Четыре гения научных революций

Владимир Юденко
   В статье речь о личностях, которые вопреки общепринятым понятиям и законам, впервые не только выдвигали революционные гипотезы, влияющие на мировоззрение всей нашей цивилизации в целом, но и доказывали свои открытия с помощью математических формул и физических опытов.

1. Третий еврейский царь СОЛОМОН (1011 - 931 до новой эры).

   За тысячу лет до Рождества Христова поставил вполне научную задачу:
"...А что на небесах - кто исследовал?" Цитата из Книги Премудрости Соломона.

2. Николай КОПЕРНИК (1473 - 1543)

   Через две с половиной тысячи лет стал исследовать небесные светила и планеты. Известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
   Коперник — польский и немецкий астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Имел дерзновение заявить, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. В те времена это считалось преступной ересью и очень жестоко наказывалось инквизицией. Достаточно вспомнить преследование его последователей: сожжение на костре Джордано Бруно и тюремное заключение Галилео Галилея.
   Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод его более чем 40-летней работы, — «О вращении небесных сфер» (лат. De revolutionibus orbium coelestium). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году.
   Модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты определённо подготавливало (вопреки Аристотелю) ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов.

3. Сэр Исаак НЬЮТОН (1643 — 1727).

   Английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона, ставшие основой классической механики.

   В 1661 году Ньютон успешно окончил школу и отправился продолжать образование в Кембриджский университет.

   Несмотря на открытия Галилея, естествознание и философию в Кембридже по-прежнему преподавали по Аристотелю. Однако в сохранившихся тетрадях Ньютона уже упоминаются Галилей, Коперник, картезианство, Кеплер и атомистическая теория Гассенди. Судя по этим тетрадям, он продолжал мастерить (в основном научные инструменты), увлечённо занимался оптикой, астрономией, математикой, фонетикой, теорией музыки. Согласно воспоминаниям соседа по комнате, Ньютон беззаветно предавался учению, забывая про еду и сон; вероятно, несмотря на все трудности, это был именно тот образ жизни, которого он сам желал.
   1664 год в жизни Ньютона был богат событиями. Ньютон пережил творческий подъём, начал самостоятельную научную деятельность и составил масштабный список (из 45 пунктов) нерешённых проблем в природе и человеческой жизни (Вопросник, лат. Questiones quaedam philosophicae). В дальнейшем подобные списки не раз появляются в его рабочих тетрадях. *

   * Автор этой статьи внёс несколько цитатных вставок из Википедии.

   Ньютон был не только теоретиком, но и изобретателем многих полезных устройств.
Так первая конструкция телескопа Ньютона (1668) оказалась неудачной, но уже следующая, с более тщательно отполированным зеркалом, несмотря на небольшие размеры, давала 40-кратное увеличение превосходного качества.

   С работами Ньютона связана новая эпоха в физике и математике. Он завершил начатое Галилеем создание теоретической физики, основанной, с одной стороны, на опытных данных, а с другой — на количественно-математическом описании природы. В математике появляются мощные аналитические методы. В физике основным методом исследования природы становится построение адекватных математических моделей природных процессов и интенсивное исследование этих моделей с систематическим привлечением всей мощи нового математического аппарата. Последующие века доказали исключительную плодотворность такого подхода.

   Он изучил древнееврейский язык, исследовал Библию по научной методике, привлекая для обоснования своей точки зрения астрономические расчёты, связанные с солнечными затмениями, лингвистический анализ и т. п. По его расчётам, конец света наступит не ранее 2060 года.

   По словам А. Эйнштейна, «Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности» и «… оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на всё мировоззрение в целом».

4. Альберт ЭЙНШТЕЙН (1879 — 1955).

   Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.

   Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).
   Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и других.

   Он разработал несколько монументальных физических теорий:

Специальная теория относительности (1905).
В её рамках — закон взаимосвязи массы и энергии: {\displaystyle E=mc^.}
Общая теория относительности (1907—1916).
Квантовая теория фотоэффекта.
Квантовая теория теплоёмкости.
Квантовая статистика Бозе — Эйнштейна.
Статистическая теория броуновского движения, заложившая основы теории флуктуаций.
Теория индуцированного излучения.
Теория рассеяния света на термодинамических флуктуациях в среде.
Он также предсказал гравитационные волны и «квантовую телепортацию».

   Известно и об его участии в создании атомной бомбы. Оружие создавалось в то время как противодействие возможным разработкам ядерного устройства учёными фашисткой Германии.

   Эйнштейну принадлежит решающая роль в популяризации и введении в научный оборот новых физических концепций и теорий. В первую очередь это относится к пересмотру понимания физической сущности пространства и времени и к построению новой теории гравитации взамен ньютоновской.

   И всё это несмотря на то, что начало его научной деятельности было не из лёгких. В 1900 году Эйнштейн окончил Политехникум, получив диплом преподавателя математики и физики. Экзамены он сдал успешно, но не блестяще. Многие профессора высоко оценивали способности студента Эйнштейна, но никто не захотел помочь ему продолжить научную карьеру. Сам Эйнштейн позже вспоминал: Я был третируем моими профессорами, которые не любили меня из-за моей независимости и закрыли мне путь в науку.
   Автору этой статьи импонирует то, что я стал преподавать математику, физику и астрономию не в двадцать один год, а в девятнадцать. Но ждала меня не наука, а призыв на срочную службу на три года.

       ПОСЛЕСЛОВИЕ

   Вряд ли в ближайшее время появится человек, который сможет занять пятую позицию в моём кратком повествовании.
   Земная цивилизация имеет сегодня малый шанс на выживание. При появлении гиперзвуковых ракет, несущих ядерные и термоядерные боеголовки, необходимо срочно менять приоритеты. Основные из них:

- полное всеобщее разоружение,
- развитие профилактической медицины,
- адекватное развитие науки и образования,
- рачительное отношение к экологии планеты и ближнего Космоса,
- создание поселений на Луне и Марсе (повышение выживаемости человечества).

   Не хотелось бы осуществления пессимистического прогноза Ньютона на фоне вирусной эпидемии во всех странах. И возвращаясь к Книге Премудрости Соломона, читаем: "Множество мудрых - спасение миру..." И где это множество?


       Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Человек, Космос, Вселенная. Философское эссе:
      http://proza.ru/2010/05/26/839
2. Клуб интеллектуалов о пространстве и времени. Эссе:
      http://proza.ru/2011/02/09/11
3. Владимир Юденко. Книга ИНТЕЛЛЕКТ. Клуб интеллектуалов. Рига - 2004.
4. Человек в Галактике. Галактика во Вселенной:
      http://proza.ru/2019/09/19/1220
5. Сразу два изобретательских рекорда:
      http://stihi.ru/2012/03/24/1271