Борис Кутенков. Экспертный обзор. Итоги года-2021

Большой Литературный Клуб
Уровень конкурсного списка довольно высок – ясно, что была хорошая предварительная экспертная модерация. Почти нет явно плохих стихов, а некоторых авторов (Александр Оберемок, Анна Арканина), которых раньше не знал или не отмечал, выделил для себя как вполне состоявшихся.

Тем не менее, отметил такую тенденцию: в нескольких случаях «удельный вес» отдельного стихотворения или двух был гораздо выше, чем вес подборки в целом. По этой причине шорт-лист лучших подборок получился вдвое меньше, чем шорт-лист лучших стихотворений (а шорт-лист лучших стихотворений я бы увеличил, если бы можно было включать больше десяти, – но, конечно, скорее хорошо, что он ограничен десяткой и пришлось выбирать тексты «по гамбургскому счёту»). Иными словами, авторы не всегда умеют отделять удачи от неудач.

Так, с большим сожалением не включил в шорт-лист лучших подборок Марину Чиркову («оволс» – прекрасное стихотворение: и лаконичное, и мелодически обусловленное, и, как всякое подлинное стихотворение, ненавязчиво нарушающее законы бытовой логики. Тем не менее, мне представляется, что в дальнейшем работа со звуком должна уйти от поверхностной игры слов: «и звенит своё / извинит» и перейти на уровень более сложной работы ассоциаций. Автор это может. Остальные стихи не вызвали столь радостных эмоций); Сергея Пагына (та же ситуация «противостояния» между впечатлением от текста – и впечатлением от подборки. Одно стихотворение – «По опрокинутой воде» – мне показалось заслуживающим внимания, и в шорт-лист лучших стихотворений оно всё же вошло); Романа Ненашева (его сдержанный, негромкий голос и виртуозная версификация знакомы мне ещё с давних пор – со времён семинаров в Литинституте, и в ситуации меньшей «конкуренции» его стоило отметить).

Анна Арканина прекрасно умеет работать с общими местами и лирическими штампами («доверчивую сирень» в финале стихотворения, кажется, невозможно «вытянуть», но автору удаётся это сделать на мощной лирической ноте. То же и с самой фразеологической игрой «а и б сидели на трубе», которая получает нетривиальное решение. Тем не менее, в строках «Почему онемевшие птицы строчат / в небе тонком знакомое слово печаль» всё кажется слишком проходным, и это чуть было не убивает отличное стихотворение).

Жиль де Брун в финальном стихотворении «телепаты» демонстрирует умение работать с поэтикой абсурда, но здесь легко заиграться и начать множить сущности без необходимости. Тем не менее, это стихотворение самое получившееся у него.
О сильных сторонах поэтики Ирины Чудновой (а слабых фактически нет) нужен отдельный подробный разговор. Этот автор мне очень симпатичен. Как и Александра Герасимова.

Про Яну-Марию Курмангалину уже говорил в 2018-м году на «Полёте разборов», с тех пор впечатление не слишком изменилось: крепкие, иногда слишком «очевидно хорошие» стихи, не хватает какого-то прорыва. Но от самой силы голоса и силы отдельного афоризма присвистываешь довольно часто.

В подборке Александра Оберемка можно выбирать лучшее из хорошего: хорошее – «живут» (избыток сущностей – и рыбы, и птицы, и цепные люди, и суки, и кобели… – и некоторая манерность, на мой вкус, портят впечатление, остальные стихи ближе к рождённым вещам, чем к написанным: это – написано, хотя и хорошо написано). Лучшее – остальные тексты подборки.

Пожалуй, на этих ни на что не претендующих вкусовых суждениях и закончу: разговор при желании буду рад продолжить с каждым из авторов – уже более аргументированно.

