Георгий Хазагеров. Эксп. обзор. Итоги года-2021

Большой Литературный Клуб
Общее впечатление от большинства стихов грустное. В них чувствуется какая-то недооформленность, разболтанность, смазанность формы и содержания и полное отсутствие изящества. Попытка соригинальничать – это да, создание строк, которые хочется повторять, – это нет. При советской власти большинство литераторов писало не для читателя, а для начальства. Это сильно деформировало представление о мастерстве. Планка требований к себе снижалась. Тем не менее были все-таки установлены некие границы добротности, и это формировало самодисциплину. Сегодня пишут для виртуального начальства, которое должно оценить талант, понимаемый как некий умственный выверт, как пародия на риторическое «изобретение мысли». Планка упала еще ниже.
В свое время Пушкин очень много сделал для русского языка. Он сообщил ему оформленность, определенность и изящество – то, что Белинский называл артистизмом. На этой почве и с этими ориентирами процвела и более поздняя русская поэзия. «А нынешние как-то проскочили». У меня ощущение возврата к допушкинскому состоянию литературного языка, но уже без живительного фольклора и классического образования. При этом настоящая русская поэзия ни на секунду не умирала. Но, видимо, плохие стихи достигли критической массы, и эта поэзия больше не служит эстетическим образцом. Но есть и проблески во тьме, хотя и немногочисленные.


                ПЯТЬ ЛУЧШИХ ПОДБОРОК

СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в августе 2021)
«Майский дом» http://stihi.ru/2021/03/23/1935
«Когда человек выбирает быть тенью» http://stihi.ru/2019/12/23/5412
«По опрокинутой воде» http://stihi.ru/2020/09/08/6712

В подборке стихов Сергея Пагына есть два стихотворения, о которых я поговорю отдельно, потому что, с моей точки зрения, они входят в пятерку лучших из представленных на конкурс. Но сейчас о подборке. Дело в том, что она обнаруживает не только единство поэтических средств автора, подтверждая искренность и весомость его поэтических пристрастий, но и образует некую градацию.
Все три стихотворения о смерти, об уходе в пустоту. Первое – о жизни, которая осталась в памяти. Его сила в том, что сначала ярко и материально, через эпитеты и искусно подобранные детали является прошлая жизнь, а затем заявляется, что ничего этого больше нет, есть лишь высохшие тени. И это находится в полном контрасте со зримыми эпитетами, описывающими отчий дом. Это похоже на эффект отрицательного сравнения, вообще характерный для всей подборки.
Во втором стихотворении подборки бытие и небытие не сменяют друг друга, а соседствуют. Мир лирического героя распадается, сквозь сердце его пролетает синица, он развоплощается, становится тенью, но люди еще воспринимают его телесную оболочку как реальность, вызывают к нему врача, лечат его.
В третьем особенно замечательном, с моей точки зрения, стихотворении царит одна пустота. Нет прошлого, нет дуализма настоящего. Жизнь представлена одним – рамой, в которую помещена пустота. Рама материальна: она имеет длину, ширину и высоту. И еще есть мечущаяся линия, которая мерит эту пустоту – тонкая ворона. 
Насколько позволяет судить представленная подборка, Сергей Пагын выглядит вполне состоявшимся поэтом. Я без колебаний включаю его в шорт-лист.


РОМАН НЕНАШЕВ (приз симпатий БЛК на Кубке мира-2020)
«Монах и маха» http://stihi.ru/2021/05/23/4327
«Семёнов» http://stihi.ru/2018/08/13/5642
«А я и так всегда один...» http://stihi.ru/2020/07/14/5311

В подборке из трех стихотворений Романа Ненашева я выделил два в числе лучших пяти стихотворений конкурса. О них, соответственно, я пишу отдельно. Это «Монах и маха» и «Семенов».
В целом же хотелось бы отметить такие черты поэзии Романа Ненашева, как органичность и чувство меры, в частности, меры в иронии. В этом отношении особо следует выделить стихотворение «А я и так всегда один», где образ «эвакуаторщика» можно понять и комически (обычный эвакуаторщик), и космически (образ смерти, уносящей жизнь). 
Но главное, в поэзии Ненашева есть то, что можно назвать творческим бескорыстием. Автор доверяет языку. Отсюда легкость, классичность, отсюда же и спасительная в современном поэтическом контексте простота. На мой взгляд, это дефицитное качество должно быть отмечено и подборку следует внести в шорт-лист.   


АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ (три шорт-листа в июне 2021)
«Коммуналка начала 50-х» http://stihi.ru/2021/11/17/7106
«Воробьи и люди» http://stihi.ru/2021/11/15/5506
«На постое» http://stihi.ru/2021/06/24/6643

Подборка стихотворений Александра Габриэля объединена и настроением, и мыслью, и поэтическими средствами. Причем и в том, и в другом, и в третьем они образуют восходящую градацию, так что стоит отметить, что три стихотворения подобраны автором со вкусом.
Каково это настроение и какова эта поэтика? Доминирует тема непричастности к жизни. В первом стихотворении лирический герой наблюдает со стороны жизнь послевоенной коммуналки. Во втором люди отождествляются с воробьями, которых не звали на пир жизни, но они выживают как могут. В третьем жизнь «на гражданке», хотя она и осмысленна в отличие от жизни героя стихотворения, совершенно чужда ему. Лирическому герою кажется, что муж и жена из «обычной» жизни говорят на чужом языке. Причем язык кажется ему именно идишем, то есть языком, на котором говорит замкнутое, обособленное сообщество, языком, которому не учат в школе.
Что касается поэтических средств, то это подчеркнутая прозаизация, которая, однако, не скатывается ни в грубость, ни в цинизм. В первом стихотворении это узнаваемая бытовая картина со всеми значимыми деталями, с ожидаемой биографией и пристрастиями персонажа. Во втором стихотворении есть все же небо, но оно в воздушных ямах, в дожде. Но что может прочирикать в него воробей, даже стреляный, выживающий? Не может же он, в самом деле, стать менестрелем. В третьем стихотворении проза подчеркнута самой строфикой. Хотя в стихотворении есть и стопа, и строфа, и рифма, оно намеренно оформляется как прозаический текст.
Прозаизация в поэзии Александра Габриэля проявляется и в появлении «самостоятельных» персонажей, и в элементах повествования. И все же это лирика! Подборка, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы быть внесенной в шорт-лист.


ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в марте 2021)
«*** (когда тебе чуть за двадцать...)» http://stihi.ru/2021/11/19/9046
«*** (для того, чтоб здесь не сойти с ума...)» http://stihi.ru/2021/11/20/1998
«*** (стынет небо цвета стали, поглотив в себе рассвет...)» http://stihi.ru/2021/11/19/9054

Это стихи на вечную тему – о том, как остывает сердце, как по капле уходит жизнь. Внутренне подборка объединена собственной драматургией: сначала бунт, потом напряженное осмысление происходящего, потом усталость, граничащая с легкостью, с освобождением.
Самым эмоциональным представляется второе стихотворение подборки с его анафорами, градациями, энумерациями. Об энумерациях (перечислениях, словесных нагромождениях) хочется сказать особо, поскольку они не только зеркало чувств, но и способ разворачивания поэтической мысли. О них спотыкаются многие поэты, когда такие перечисления становятся необязательным перечнем деталей, незавершенной коллекцией ассоциаций. Но у Курмангалиной это не так.
Здесь все объединено накалом, темой болезни, жара. Растет дробность перечисления, которое сначала живет на уровне строфы, а потом попадает в строку, реализуется на уровне отдельного слова, выливается во внутреннюю рифму и в скачку аллитераций.
В последнем стихотворении тоже есть повторы, но тон, заданный первой строкой, другой. Объединяет строки уже не тема горячки, а тема заигравшихся детей, которых позвали домой и которые с привычной детской покорностью и без тени сомнения бросают свои игры: «мы играли, мы устали, нас позвали, мы пришли». Сама форма напоминает детские считалки, что делает всю драматургию подборки трогательной. Подборка, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы ее включили в шорт-лист.


ЮРИЙ ДАН (отборочный тур)
«Мужская игра» http://stihi.ru/2021/10/27/8340
«Осень в Бруклине» http://stihi.ru/2020/04/26/7440
«Костер» http://stihi.ru/2020/09/17/1798

В стихах Юрия Дана есть то, что я назвал бы подлинностью поэтического переживания. В этом отношении все три стихотворения подборки равноценны. Они объединены сквозной поэтической образностью, одной темой – темой костра.
В «Мужской игре» это костер охотника, древний, как сама жизнь, как исконный атрибут мужского существования.  Но лирический герой с яростью, если не с отвращением отрицает это сидящее в нем, как и в каждом мужчине, охотничье, агрессивное начало. Оно тщетно, как тщетны ночная агрессия, мужская романтика, охота - все, что неспособно избавить человеческую жизнь от драматизма и противоречивости. 
Третье стихотворение так и называется - «Костер». Но это другой костер: на нем сжигается прошлое. Это костер памяти. Сжигаемое перечисляется лихорадочно, и это подчеркивается не только перечислительной интонацией, но и разнообразием и даже несоизмеримостью всего, что бросается в костер и создает эту энумерацию.  Это нагромождение замечательно контрастирует с классическим размером стиха. Этот контраст дает нам возможность посмотреть на костер как бы со стороны и подготавливает к тому обобщению, которым заканчивается стихотворение и вся подборка.
Во втором стихотворении «Осень в Бруклине» костер только упоминается как некая нереализованная возможность. Поэт не сжег в своей жизни ничего. Преобладает ощущение медленно тлеющей золы на фоне бруклинского бабьего лета. И это выделяет стихотворение из всей подборки. Образ спускающейся в подземку женщины словно напоминает об упущенной возможности, из которой вырастает лирический сюжет первого стихотворения. Видимо, именно здесь и следует искать центр тяжести поэтической мысли, то что принято называть выдвижением.      


                ОТДЕЛЬНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. ПЯТЬ ЛУЧШИХ

Я выбрал по два стихотворения из подборок Сергея Пагына и Романа Ненашева, чьи подборки отметил в числе пяти лучших, и одно стихотворение Николая Бицюка.


Сергей Пагын. «По опрокинутой воде» http://stihi.ru/2020/09/08/6712

С моей точки зрения, это лучшее стихотворение из представленных на конкурс. Идея его прозрачна. Пространство стиха тщательно размечено антитезами, но само пространство пусто: есть длина и ширина, есть земля и небо, но внутри ничего нет – «и только свет, и только свет». И еще есть тонкая ворона – очень удачный эпитет. Почти бесплотная черная черта вроде курсора мечется по пустому пространству. 
В этом бесплотном стихотворении живут вполне полнокровные эпитеты: рыбы медлительные, травы береговые. Все это уже говорит о тишине. Но ведь в реальности нет даже этих медлительных рыб, нет и трав береговых. Здесь тонко использован эффект, подобный отрицательному сравнению: образы являются, но тут же и отрицаются. 
Особо хочу отметить фонетическую сторону этого короткого стихотворения. Слово «пруд» растворяется в звуках первой же строки: «По оПРокинутой воДе». Ненавязчивые аллитерации сопутствуют всему стихотворению.
Если надо сказать о достоинствах стихотворение коротко, то вот они: изящные поэтические образы, органичная фонетика.


Сергей Пагын. «Вот майский дом – недавно побелён» http://stihi.ru/2021/03/23/1935

Стихотворение, как и предыдущее из подборки поэта, построено на эффекте отрицательного сравнения, когда образы сначала появляются, а потом отрицаются самим автором.
Все образы явлены в сослагательном наклонении: «мне б…». И замечательно то, что образы эти вполне материальны. Это достигается уточняющими эпитетами: дом майский, ветки цветущие, стол праздничный, вино – вздыхающее в хрустале, но …
Все это в прошлом, а прошлое, как его ни зови, – всего лишь высохшие тени. Как же высохшие, если только что они нам были явлены во всем своем полнокровии? Это я и назвал эффектом отрицательного сравнения, и эффект этот замечательно работает на раскрытие идеи всего стихотворения.


Роман Ненашев. «Семёнов» http://stihi.ru/2018/08/13/5642

Это очень цельное стихотворение. В теме алкогольного делирия легко было бы сбиться на карикатуру, но этого не произошло, именно потому что стихотворение прежде всего органично и в ночной кошмар Семенова легко поверить. Это достигается, по-видимому, слабо уловимыми метонимическими связями в духе «пастернаковской» логики. Только ночи не садятся играть в шахматы с лирическим героем на лунном паркетном полу, а выплывает тварь с губой, разорванной крючком, – последствие трагических аварий.
Очень удачный образ. Кто пойман на крючок? Семенов? Или виденье, которое он сам к себе притянул? То же и с «медицинскими» образами: у страшной медсестры кровоточит губа.  Она мучительница, но мучится и сама. Это и есть метонимическая логика. Здесь нет наглядной, «школьной» метафорики, но есть мотивированные ассоциации, которым приходится верить. Даже метафора компас-часы с бьющимися стрелками не совсем «школьная». Здесь и биение пульса, и ночной космос – пространство-время.
И в иронии, и в образном ряду соблюдена мера, и это делает стихотворение щемящим, заставляет поверить в подлинность переживаний лирического героя, а тем самым и в подлинность авторских эмоций.


Роман Ненашев. «Монах и маха» http://stihi.ru/2021/05/23/4327

Это второе стихотворение Романа Ненашева, которое я отмечаю среди лучших пяти, поданных на конкурс. Стихотворение эвфонично, написано легким слогом.
Тема стихотворения достаточно традиционная. Более того, сам стихотворный размер в русской литературе традиционно связан именно с этой темой. Вспоминаются и Жуковский («Скучно мне твоей сестрою, милый рыцарь, быть»), и Пушкин («Жил на свете рыцарь бедный»). Но автор и не ищет оригинальности, его ведет сам язык. И это, безусловно, является достоинством поэтического текста.


Николай Бицюк. «Кошка» http://stihi.ru/2021/11/10/525

Это стихотворение – своеобразная поэтическая апология женской непредсказуемости. Образ непостоянной, но притягательной женщины убедителен, психологичен, узнаваем. Он легко выстраивается из характерных деталей. Замечательно, однако, то, что «кошка» – это не просто ярлык: лирический персонаж сродни настоящей кошке, даже сливается с ней. Иначе откуда «обожравшиеся крысами морды»? Слияние женщины с кошкой достигается в изящном финале: «Среди кошек бывают, нередко, хорошие люди».
Следует отметить, что форма стихотворения, легкая и простая, гармонирует с характером персонажа. В этом обаяние стихотворения.