, такая роль!

(Песня из фильма «Снимается кино)

           Артемий Волынский был казнен после свадьбы шутов с особой жестокостью. Но была ли цель у Анны Иоанновны убивать  Василия Голицына и  шутиху Буженинову? А если Голицын был использован как символ неких идей, спрятанных до времени в хранилище царских потаенных желаний? Именно этот человек мог  знать о них более других, потому что был внуком и воспитанником своего  деда – Великого Василия Голицына, главы правительства и фаворита мятежной царевны Софьи, сводной сестры Петра Первого. Заметим: во время Стрелецкого бунта 1689 года он не поддержал свою покровительницу, а удалился к семье в поместье. Затем, избежав казни, был сослан в пожизненную ссылку на север страны. С ним ехали сын и внук, Василий Голицын, который стал шутом после его смерти. Но шут знал великий план великого деда. И только ли из-за женитьбы на итальянской простолюдинке, дочери трактирщика, он принял католичество в солнечной стране? Может быть, им руководило что-то совсем другое, что и вызвало бурю негодования в душе Анны Иоанновны, потому что также вело к бунту и к измене?
          Михаил Алексеевич Голицын претерпел в детстве.  После того, как Пётр I стал де-факто единовластным государем и регентство царевны Софьи прекратилось (1689), Голицын был лишён боярства и всего имущества, но не княжеского достоинства, и сослан с семьёй в Еренский городок (1690), позже Голицыных решено было отправить в Пустозерский острог (1691). Отправившись из Архангельска на кораблях, Голицыны зимовали на Мезени в Кузнецкой слободе, где встретили семью протопопа Аввакума. Вновь был получен новый указ (весна 1692): «Не велели их в Пустозерский острог посылать, а велели им до своего великих государей указу быть в Кевроле» (на Пинеге). Последним местом ссылки Голицыных был Пинежский Волок, где Василий Васильевич умер. Переезжая вслед за опальным дедом из одного убогого  северного пристанища в другое, внук, появившийся на свет в обстановке царской, по-европейски роскошной, которую восторженно описывали  послы разных государств, получал самое лучшее образование. Которое на тот момент можно было получить в России, от человека, который  годами планировал уклад ее жизни, внутреннюю и внешнюю политику на долгую перспективу.  Видя фаворита царевны Софьи  в числе врагов Петра I, большинство привыкло воспринимать его, как противника преобразовательного движения. На самом деле он был приверженцем реформ в европейском духе — покровительствовал иностранцам, был активным сторонником образования русского юношества за границей, хотел освободить крестьян от крепостной зависимости, завести постоянные посольства при европейских дворах, даровать религиозную свободу. Как утверждал историк С.М. Соловьев,  Голицын покровительствовал иезуитам.
        Один из европейских посланников так описывал Голицына: «Я думал, что нахожусь при дворе какого-нибудь италиянского государя. Разговор шёл на латинском языке обо всём, что происходило важного тогда в Европе; Голицын хотел знать мое мнение о войне, которую император и столько других государей вели против Франции, и особенно об английской революции; он велел мне поднести всякого сорта водок и вин, советуя в то же время не пить их. Голицын хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей, сделать их людьми, трусов сделать храбрыми, пастушеские шалаши превратить в каменные палаты. Дом Голицына был один из великолепнейших в Европе».