Шорт-лист лучших подборок:

АЛЕКСАНДР ОБЕРЕМОК (приз симпатий БЛК на Кубке мира-2020)
1. лишний мир http://stihi.ru/2021/04/20/5102
2. живут http://stihi.ru/2021/04/14/4805
3. массаракш! http://stihi.ru/2021/06/08/3339

ИРИНА ЧУДНОВА (приз симпатий БЛК на Кубке мира-2020)
1. Двадцать четыре сезона. Личунь. сердечная сутра http://stihi.ru/2021/06/29/777
2. Колыбельная по нерождённым http://stihi.ru/2021/09/13/4842
3. Двадцать четыре сезона. Лицю. тыква-горлянка http://stihi.ru/2021/10/06/3900

АННА АРКАНИНА (отборочный тур)
1. Кто останется http://stihi.ru/2021/07/22/3971
2. И только http://stihi.ru/2020/12/22/8440
3. Хоть плачь http://stihi.ru/2021/05/27/3489

ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в марте 2021)
1. *** (когда тебе чуть за двадцать...) http://stihi.ru/2021/11/20/1998
2. *** (для того, чтоб здесь не сойти с ума...) http://stihi.ru/2021/11/19/9046
3. *** (стынет небо цвета стали, поглотив в себе рассвет...) http://stihi.ru/2021/11/19/9054

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА (отборочный тур)
1. *** (чем плохо стихотворение…) http://stihi.ru/2021/09/02/3590
2. *** (здравствуй серёжа…) http://stihi.ru/2021/04/22/3390
3. *** (спишь просыпайся спишь…) http://stihi.ru/2021/11/03/1006


Шорт-лист лучших стихотворений:


СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в августе 2021)
3. По опрокинутой воде http://stihi.ru/2020/09/08/6712

АННА АРКАНИНА (отборочный тур)
1. Кто останется http://stihi.ru/2021/07/22/3971
3. Хоть плачь http://stihi.ru/2021/05/27/3489

АЛЕКСАНДР ОБЕРЕМОК (приз симпатий БЛК на Кубке мира-2020)
1. лишний мир http://stihi.ru/2021/04/20/5102
3. массаракш! http://stihi.ru/2021/06/08/3339

ИРИНА ЧУДНОВА (приз симпатий БЛК на Кубке мира-2020)
2. Колыбельная по нерождённым http://stihi.ru/2021/09/13/4842

ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в марте 2021)
3. *** (стынет небо цвета стали, поглотив в себе рассвет...) http://stihi.ru/2021/11/19/9054

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА (отборочный тур)
2. *** (здравствуй серёжа…) http://stihi.ru/2021/04/22/3390

МАРИНА ЧИРКОВА (отборочный тур)
1. оволс http://stihi.ru/2020/12/15/4202

ЖИЛЬ ДЕ БРЮН (три шорт-листа в октябре 2020)
3. телепаты http://stihi.ru/2020/12/03/7581


Все стихи, показавшиеся достойными внимания:

СЕРГЕЙ ПАГЫН:

3. По опрокинутой воде

По опрокинутой воде
небесного пруда
скользит в осенней пустоте
неведомо куда

ворона тонкая одна…
В длину иль в ширину
невольно меряет она
над нами тишину.

Ни рыб медлительных там нет,
ни трав береговых.
И только свет, и только свет
для мёртвых и живых.


СВЕТЛАНА АНДРОНИК ШИМАНОВСКАЯ

2. посметь

не потерять друг друга не посметь
пока нас в профиль не узнает смерть
в холодный заострённый подбородок
пока мы живы и не знаем брода
и бродим по болотам – болота;м
раскачивая звук то тут то там
то вместе то порой поодиночке
но возвратясь в указанную точку
отсчёта полушепота секрета
где тыква превращается в карету
проигрываем в туфельку надень
коль не на но;чь то стало быть на день
пока на небе держится вода
пока нас пожирают города
деревни мегаполисы столицы
посметь не потеряться и продлиться
прожечь себя в звонке или письме
оставить на листе небрежной формой
один из дней
без знаков и границ
и на одной из тысячи страниц
рассыпать буквы белые
на чёрном


