Луис Мелендес... Великий мастер испанского натюрмо

Алексей Гончаров2
­­­­Натюрморт с инжиром.

Написать о нём сподвигли,
Его великолепные натюрморты.
Скромность и аскетизм,
Четкость сюжетных линий...
Игра света и тени завораживает,
И вызывает восхищение!

Луис Мелендес (исп. Luis Egidio Melеndez de Rivera Durazo y Santo Padre 1716, Неаполь — 1780, Мадрид) — испанский художник XVIII века, продолжатель лучших традиций мастеров испанского натюрморта.

Его часто сравнивают с популярным в тот же период французским художником Шарденом. Но совершенно очевидно, что образы даров природы, созданные Мелендесом, иные, и скорее тяготеют к голландской живописи, где объектом интереса живописца по-прежнему остаётся натура, нежели к свето-теневые и колористические эксперименты французской школы. Мелендеса интересует изучение и передача качеств предметного мира и разной фактуры: прозрачности винограда, матовости слив, бликов стекла, кракелюр керамики, трещин рассохшегося дерева, мягкости сыра и пр.

Простой выбор сюжета натюрморта, нейтральный фон, в некотором роде монументальная лепка формы, ясная, крепкая композиция, продуманная схема света и тени роднят полотна Мелендеса с натюрмортами Хуана ван дер Хамена, Котана и Сурбарана – поколения испанских барочных живописцев XVII века. Мелендес заставляет зрителя вместе с ним изучать, пристально вглядываться и тактильно ощущать материальный мир.

Отец Луиса, Франсиско Диас Ривера Мелендес (1682—1758), был художником-миниатюристом родом из Овьедо. Вместе с братом Мигелем Хасинто Мелендесом, тоже художником-портретистом, они перебрались в Мадрид. Карьера Мигеля сложилась достаточно удачно: он поселился в столице, где впоследствии писал портреты королевской семьи. Франсиско же в 1699 году отправился в Италию и поселился в Неаполе, который в то время принадлежал испанской короны.

Франсиско Мелендес, несмотря на службу в испанской пехоте, не забывал искусство. Он женился на Марии Хосефе Дураццо и жил в Неаполе почти 20 лет. В 1716 году Мария Хосефа родила мальчика, которого назвали Луисом. В 1717 году отец вместе с семьёй вернулся в Мадрид.

Художественное образование Луис Мелендес получил в мастерской отца и в мастерской художника Луи Мишеля ван Лоо (1707—1771). После восшествия на испанский престол герцог Анжуйский сделал этого француза своим придворным художником. Довольно раскованная художественная манера ван Лоо с примесью модного рококо присутствует и в ранних произведениях Луиса Мелендеса. В 1737-48 гг. Луис Мелендес зачастую копировал портреты королевской семьи кисти ван Лоо для отправки ко дворам других европейских монархов.

В 1744 году в Мадриде основали Королевскую академию искусств Сан-Фернандо. В её руководство попали ван Лоо и Мелендес. Несмотря на господствующее в эпоху классицизма разделение жанров на высокие и низкие, руководство Королевской Академии искусств Сан-Фернандо приветствовало создание испанскими художниками непрестижных во Франции натюрмортов.
К этому периоду относится и автопортрет Луиса Мелендеса с академическим рисунком натурщика в руке, созданный в 1746 году (ныне — Лувр, Париж). Из-за конфликтов в академии отец (Франсиско Мелендес) был лишён должности профессора. Академию в 1748 году был вынужден оставить и Луис Мелендес. Начался бедственный в финансовом плане период.

Чтобы набраться художественного опыта, Луис Мелендес перебрался в Италию, где находился четыре года (1748—1752). В этот период в Мадриде произошёл пожар в королевском дворце. Сгорели древние рукописи и
богослужебные книги королевской капеллы. Было приказано восстановить часть рукописей, и у художников в Мадриде появилось новое поле для приложения сил и способностей. Отец уговорил сына вернуться из Италии в Мадрид, чтобы принять участие в восстановлении рукописей и их миниатюр.В 1753 году Луис Мелендес вернулся в Мадрид. Среди интересных работ художника — натюрморты с изображением растений и овощей Испании, созданные для принца Астурийского. Луис Мелендес создал сорок четыре натюрморта, большинство которых ныне — достояние музея Прадо. Благодаря этим произведениям он и вошёл в историю искусства Испании XVIII века. Мало того, что Луис Meлендес писал натюрморты, так ещё его натюрморты были написаны реалистично, без пышных букетов искусственных цветов, без каких-то экзотических небывалых фруктов и райских птиц. Публика такие натюрморты покупать не желала.

 Карьера художника не задалась. В 1760 году он подал ходатайство на получение должности придворного художника Карла III, однако тот его отклонил. Последние годы жизни художника прошли в бедности. Он умер в 1780 году. Похоронен в Мадриде. Сегодня его называют одним из величайших художников Испании.


         @