           Высказывая эти сказочные желания переустройства общества и человека, Василий Голицын одновременно очень интересовался английской – «славной» - революцией 1688 года. Так мы определяем: этот разговор, описанный послом, состоялся во время заката правления царевны Софьи. Так почему же главу ее правительства так интересовала религиозная революция в Англии, закончившаяся государственным переворотом  в пользу протестантов против католиков? Кстати говоря, английский историк 19 века Маколей считал данное событие центральным во всей истории Англии. В России уже была создана внутренняя антигосударственная  религиозная  сила – Раскол. Но  и задавлена запретами и казнями еще при Алексее Михайловиче самим «создателем» Раскола. А в 1685 году, после «хованщины», бунта стрельцов и старообрядцев под предводительством раскольника Ивана Хованского,  главы стрелецкого приказа, Софья издала свой известный жестокий указ из 12 статей против старообрядцев, который  позволял зверские  преследования и кровавые расправы над раскольниками. В 1682 году в России не был совершен религиозный государственный переворот в пользу Раскола, но, выходит, и спустя  шесть лет Василий Голицын все еще думал о нем, как следует из оставшегося в истории  разговора с послом. Неужели и он, наподобие  легкомысленного Ивана Хованского по прозвищу Тараруй  (болтун, пустомеля, демагог, баламут, краснобай или шутник),  но и  - героя войны со шведами и  Речью-Посполитой,  лелеял идею захвата престола в России?
            Чтобы задаться таким вопросом, нужно знать,  кем же были Голицыны .Род этих князей  происходит от великого князя литовского Гедимина. Внук Гедимина — князь звенигородский Патрикей, прибыв в Москву (1408), поступил на службу к великому князю Василию Дмитриевичу. Сын его — князь Юрий Патрикеевич, женат был на дочери великого князя Василия Дмитриевича и имел двух сыновей.( Васи;лий I Дми;триевич (30 декабря 1371 — 27 февраля 1425, Москва) — великий князь московский и владимирский с 1389 года, старший сын Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя нижегородско-суздальского Дмитрия Константиновича. Был женат на Софье — единственной дочери великого князя литовского Витовта). Голцыны имеют родственные связи с царствующими домами.
          Князь Андрей Андреевич Голицын — потомок Ивана III и Софьи Палеолог по материнской и отцовской линиям: его мать Анна Ивановна Бельская — правнучка младшей сестры Василия III, Евдокии, а отец — пра-правнук Евдокии, внук Ивана Мстиславского. Следовательно, весь последующий род Голицыных продолжается от двоюродной сестры Ивана Грозного, Анастасии Петровны.
            Прадед князя Михаила Голицына, князь Юрий Патрикеевич, женат на княжне Анне (по другим данным Марии), дочери великого московского князя Василия I Дмитриевича и таким образом Михаил Голица и царь Иван IV Грозный были четвероюродными братьями.
          Княжна Евдокия Ивановна Голицына — внучка князя Михаила Голицы, жена боярина Александра Никитича Романова (брата патриарха Филарета), т.е являлась тёткой царя Михаила Фёдоровича.
          Княгиня Ксения Ивановна — жена князя Ивана Андреевича Голицына, была сестрой боярина Бориса Ивановича Морозова, женатого на Анне Ильиничне Милославской, сестре царицы Марии Ильиничны, жены царя Алексея Михайловича. Это родство пагубно отразилось на судьбе их сына, князя Андрея Ивановича Голицына, так как Пётр I не любил Милославских.
            Княжна Прасковья Дмитриевна — племянница воспитателя Петра I, князя Бориса Алексеевича Голицына, была в первом браке за Фёдором Кирилловичем Нарышкиным, братом царицы Натальи Кирилловны и приходилась, таким образом, тёткой Петру I. Во втором браке она вышла за князя Аникиту Ивановича Репнина и стала родоначальницей всех последующих Репниных.
            Князь Василий Петрович — женат на Наталье Мартемьяновне Нарышкиной, дочери боярина Мартемьяна Кирилловича и княжны Евдокии Васильевны Сибирской, тётке последнего касимовского царя Василия Ивановича(† 1715), потомка Кучума. Княгиня Наталья Мартемьяновна приходилась родной племянницей царице Наталье Кирилловны и двоюродной сестрой Петру I.
             Татьяна Алексеевна Голицына (1702—1724) — дочь князя Алексея Борисовича Голицына, замужем за близким стольником Абрамом Фёдоровичем Лопухиным († 1718) и приходилась тёткой царевичу Алексею Петровичу.
           Князья Голицыны и их однородцы князья Куракины через Лопухиных — царевича Алексея Петровича и его сына императора Петра II— оказались в близком свойстве с императором Римской империи[.