АЛЕКСАНДР ОБЕРЕМОК

1. лишний мир

заратустра сидит у огня и готовит грог,
а у ног золотистый барашек всё прыг да скок,
заратустра выходит на солнце, но видит тьму,
и звезда ослепляет больные глаза ему

на торговом пути чайхана, караван-сарай,
магомет предлагает шашлык, налетай давай,
позвоню, говорит, заратустре, халва сладка,
но легко разряжается сорок седьмой ака

иисус у воды колобродит туда-сюда,
он ловец человеков, но очень мутна вода,
не прикормлено место и сети видны едва,
человек не клюёт, а клюют караси, плотва

а над всеми покоится небо, где гладь и тишь,
а под небом живёт человек, пробегает мышь,
разбредаются божии твари, им несть числа,
и никто никому не желает добра и зла

2. живут

дорогая, тянет туман с низины,
потому и письма пропахли тиной,
и не слышен гул поездов вдали.
а у нас с тобой ничего не будет,
потому что все мы – цепные люди,
даже если суки и кобели.

мы во сне – бессмертные люди-птицы,
перелётны, сказочны, клюволицы,
рождены и брошены в небосвод.
за окном кричит козодой, с болота
в унисон ему подвывает кто-то –
причитает выпь и мурлычет чёрт.

в палестинах наших бесцветно, сыро,
комары к утру проедают дыры,
не спасают дэта и дихлофос.
вспоминаю, как ты тогда витала
в облаках на зависть месье шагалу –
бесшабашно, весело, не всерьёз.

дорогая, мы же с тобой могли бы...
сквозь окно в туман уплывают рыбы,
проникают в илистый абсолют.
я и сам усами чешу чешуйки,
и бросаю письма в огонь буржуйки,
но они живут.

3. массаракш!

каким бы ни был огнём согрет, каких бы ни жаждал вод,
но ясень, тополь и горний свет – вопросов никто не ждёт,
ищи, свищи соловьём, стократ судьбу-голытьбу кляня,
но где любимая, глупый брат, не спрашивай у меня.

я сам всего лишь послушный страж тех самых ворот зари,
хотя бунтующий массаракш сидит у меня внутри,
я должен эти врата стеречь, волынку тянуть за хвост,
держать в кавычках прямую речь под рок путеводных звёзд.

садись к огню, наливай и пей тоску, беспокойный брат,
но есть условие – ты, орфей, не должен смотреть назад,
забудь любовь, посмотри наверх, там мечется звёздный рой,
там самый чистый идёт четверг.
но тянет землёй сырой.


ИРИНА ЧУДНОВА

1. Двадцать четыре сезона: Личунь (сердечная сутра)

              блаженно раненое сердце
                соитием стрелы с пустотой.
                2004

с частотой в пять десятков сердец
переменчивый тратится ток
тот на запад повёрнут лицом
тот повёрнут лицом на восток

каждый пальцами смотрит в себя

где холодное солнце стучит
приручённый дрожит галоген
где голодное солнце садится-встаёт
садится-встаёт летит

полночь — чёрная рыбья икра
полночь — пепел серебряный снег

полдень — ворон трёхлапый поёт
полдень — скачет лошадка в степи
и ложится монета в ладонь
на холодное сердце руки

с тем приходит герой в лабиринт

— отвечай! — он быку говорит —
что нам выпало — дева? сова?
головою качает бычок забывает вздыхать на ходу
скоро кончится кнут и доска

и качнётся кинжал пустоты

тот познал десять тысяч причин
у кого вместо неба — любовь
— зацветай! — просит сливу сосна —
ветер стих согревая вино

по любой из дорог уходя

моё сердце — цикада и тлен
моё сердце поймёт лабиринт
моё сердце забудет стучать —
— у меня их ещё сорок семь..

..моё сердце отыщет твоё
и уже не вернётся назад.

