Эх! Тачанка...

Анфиса Русская
    История создания песни “Тачанка”
    ================================
   "Пулеметная тачанка была грозной «боевой колесницей» в годы гражданской войны. А сегодня ее можно увидеть разве что в музеях да в фильмах, рассказывающих о легендарных событиях тех лет. Отлитые в бронзе, застыли тачанки в степи под Каховкой и при въезде в Ростов-на-Дону — в тех местах, по которым пролегли когда-то боевые маршруты буденовцев-первоконников.
Известна и памятна всем картина М. Грекова «Тачанка», запечатлевшая для потомков мгновение жаркого боя: рвущуюся вперед четверку разгоряченных коней, горящие беззаветной отвагой и решимостью глаза молодого  пулеметчика...."
               
    Пишет nikolay_siya (nikolay_siya)
    2017-05-15 21:00:00

   
   "Кажется, именно   эта картина и вдохновила в далеком уже 1936 году поэта Михаила Исааковича Рудермана (1905—1984) на создание стихов о тачанке".

   Сам поэт не отрицал этого, но уточнял, что были еще и незабываемые    впечатления детства, когда у себя на родине, в Харькове, четырнадцатилетним мальчиком он увидел впервые красную конницу: одна за другой проносились по улице, мимо их дома, пулеметные тачанки — бойцы спешили на юг, добивать Деникина… 
-------------------------------------

    *) От себя скажу, что картина  впечатляет так, что целый день пою эту, с детства знакомую песню с вдохновением и гордостью.

------------------------------------
     А вот - о композиторе этой незабываемой песне.
     *********************************************
  " Стихотворение опубликовали в "Правде”.
Несколько композиторов написали к нему музыку. Но песни не получалось, пока не прочел случайно эти стихи композитор Константин Яковлевич Листов (1900—1983) в книжке «Песни Страны Советов».
   Строки и образы, запечатленные в стихотворении, пробудили дорогие и его сердцу воспоминания юности, когда Листов был бойцом, а потом политруком в красной коннице, воевал в гражданскую под Царицыном.
Ровесник века, он восемнадцатилетним пареньком добровольно пришел в Красную Армию, защищал родную Советскую власть. Боевую тачанку он знал не по картинам…

   Навсегда врезался в память Листова один фронтовой эпизод, про который он рассказал много лет спустя, знакомя с историей создания «Тачанки»:
  «Под Камышиным наша часть была в резерве. По безлюдной, опустевшей степи продвигались осторожно, минуя сожженные хутора. Опасались вражеских засад.

   Однажды я был послан в разведку. В нескольких верстах от нас виден был, как на ладони, горящий хутор, окруженный белыми. Казалось, никому уже не суждено было вырваться оттуда. И вдруг послышались дробные звуки пулеметной очереди, и прямо на позиции белых вылетела тачанка. Вихрем мчалась она по степи. Вдогонку ей сыпал град пуль. А в ответ поливал врага пулеметным огнем приникший к стволу «максима» светловолосый пулеметчик. Красивый парень! — я его до сих пор не могу забыть. Он весь был изрешечен пулями, но прорвался к своим. Смертельно раненный, лежал он, обняв ствол своего пулемета. И таким торжествующим и счастливым был его взгляд… Довез! Добрался!»…

   Потом политотдел 10-й армии, зная, что я сочиняю песни, откомандировал меня в Саратовскую консерваторию.
   Окончив ее, я приехал в Москву. А когда прочитал стихи Рудермана, мне сразу же вспомнился тот смелый, молодой парень — героический боец революции, верный ей до последнего вздоха.
   Только в стихах он не мертвый, а бесмертный, живой…
Я мгновенно написал музыку и понес ее в Краснознаменный ансамбль. Александру Васильевичу Александрову песня про тачанку так понравилась, что он тут же сказал:
— Будем петь ее не меньше пяти лет… Ее запоют все!»

   18 декабря 1937 года краснознаменцы исполнили «Тачанку» в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный: песню трижды бисировали.
   Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах. На мелодию песни ставили хореографические композиции.
   Распространению песни способствовал и выпущенный Ленинградской студией кинохроники короткометражный фильм «Песня о тачанке» — один из первых опытов создания фильма-песни с участием Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.

   «Тачанка» — ярчайший образец удивительного проникновения в характер эпохи".

Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи!
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди!
И с налета, с поворота,
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.

Припев:
Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!

Эх, за Волгой и за Доном
Мчался степью золотой
Загорелый, запыленный
Пулеметчик молодой.
И неслась неудержимо
С гривой рыжего коня
Грива ветра, грива дыма,
Грива бури и огня.

Припев:
Эх, тачанка-киевлянка,
Наша гордость и краса,
Комсомольская тачанка,
Все четыре колеса!

По земле грохочут танки,
Самолеты петли вьют.
О буденновской тачанке
В небе летчики поют.
И врагу доныне снится
Дождь свинцовый и густой,
Боевая колесница,
Пулеметчик молодой.

Припев:
Эх, тачанка-полтавчанка,
Наша гордость и краса,
Пулеметная тачанка,
Все четыре колеса!
======================

   *) Сей день, день, о котором не мечтали не мы, дети ВОВ, не наши родители.
Тем более, не наша Родина.
    И через призму этой песни видится куда  как не отвратная картина:
   
   "Корона бритов не угомонилась. И как А.Суворов говорил: "Англичанка гадит ... ", ещё во времена Крымской войны при Екатерине Второй.
   
    И сегодня из-под уворованной короны из России с 27-ю  рубиновыми  камнями  не успокаивается уж омертвевшая рука  глобальных грабителей планеты.
   
    *) Мелькают вёрсты, веси; годы и века.
       А мир, увлекшись дармовой наживой,
       Весь материальный мир гребёт издалека.
       Не брезгуя убийством, грабежом,насильем.
       И даже-бизнес учредил на органах людских.
       Планеты недра и умы людские гребёт.
       Кощунствует и лжёт. И тащит под свои бока
      
   И снова:

   "По земле грохочут танки.
   Самолёты петли вьют.
   О будёновской тачанке
   В небе лётчики поют.
   И врагу доныне снится
   Дождь свинцовый и густой,
   Боевая колесница,
   Пулемётчик молодой". ...