                4

           Если уж Тараруй Иван Хованский замысли  посадить на престол своего сына Андрея, женив его на царевне Софье (возникают  даже ассоциации с княгиней Ольгой, женой князя Игоря, которую убившие ее мужа бунтовщики хотели из собственной выгоды выдать замуж за своего князя), то почему бы Василию Голицыну не думать о  перспективе собственной власти на русском престоле? Тем более, что он был одержим собственной фантастической программой великого преобразования страны и ее жителей. А успех  английской революции 1688 года еще более разжигал его честолюбивые  замыслы. Почему? Ответ мы видим у Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона в книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные», Славная революция завершила почти столетнюю борьбу широкой общественной коалиции вокруг Парламента и монархов из династии Стюартов, и тем самым положила начало первому государству с плюралистическими политическими институтами, защитой имущественных прав широких слоёв общества (а не только элиты), в котором все граждане могли участвовать в экономических отношениях с целью получения прибыли. Победу одержала именно широкая коалиция из разных слоёв общества, поэтому узурпация власти со стороны одной из его узких групп стала существенно сложнее, а потенциальные выгоды от этой узурпации — меньше, поскольку монополии, служившие источником доходов элиты, были упразднены. В итоге, Славная революция послужила причиной начала промышленной революции и лидерства Великобритании в мире в XVIII и XIX веке.
           Перешагнув через 150 лет, мы видим, что опытом этого события воспользовался русский император Николай Первый, который тайно и единолично с помощью Англии совершил своего рода социальный переворот, определив  новую экономическую и политическую силу для дальнейшего развития государства – Раскол. В 1839 году он отдал в руки  раскольников капиталы и технические средства из Англии, обойдя дворян и  помещиков, владевших  землей и  крестьянами. Ослабив без революций и внутренних гражданских войн ранее правящую элиту, Николай Первый начал промышленную революцию в России и повел ее к мировому лидерству. И у него это получилось. Значит, прав был Великий Василий Голицын, когда размышлял о религиозной революции в России?
         Во всяком случае, он оставил после себя планы, которые затем взяли на вооружение победившие Романовых в двух революциях 1917 года раскольники. Только итог их оказался ошеломляющим: «птенцы» Раскола, большевики, в новом государстве вообще отказались от Бога и создали на обломках российской империи прогрессивное атеистическое государство. Вспомним, о чем мечтал Василий Голицын: он хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей, сделать их людьми, трусов сделать храбрыми, пастушеские шалаши превратить в каменные палаты. Но на основе какой религии он хотел вести к своей мечте русских православных? Лелеял ли он при этом  честолюбивый план царя Алексея Михайловича возродить Византию, захватив мусульманский Константинополь? Или ему была ближе победа с помощью католического мира? А работая в качестве главы правительства  царевны Софьи (Милославской) он и предполагал обновление религиозной политики в пользу «продвинутого» католицизма?
             И тогда становится понятна особенная жестокость императрицы Анны Иоанновны к окатоличевшемуся  Михаилу Голицыну, внуку Великого Василия Голицына. Только ли из-за любви к итальянской простолюдинке, дочери трактирщика, он женился на красавице и принял католичество? И только ли  по наивности и недоразумению вернулся с нею в Россию? И почему так жестоко расправилась Анна Иоанновна с его женой, которая по ее распоряжению исчезла вместе с малолетней  дочерью от Голицына в неизвестном направлении и осталась ли жива – вообще непонятно! Если она была всего лишь дочерью неизвестного трактирщика… Марта Скавронская тоже была простолюдинкой и никому не известной лютеранкой, а вышла замуж за Петра Первого и стала русской императрицей!
          Советский писатель Юрий Нагибин написал целую повесть о Кваснике и  шутихе Бужениновой, где подробно расписал его страдания и безумие от невыносимой жизни шута при дворе Анны Иоанновны. Но если внимательно рассмотреть его самого, его «карнавальную» жену из Ледяного дома и все его семейство, то получается картина с совершенно иными смыслами.