3.02.2021           г. Пекин, Лунцзэ

Личунь — установление весны, первый из 24-х традиционных сезонов китайского календаря, в 2021-м с 3-го по 18-е февраля, начало сельскохозяйственной весны. Период окончания холодов и начала храмовых праздников, связанных с наступлением нового года по лунному календарю.

2. Колыбельная по нерождённым

                Андрею Таврову

вот идёт, отражая собой свинец
средоточен космат суров —
мастер надписей вилами по воде ловец
заклинатель снов

в свой урочный, полночный, торжественный час
не приснившийся никому —
не скрываясь от карих анютиных глаз
проговариваясь во тьму

он на босу ногу обут
одет в густо-рваную ловчую сеть
и насквозь проницает добро и свет —
так что пальцами больно смотреть

отпускает дудочку с поводка —
чьё-то сердце роняет стук
и слетаются сны на манок у виска
отбиваясь от рук

руки гладят ветра солонее весны —
слишком явственна пальцам война
прорастают мальчишьи невинные сны
нерождённые имена

средь мятежных берёз поминальных молитв
вороных орудийных стволов
расцветают коробочки снов золотых
никому не приснившихся снов

замолкает тревожный подкожный гобой
тишина навещает зарю
спи мой мальчик усни — я прощаюсь с тобой
добрых снов — я тебе говорю

3. Двадцать четыре сезона. Лицю. тыква-горлянка

I.

серой ласточкой — шьющий полёт над прудом
колокольчиков белые склянки —
время стянуто неодолимым узлом
на поясе тыквы-горлянки

в этой тёплой полоске, бесплотной как песня сверчка
так ясна, осязаема, зрима
неслучайна и капли небесной строка
и тропа муравья-пилигрима

от зелёного к золоту — в ноше земного креста
к удивленью сверчка-иноверца
полновесна целительная пустота
бесконечность и полое сердце.


II.

сквозь осенние сумерки запад проступит —
и —
дозвуковой прибой
взрежет кинжал неотвратимо слепящего света
твоё небо покатится вспять
но его повлечёт за собой сердечная кастаньета
и задержит у самого края —
над кромкой последних забот
преходящей тоски и ненужных ответов..

..это будет когда-то потом

а сегодня, гляди, паутинка летит —
это бремя ветров настаёт
это сердце сбоит, невозможного отпуска просит

видишь —
тыква-горлянка находит опору

цветёт

и плодоносит.

09.08.2020              г. Пекин, Лунцзэ

Лицю — установление осени, тринадцатый из 24-х сезонов традиционного китайского сельскохозяйственного календаря. В 2020-м году с 7-го по 22-е августа, время начала массового сбора урожая.



ЭМКЕЙ

1. Вздор

Небо в кружеве акаций
на себя надев,
удрала с обложки глянца
с бесшабашным оборванцем
шляться по воде.
Людям, в облака одетым,
правила – пустяк:
можно спрыгнуть с парапета
под волну аплодисментов
и под смех зевак.
За нехитрый трюк награда –
пара эскимо.
Шли по океану рядом,
пахли губы шоколадом –
не-за-ви-си-мо
от ухоженного дома,
мужа и жены,
от знакомых, незнакомых,
мыльных опер и ситкомов.
Ра-зо-ру-же-ны.
На какое-то мгновенье,
на короткий вздох.
Пробежался ток по венам –
новый день, обыкновенный.
Остальное – вздор.


3. Сова

Сова вращает головой
на двести семьдесят.
Уныло тащится конвой –
поймать и съесть бы всех!
Давай, сова, я помогу,
погодь немножечко.
Всех порешим – и ни гугу:
припрятан ножичек.
Всажу под сердце главарю.
Сзывай сородичей.
Температура. Весь горю.
Пустите, сволочи!
Сова, сова, ну что же ты!
Никак, стреножили.
Скажите  главному, мосты
все уничтожены.
Сову не надо в зоопарк,
Аляска ближе ей.
Упрямая, как Жанна Д' Арк,
она не выживет!
Снега забинтовали сад,
белье полощется.
Совиный боевой десант
полег за рощицей.



ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА

1. *** (когда тебе чуть за двадцать...)

когда тебе чуть за двадцать,
и жарок внутри заряд,
поэзия – мать повстанцев,
не ведавших, что творят,

где каждый, кто признан годным
и равным своей тоске,
повиснет щенком голодным
на тощем ее соске.

а после, привыкнув к бликам,
запомнив немало лиц,
поэзия – мать великих
бессмертных самоубийц,

летающих с тех же горок.
и выше ее платеж,
когда тебе чуть за сорок,
а ты все равно растешь.

3. *** (стынет небо цвета стали, поглотив в себе рассвет...)

стынет небо цвета стали, поглотив в себе рассвет.
мы играли, мы устали, нас на свете больше нет.
мамки нас не нарожают, чтобы жили мал-мала.
нас уже не отражают никакие зеркала.

вот смеркается над лесом, тлеют синие огни.
поезда гремят по рельсам, укорачивают дни.
мы не ропщем и не злимся, ничего уже не ждём.
больше мы не повторимся, больше не произойдем.

может, вспомнимся кому-то, кто не пляшет на костях,
и продержимся минуту в электронных новостях.
станем чистыми листами, нищеброды-короли.
мы играли, мы устали, нас позвали, мы пошли.


АННА АРКАНИНА

1. Кто останется

Это кто там сидит на полночной трубе
Так похожи на нас эти А эти Б
Их курчавых голов ослепительный свет
растекается над и плывет по Москве

Кто останется кто досидит до утра
Это точно не Б это может быть А
Коченеет под утро труба как труба
Я не знаю кто выдумал слово судьба

Почему онемевшие птицы строчат
в небе тонком знакомое слово печаль
Свет течет заливая прохожую жизнь
А прошу усиди Б прошу удержись


3. Хоть плачь

почему никогда оканчивается на да
кто этот ужасный бог никог
если верить что слова не золото а вода
значит должен быть остров ветвистых строк
шумных веточек кивающих в такт дождю
дрожащих держи меня и призрачных успокой
там где тень отбрасывает люблю
на все что когда-то было тобой и мной
боже мой проведи меня мимо стен
пожалей юродивую небесный врач
в этом городе вечно цветёт сирень
такая доверчивая хоть плачь


АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА


2. *** (здравствуй серёжа…)

здравствуй серёжа
где ты серёжа где
переворошен
заживо на дворе
дикий шиповник
сухо средь облепих
жалко их жалко их

знаешь серёжа
я тебя всё же жду
ночью всё больше
в тёмное под звезду
под завыванье ветра
под водосток
где же ты где ты
алая кровь цветок

белое молоко
золотая прядь
очень мне нелегко
не тебя терять
не о тебя крошиться
и не тебе
чайную рвать душицу
о том стебле

воду брать неживую
о том ручье
только-то существую
что на плече
у твоего холщового
рукава
верная всё ещё
нипочём жива

будет серёжа
сбудется прорастёт
белый створожен
станет у кромки лёд
вспенится взбеленится
речная гладь
стану тебе сестрица
жена и мать

выйду во всеуслышанье
во стыде
встану при тьме всевышней
при той звезде
будет безродна ветка
шиповник тих
сделаюсь безответна
от сих до сих

не пророню ни слова
но тем верней
будешь мне уготован
от всех смертей

будь же серёжа
будь же мне друг и брат
мне невозможно
без твоего ребра

3. *** (спишь просыпайся спишь…)

спишь просыпайся спишь
ну же проснись же ну
у горизонта тишь
в алую глубину

в этот прощальный свет
заново всё начни
выгоревший ночник
звонкие по-руч-ни

эти слова ничьи
значит ли что их нет


ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА

1. Икарус

Всегда в одно и то же время
от автостанции Эльмят
Икарус с теми, кто не в теме,
пылит, слегка к земле примят.

