Помеченный уголек

Светлана Комова
               
       В  каждом пионерском лагере  была Аллея Пионеров-Героев. В некоторых городах такие аллеи сохранились до сих пор. Дети на оккупированных территориях каждый день могли погибнуть.  Могли быть угнаны в рабство. Те, кто помогал партизанам,  выполняли сложные задания, рискуя жизнью. Дети сражались с врагом наравне со взрослыми. Они чувствовали себя частью своего народа.  И это объединяющее чувство враг мечтал сломать.

     Фашисты  открывали на оккупированных территориях свои школы. Посещение было обязательным.  А   самых смышлёных учеников зачисляли в диверсионные школы. Выбирали тех, у кого были живы родственники.

     Первый мальчишка, который  должен был  перейти линию фронта  и подложить мину в заданное место, убежал к своим и всё рассказал. Фашисты  долго пытали, а  потом казнили его семью. Учащимся диверсионной школы об этом подробно рассказали.   Девочка, отправленная с похожим заданием, подорвала себя на своей взрывчатке. Когда  за её семьей пришли фашисты,  все члены семьи  были мертвы.  Больше никто не увидел их страданий.

    Семьи оставшихся учеников фашисты взяли под  неусыпное наблюдение.
    Всё, что было нужно  сделать третьему – перейти линию фронта, найти кучу угля возле паровозного депо и подбросить туда взрывчатку.  Она была аккуратно вмонтирована  в кусок угля, неотличимого от любого куска каменного угля для паровозных топок.

   Очень простое задание.   И когда он вернётся назад, его маму, маленького брата и сестру отпустят.  И его, конечно, отпустят.  Так ему обещали. Ему было 11 лет.  Простой деревенский советский мальчик. Смышлёный.

   Собираясь  на задание, Смышлёный положил  в карман кусок мела. Мел  покрасил  угль.  Но бросить в кучу черного угля свой светлый «подарок»  он не мог.  Смышленый знал, что за ним наблюдают. И среди работников депо мог оказаться предатель.  Поэтому от стёр следы мела.

   Цвет угля стал почти таким же, как и у всех кусков в этой куче. Почти таким же. На это и был расчёт. На внимательный взгляд кочегара, который  будет  загружать уголь в топку.

     По своей ли воле произносят слова, совершают поступки, принимают законы выбранные и невыбранные нами?  Может, и там стоит поискать «помеченные угольки»?
   
    Выполняя другие задания, Смышленый, продолжал оставлять метки. Помогли ли они предотвратить диверсии, неизвестно. Контрнаступление Красной Армии на этом участке фронта было стремительным. Фашисты не успели ликвидировать  диверсантов.
      Протоколы допросов мальчика и решение о его сроке лишения свободы хранятся в Военно-Историческом Архиве.