          Главное, что их всех объединяет – за исключением главы семейства, самого Михаила Голицына – недолгая продолжительность жизни. Первой женой его была Марфа Хвостова, на которой он женился еще будучи вместе с дедом в ссылке на Севере, в 1711 году. Ей было 17 лет. Прожив с Голицыным 10 лет и родив двух сыновей, Марфа умерла в возрасте 27 лет. За эти десять лет семья выехала по распоряжению Петра Первого с Севера, и государь послал Михаила Голицына учиться за границу. Затем даты событий в родоводе и в биографических очерках разнятся. По одним он женился на итальянке еще будучи женатым на Марфе, по другим – после ее смерти. И дочь трактирщика прожила недолго, о дочери ее вообще ничего неизвестно. Третья жена – та самая шутиха Анны Ионовны Авдотья Буженинова, которую  в истории и литературы нам представили безобразным существом. На самом деле, ей на момент венчания было тридцать лет. А знакома с Голицыным она была с 23-х. Насчет уродства тоже вопрос спорный – возможно, она имела такое «восточное» лицо, которое сегодня считается эталоном экранной и подиумной красоты. Буженинова также прожила недолго – 32 года, умерев после вторых родов и оставив Голицыну двух законных наследников, Андрея и Алексея. Последняя, четвертая. Жена – снова из рода хвостовых, Аграфена Хвостова. Она вышла за князя в 22 года, родила ему трех дочерей и умерла  при родах вместе с третьей в 27 лет.
           Вот так у Михаила Голицына было с женами. Почему они умирали молодыми, неизвестно. Но и дети жили недолго. Первая дочь умерла в 35 лет, старший сын – 44, первый сын от Бужениновой – 37, второй –девять, первая дочь от четвертой жены – 21 год, трентья умерла новорожденной и только  вторая  прожила 65лет. Сам же шут Голицын, похоронив всех детей и жен,  жил очень долго -  88 лет.
          Среди его родных большой интерес представляет его зять, муж первой дочери, Алексей Петрович Апраксин, сын графа Петра Матвеевича Апраксина, брата царицы Марфы, жены царя  Федора Алексеевича. То есть, он был племянником царя, брата Петра Первого. На первой дочери Михаила Голицына он женился в 18 лет и принял католичество по примеру тестя. Уж не тайные ли мечты о власти  привели его в эту семью? И Апраксины, и Голицыны были родней царям,  близкими их сподвижниками и посвященными в тайны правления. Но некоторые их представители не вызывали доверия ни у Петра Первого, ни у Анны Иоанновны. И по этой именно причине  императрица и «приблизила» к себе  тестя и зятя, сделав их обоих шутами. Интересно, что Алексей Апраксин был по своей природе артистом. Он до того влюбился в свою новую профессию, что  изучал ее и постоянно искал образы на улице, среди простолюдинов.  А потом «отрабатывал» их на своих собратьях при дворе, в том числе, и на Михаиле Голицыне, с которым разыгрывал и жестокие номера. Он умер в 32 года, через два года после смерти Анны Иоанновны, которая дала главную роль в знаменитом «ледяном» спектакле не ему, а его тестю. И хотя Голицына изображают на картинах в Ледяном доме глубоким стариком рядом с уродливой  старухой Бужениновой ( а она была моложе жениха на 23 года!), на тот момент ему было 53 года, и он прожил лишь немногим больше  половины своей странной жизни. Такой странной и непонятной, что ни с какой другой и не сравнишь. До сих пор ее смысл никем не разгадан. Может быть, потому, что никто еще не  догадался  посмотреть на нее через призму деятельности  его деда, Великого Василия Голицына и необыкновенные замыслы этого  фаворита царевны Софьи?

                5
      

            Итак.  Он хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей, сделать их людьми, трусов сделать храбрыми, пастушеские шалаши превратить в каменные палаты. В начале двадцатого века эти планы чудесным образом начали сбываться. И воплотили их в жизнь как раз те самые религиозные противники государственного православия, о  возможных перспективах которых размышлял Василий Голицын еще в 1688 году, изучая Славную Английскую революцию  и борьбу протестантов и католиков. Давайте разберемся, чем стали в нашей жизни его фантастические планы, которые он составлял в темные времена тотального российского рабства – крепостничества.