Меж золотых полей и пара,
между коров и их рогов
восходит солнце, как опара
для деревенских пирогов.

И мимо гнёзд несутся куры –
в хлеву, в овине, в лебеде
(читатель ждёт уж рифму дуры
но не найдёт её нигде).

И мимо звёзд несутся люди,
в Икарус севшие чуть свет,
не зная до поры о чуде,
что жизнь-то кончилась, привет.

Что в облаках святого неба
забудут про свои узлы,
и что они не едут, не-а,
в Муслим, в Чаллы, в Карамалы,

туда, где внуки в пятом классе,
чак-чак им не везут, балиш,
и ты внутри, и поняла всё,
и обалдевшая стоишь.


3. Он берёт ружьё и палит по уткам

Он берёт ружьё и палит по уткам,
иногда с бандитами жарит спирт.
Но зато не читает стихов проституткам,
а из шлюх – вот выбрал одну и спит,

никогда не учит меня, не ноет,
отпускает запросто – улетай,
я и улетаю смотреть иное,
или улетаю на курултай.

Но я рядом с ним, если пух утиный
бесконечно нежно несёт вода,
и бобры укрепляют свои плотины,
и прозрачны долгие холода.

А когда в руке его незабудка,
воздух тих лесной, никакой стрельбы,
это сердце бьётся моё, как утка
посреди реки, посреди судьбы.



МАРИНА ЧИРКОВА

1. оволс

думал вдруг живое да вдруг зерно
пригревал посреди листа
а оно разинутое окно
торричеллева пустота

продувной озон рассухой зако-
пан да вывалился в зенит
и летит невесомостью кверху дно
и звенит своё
извинит



РОМАН НЕНАШЕВ

2. Семёнов

Последствием трагических аварий
к Семёнову являлась как к себе
одна из этих вымышленных тварей
с крючком стальным в разорванной губе.
Семёнов пил, Семёнов спал тревожно,
во сне своём невнятное крича,
а тварь садилась рядом осторожно
с набором средств дежурного врача.
В пустой стакан накапывала капель,
поджав кровоточащую губу,
и щупальце, холодное как скальпель,
скользило по семёновскому лбу.
И лунный свет сползал на одеяло,
оконный переполнивши проём,
но ночь уже давно не оделяла
Семёнова счастливым забытьём.
Он открывал глаза и видел снова
сквозь медленно сгущавшуюся тьму,
как эта тварь из мира внеземного
плыла по тёмной комнате к нему.
И глаз её блестящая монета,
и головы светящийся овал...
Семёнов помнил, где его планета,
Семёнов план побега рисовал.
И на часы взглянувши как на компас,
в котором стрелки бились, но не шли,
открыл окно и вышел в чёрный космос
на поиски затерянной Земли.

3. А я и так всегда один...

А я и так всегда один –
и ладно, и мерси.
Бери машину, господин,
и в небо уноси.

Вокруг такие холода,
что леденят до жил.
Ещё и ты хрусталик льда
мне в сердце положил.

И вот теперь кривишь свой рот
в улыбку палача,
в лицо просящим у ворот
надменно хохоча.

Судьба моя... Хоть пой, хоть плачь –
а всё выходит пшик.
Так смейся, кровосос, палач,
эвакуаторщик...


ЖИЛЬ ДЕ БРЮН

3. телепаты

войдя в деревню телепаты
находят курицу с яйцом
червя на кончике лопаты
и пчёл припудренных пыльцой

простой комар напившись крови
уж метит дракуле в друзья
и с оводом летает вровень
покамест с вороном нельзя

а рыбнадзор наводит резкость
на плеск русалок на мели
но рвётся связь шаблон и леска
и вязнут в тине кобели

пьют самогон за честь колхоза
отдельно за колхоз и честь
закат медлителен и розов
камней за пазухой не счесть

угрюмо с краю ставят хаты
друзья петренко и петров
скажите лучше телепаты
кто виноват и где метро