Новая Форма Вилано-ритурная Сикта

Алексей Баталов 4
Опять Зима . Пушистым снегом

Покрылась голая земля .
Свисти , беснуйся резвым ветром ,
Стань в камертоне нотой " ля ".
И что с того мне хрусталя ???
Спокойствие приходит снегом ...

И в душу в облике заметном
Всё та же белая земля .
Как хороши её наряды !!!
Её приметы , кружева ...,
Блестящих льдинок мириады ,
Снегов волнистых снегопады

И их узорная кайма

И пусть же солнце светит редко ,
А небо пасмурно порой
Висит над самой головой .
В морозной свежести так чётко
И в ней так дышится легко ...






ВИЛЛАНЕЛЬ

Твёрдая стихотворная форма , состоящая из 6 строф  ( 5 трёхстиший и
заключительного  четверостишия ) , в которой  все  средние стоки  рифмуются
между собой на  протяжении всего стиха ; 1-я  и  3-я строка , взаимно рифмуясь ,
попеременно заканчивают  каждое  следующее  трёхстишие ; последнюю  строфу
заканчивают  чаще всего обе  повторяющиеся  строки , образуя  четверостишие
В России каноническую форму Вилланели  воспроизвёл  В . Брюсов , предприняв
попытки  её  усложнения  ( " Последний спор " , " В старом Париже " ) .




Напев старинной вилланели
Звучит сегодня в Вашу честь
(Мечты мечтами овладели!)

Когда глаза Ваши темнели,
Иных мне слов не произнесть:
"Напев старинной вилланели!"

Пусть долог путь - я близок к цели,
И в звуках, вкрадчивых, как лесть,
Мечты мечтами овладели.

И без вина глаза темнели.
Принёс мне радостную весть
Напев старинной вилланели.

В нём, словно розы, губы рдели,
В нём поцелуев мне не счесть -
Мечты мечтами овладели...

Как хорошо, что в этом теле
И был, и будет он, и есть -
Напев старинной вилланели:

"Мечты мечтами овладели!"
 




РОНДЕЛЬ

Твёрдая стихотворная форма , популярная во Французской
Поэзии 14-15  веков .  По своему строению близка к Триолету . Классический
Рондель состоит из 13 или 14 стихов на 2 рифмы . Первые 2 строки повторяются
как  7-я и 8-я , 1-я строка ( иногда 1-я  и 2-я ) завершают стих . Композиционно
Рондель распадается на 3 строфы ( два четверостишия и заключительного пятистишия
или шестистишия ) . В России  был  менее популярен , чем  Рондо и  не получил
широкого распространения . К этой форме  обращались В . Иванов , И . Северянин .
 



Как хочется , чтоб снова был апрель ,
И хочется , чтоб снова ты любила .
И много дней и множество недель
Вновь повторяла : " Милый , милый ! "

Пока всех дней кружится карусель
Пою опять , пою я с новой силой
Как хочется , чтоб снова ты любила ."
Как хочется , чтоб снова был апрель .

Пускай поёт об этом мне свирель
Мне голосом той , что меня родила .
А если я умру , чтоб над моей могилой
Раз в год звенела бы моя Рондель !
" Как хочется , чтоб снова был апрель !"







СЕКСТИ`НА

Стихотворение на шесть рифм ( твёрдая форма ) , состоящее из шести строф,
каждая из которых включает по шесть стихов . Каждая новая строфа
повторяет  конечные  слова  предыдущей строфы . Секстина  пишется на рифмы ,
употреблённые  в  первом  шестистишии ,  в  последующих  5  окончания  строк 
повторяются  в  последовательности  6-1-5-2-4-3  по  отношению  к  предыдущей
строфе - применяется  принцип   управления  рифмой , называемый   retrogradatio
cruciata . Завершает  секстину  трёхстишие , в котором повторяются все  её  шесть
ключевых слов : Опять , опять  звучит в  душе моей унылой ? Секстина считается
стихотворной формой поэтов-трубадуров и ведёт своё происхождение от кансоны.
Считается, что секстину изобрёл Арнаут Даниэль . Классическое  завершение она
получила в творчестве Данте и Петрарки .  В России секстины  писали  Л. А. Мей ,
В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин.






РУССКАЯ СЕКСТИНА


Опять, опять звучит в душе моей унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень.

Давни с моей душой сроднилась эта лень,
Как ветер с осенью угрюмой и унылой,
Как взгляд влюблённого с приветным взглядом милой,
Как с бором вековым таинственная тень;
Она гнетёт меня и каждый божий день
Овладевает мной всё с новой, с новой силой.

Порою сердце вдруг забьётся прежней силой;
Порой спадут с души могильный сон и лень;
Сквозь ночи вечныя проглянет светлый день:
Я оживу на миг и песнею унылой
Стараюсь разогнать докучливую тень,
Но краток этот миг, нечаянный и милый…

Куда ж сокрылись вы, дни молодости милой,
Когда кипела жизнь неукротимой силой,
Когда печаль и грусть скользили, словно тень,
По сердцу юному, и тягостная лень
Ещё не гнездилась в душе моей унылой,
И новым красным днём сменялся красный день?

Увы!.. Пришёл и он, тот незабвенный день,
День расставания с былою жизнью милой…
По морю жизни я, усталый и унылый,
Плыву… меня волна неведомою силой
Несёт — бог весть куда, а только плыть мне лень,
И всё вокруг меня — густая мгла и тень.

Зачем же, разогнав привычную мне тень,
Сквозь ночи вечныя проглянул светлый день?
Зачем, когда и жить и чувствовать мне лень,
Опять передо мной явился призрак милый,
И голосок его с неотразимой силой
Опять, опять звучит в душе моей унылой?


Лев Мей





Как видно из приведённых примеров все эти формы интересные , но слишком
муторные ; повторяются одни и те же слова , рифмы ( наслоение ) .

На их основе я и создал эту форму из 18 строк ( более простую и созвучную ).
Я разбил её на 3 шестистишия . В 1-ой строфе- 5 строка рифмуется с 4 -ой ,
а 6 -ая рифмуется с 3-ей .
Вторая строфа начинается с той же рифмы ,
как и в 6-ой строке первой строфы . И в 1-ой и 2-ой строфе как в Секстине
повторяются конечные слова : снегом , земля . В середине второй строфы
трёхстишие , как в Вилланели : как хороши её наряды , её приметы , кружева ! ... 
блестящих льдинок мириады и  и последующие 2 строки с повторением рифмы :
снегов волнистых снегопады и их узорная кайма .
Завершается эта форма как и в Ронделе ( пятистишие с тем же порядком рифм ) .


Новая Форма по повторяющимся однозвучным рифмам и словам похожа на эти 3 Формы ,
Но отличается от них другим расположением строк и другой структурой построения .


Другие формы созданные мною можно посмотреть здесь :

http://stihi.ru/2018/09/22/7480