           Населить пустыни – это переселение народов. Освоение целины. Заселение Дальнего Востока.
           Обогатить нищих – революции 1917 года
           Дикарей сделать людьми – образование, прогресс
          Трусов сделать храбрыми – армия, спорт и воспитание патриотизма
          Пастушеские шалаши превратить в каменные палаты – строительство городов и урбанизация деревни. Цивилизация.
         Разве не осуществились планы Великого Василия Голицына в России? Пусть и через двести лет. Да, они осуществились сполна. Но не все так благостно. Вскоре пошел и обратный процесс. Из заселенных пустыней люди побежали обратно. Революции обрушили два государства – Российскую империю и Советский союз, лишив нравственной устойчивости множество людей. Образование и прогресс привели к войнам и новому рабству. А цивилизация дошла до такого уровня, что стала разрушать природу и саму жизнь, отчего люди теперь ищут себе пристанища на других планетах.
         Но вот что удивительно – Ледяной дворец Анны Иоанновны стал как бы прелюдией к происшедшему спустя двести пятьдесят лет развитию электронных и цифровых технологий. Да, программа Василия Голицына была милосерднее, чем программа реформ Петра Первого, но почему же итог ее  тот же – взлет и падение цивилизации? Идея прозрачного Ледяного дома русской императрицы наверняка запала в душу правителям всей Европы как символ  вечного желания власти видеть всех и все насквозь. И этот холодный дом стал символом  рождения телевидения, сотовой связи, Спутниковой тотальной слежки из космоса, Сети Интернета. Боле того, он стал символом организации совершенно новой жизни общества, когда все – напоказ. Когда можно осуществить не только извращенные желания подглядывания в дырочку, но и открыто демонстрировать собственную, в том числе и интимную, жизнь , снимая ее круглосуточно на камеру. Вот во что воплотились мечты Великого Василия Голицына о совершенном обществе и совершенном человеке. Выходит, если Анна Иоанновна и посмеялась сурово над ними в своем «ледяном» спектакле для двух актеров, то не без оснований?
          При ближайшем рассмотрении понимаешь: а ведь этот спектакль был своего рода заговором Анны Иоанновны и ее приближенных. Это был поистине  шекспировский театр реальных смертей. Во время которого Милославски пали окончательно, хотя, до  дворцового переворота 1741 года еще не знали об этом. Милославские ушли, но  оставили Раскол. И через сто лет спустя он стал править вместо них. С программой Великого Василия. И Российская империя пала. Но дважды уже возродилась великим передовым государством.
        Давайте еще раз вспомним главных участников этого невероятного действа:
        Анна Иоанновна – русская императрица перед концом своего правления
        Эрнест Бирон – камуфляжный правитель России, «железное» европейское прикрытие Петра Первого для Анны Иоанновны
        Алексей Татищев – камергер императрицы, градоначальник Петербурга, всевидящее око и отец главного масона России Петра Татищева
        Артемий Волынский – глава правительства, шут в маске палача, претендент на русский трон, жертва поэта Тредиаковского
        Михаил Голицын – актер главной роли жениха на свадьбе шутов
         Авдотья Буженинова – актриса главной роли невесты на свадьбе шутов, загадочная женщина, в наше время – мечта поэта
         Василий Тредиаковский – поэт, тайный международный  агент императорского двора, жертва Волынского
         Народ – представители 300 национальностей, проживавших в России в 18 веке
        Но давайте посмотрим, к кому был ближе Алексей Татищев – к императрице Анне Иоанновне или к окатоличевшемуся Михаилу Голицыну, которого он посадил в Ледяной дворец замерзать с  Авдотьей Бужениновой? Чтобы понять, нужно посмотреть на биографию его сына-масона.  Пётр Алексе;евич Тати;щев — крупный деятель масонского движения, член новиковского литературного кружка. В 1744 году вступил в службу солдатом лейб-гвардии Преображенского полка.. В декабре 1761 года вышел в отставку по болезни с чином гвардии секунд-майора и поселился в Москве В 1779 году, после знакомства с И. Г. Шварцем, рекомендованным ему в качестве воспитателя для его сына Петра, вступил в масонство. Стал мастером московской ложи «Трёх знамён», в 1782 году мастером стула ложи «Гармония», а в 1783 году великим мастером всех русских масонов с титулом приора ордена «8 провинции» и с именем «Peter или Еques a signo triumphale», одновременно будучи префектом ложи «Коронованного знамени», или «Капитула Татищева». Его сын, Пётр Петрович, в 1770-х годах также стал масоном и в 1781 году вместе со своим воспитателем Шварцем ездил за границу для изучения «Системы строгого соблюдения», а по возвращении вошёл в капитул ордена «Восьмой провинции».
          С 1782 году состоял одним из учредителей «Компании типографической» и «Дружеского ученого общества» при Московском университете. Учредил переводческую семинарию, приняв на себя расходы по содержанию 6 студентов и вспомоществованию в учении бывшим в университете семинаристам педагогической семинарии.
          Все эти масонские организации были созданы в правление Екатерины второй, которая доверила Николаю Новикову формировать общественное мнение в России, желая управлять государством по-европейски цивилизованно. Но в итоге Новиков и его друг Шварц привел  русское масонство под знамена и руководство  едва ли не самого прусского императора Фридриха Второго Великого, за что был посажен в каземат Петропавловской крепости. В котором провел двадцать лет своей молодой жизни император Иван Шестой Антонович, ставленник  и внучатый племянник Анны Иоанновны. Если говорить о близости Татищева скорее к Михаилу Голицыну-католику, нежели к русской императрице Анне Иоанновне, преследовавшей католицизм в России, то она понятна -. ведь масонство не отличалось преданностью к православию и ориентировалось целиком на Европу с ее традициями, законами и религией. И можно понять, как Василий Голицын выжил  в этом ледяном кровавом спектакле в центре Петербурга в лютую стужу. Если Татищев и посадил его на лед на ночь, то он же, скорее всего, и спас его.

                7


         Прошло 280 лет со времени этого удивительного ледяного спектакля в Петербурге. И вот на современной сцене – снова Голицын, блистательный молодой красавец, уже  известный актер и модель с мировым именем, Николас Голицын – Galitzine, из известного рода Голицыных. Его роли в кино отличаются своеобразием – он играет или гомосексуалистов, или бисексуалов. А в новом мюзикле «Золушка», в котором он играет роль принца, всех поразило участие  в роли  феи-крестной темнокожей модели нетрадиционной ориентации Билли Портера (кстати, на мой взгляд, сыграл он очень и очень плохо, не оправдав ожиданий от такого изысканного, я бы сказала, экзотического приема авторов фильма). Эта «Золушка» (англ. Cinderella) ; романтический музыкальный фильм 2021 года, очередная версия  одноименной сказки Шарля Перро. Разработка фильма началась в апреле 2019 года, когда Sony Pictures  (американская кинокомпания, производитель и дистрибьютор фильмов и телевизионных программ) анонсировала фильм в музыкальном стиле «Золушка» с Кэнноном в качестве сценариста и режиссера. Фильм был спродюсирован Джеймсом Корденом через Fulwell 73 с Лео Перлманом, Джонатаном Кадином и Шенноном Макинтошем. Фильм был выпущен в избранных кинотеатрах и в цифровом виде на Amazon Prime Video 3 сентября 2021 года. Фильм получил смешанные отзывы критиков.
         По сюжету Золушка — амбициозная девушка, которая хочет открыть свой магазин под названием «Платья от Эллы». Однажды в своем патриархальном обществе она замечает принца Роберта на церемонии смены караула. На следующий день Роберт, одетый как простолюдин, идет на рынок, где находит Эллу, пытающуюся продать свое платье. После некоторого игривого подшучивания он покупает его в три раза дороже, чем она первоначально просила. Позже он приглашает ее на бал, который состоится через две недели, с обещанием познакомить ее с разными людьми со всего мира, чтобы продать им свои платья.
         Когда наступает долгожданный день, Элла готовится, а ее мачеха Вивиан бросает чернила на ее платье и говорит ей, что только ее сводные сестры, Мальволия и Нарисса, могут присутствовать, так как Томас, торговец овощами, уже попросил руки Эллы. Элле грустно, но ее Сказочная крестная волшебным образом появляется и одевает ее в красивое платье, стеклянные туфли, превращает мышей в лакеев, а ящик в карету. Элла идет на бал и знакомится с Тантианой, приглашенной королевой, которая предлагает ей отправиться в кругосветное путешествие в качестве портнихи для нее и просит встретиться с ней на следующий день на рыночной площади. Позже Роберт находит Эллу, показывает своей сестре, принцессе Гвен, платье, которое он купил у Эллы ранее, и делает предложение Элле. Однако Элла отказывается, так как хочет начать свою карьеру. Она говорит, что если выйдет за него замуж, то это будет концом ее мечты, а Роберт с малых лет хотел стать королем и тоже не готов с этим смириться. Ровно в полночь она покидает зал, бросив туфлю в одного из слуг короля, который пытается ее поймать. На следующий день Вивиан рассказывает Элле историю своей жизни о том, что она была такой же амбициозной девушкой, как Элла, и даже получила возможность учиться игре на фортепиано в известной музыкальной школе. Однажды она ушла из дома учиться, а когда вернулась домой, муж подал на развод с ней, сказав, что она неподходящая жена, и выгнал ее и ее дочерей. Когда она собиралась выйти из комнаты Эллы, она находит хрустальную туфельку Эллы и, узнав правду о том, что ее падчерица ; таинственная принцесса, пытается убедить Эллу выйти замуж за Роберта. Когда Элла отказывается, Вивиан отдает ее Томасу.
          Когда король входит в комнату королевы, она не обращает на него никакого внимания. Она говорит, что семья и любовь важна. Король говорит, что любит Роберта, а она говорит, что он любил его до того, как стал королем, и что он не проявляет к ней никакого уважения и даже не принимает ее слов. Она даже говорит, что с тех пор, как он стал королем, он думал только о расширении своего королевства. Мать Роберта, королева Беатрис, помогает его отцу, королю Роуэну, понять, что будет правильно позволить ему жениться на простолюдинке. Король думает об этих словах и позволяет принцу жениться на своей любви. Роуэн даже дарит ему хрустальную туфельку. Роберт продолжает искать Эллу и находит ее бегущей в лесу после того, как она убегает от Томаса. Они признаются друг другу в любви, когда Элла и Роберт целуются и добираются до рынка вовремя, чтобы показать своему благодетелю свои проекты, который принимает их и просит Эллу путешествовать с ней.
            Роберт знакомит Эллу с Роуэном и Беатрис и сообщает им об их решении путешествовать по миру. Он знает, что это разрушит план его будущего восхождения на трон, но Беатрис улыбается, когда Роуэн с гордостью заявляет, что Гвен (которая неоднократно проявляла интерес и способности к государственным делам) теперь будет первой в очереди на трон. Граждане королевства собираются, чтобы стать свидетелями церемонии, объявляющей о положении принцессы и о том, что Роберт и Элла влюблены.
            Вот вам и «Золушка» - на самом деле,  в  забавном фильме выведена международная интрига английского правящего дома Виндзоров о побеге известной пары двух красавцев – принца и его жены – в Америку, на «вольные хлеба». За этой интригой напряженно наблюдает сегодня весь мир, а два  главных актера этого политического спектакля  продолжают всех интриговать, открывая свою личную жизнь и участвуя в громких событиях. И все гадают, что же показывает нам Англия на этот раз? И будет ли быстрая разгадка?