Иисус исцеляет прокажённого

Игорь Плохатнюк
Людского общества лишённый,
Кричащий о нечистоте,
Один из многих прокажённый
Узнал случайно о Христе.

И в сердце вспыхнуло стремленье
Скорее помощь получить -
От злой проказы избавленье,
Чтоб вновь в семье средь близких жить.

Несчастный стал искать возможность
К Иисусу как-то подойти,
Но сделать это было сложно,
Ведь всюду люди на пути.

Забыв все страхи и запреты,
Рванул страдалец напролом,
В лохмотья жалкие одетый,
Упал он с криком пред Христом:

"Молю Тебя, Учитель благий!
Очисть меня! Я так устал!
Дай милость Божью бедолаге!"
И тут же Иисус сказал:

"Хочу! Очистись!" - и мгновенно
От этих слов произошла
Чудеснейшая перемена! -
Проказа вся с него сошла.

Румянец щёк! Глаза и губы! -
Всё словно заново дано!
И не было уж кожи грубой,
Свисавшей струпьями с него.

             *****

(По Евангелию от Марка 1,40-45)

           *****

Книга "Желание веков" (автор - Елена Уайт). Глава 27 - "Можешь меня очистить".

(Евангелия от Матфея 8,2-4; 9,1-8, 32-34, от Марка 1,40-45, 2,1-12, от Луки, 5,12-28)

"Из всех болезней, известных на Востоке, самой страшной была проказа. Неизлечимый, заразный, приводящий к ужасным последствиям, этот недуг наводил страх даже на самых смелых людей. Евреи считали проказу наказанием за грехи к называли её "бичом" и "перстом Божьим". Поражающая весь организм, неизлечимая, смертельная болезнь считалась символом греха. По существовавшему закону прокажённый объявлялся нечистым. Он умирал для общества. Всё, к чему бы он ни прикоснулся, считалось нечистым. Воздух заражался его дыханием. При малейшем подозрении в этой болезни человека осматривали священнослужители, чтобы решать его судьбу. Тот, кого объявляли прокажённым, оказывался оторванным от семьи и изгнанным из общества израильского. Такой человек был обречён общаться только с себе подобными.

Требования закона были беспощадны. Даже для царей и правителей не делалось исключения. Монарх, поражённый этой ужасной болезнью, должен был оставить царский скипетр и удалиться из общества.

Вдали от друзей и родных прокажённый нёс на себе проклятие этой болезни. Он должен был объявлять о своём несчастье и, раздирая одежды, криком предупреждать о своём приближении, чтобы люди бежали прочь от него. Скорбный вопль из уст одинокого изгнанника: "Нечист, нечист!" - вызывал страх и отвращение.

Там, где совершал Своё служение Христос, было много таких страдальцев, и вести о Его исцелениях дошли и до них, пробудив в их сердцах искорку надежды.

Ещё со времён пророка Елисея никто не слышал об очищении прокажённых. Они не осмеливались надеяться, что Иисус сделает для них то, что Он не делал никому из людей. Однако нашёлся и среди них один человек, в сердце которого начала пробуждаться вера. Но он не знал, как подойти к Иисусу. Будучи изгнанным из общества своих близких и родных, мог ли он показаться на глаза Исцелителю?

Одолевали сомнения: исцелит ли его Христос? обратит ли Он внимание на того, кого считает страдающим от судов Божьих? не проклянет ли и Он его, подобно фарисеям и даже врачам, и не изгонит ли из этого людного места?

Горемыка обдумал всё, что слышал об Иисусе. Ни один искавший Его помощи не был Им отвергнут. И страдалец решил во что бы то ни стало найти Спасителя. Изгнанный из городов, он надеялся, встретить Его где-нибудь на горных тропинках или подойти к Нему, когда Он будет наставлять людей вдали от селений. Трудности были велики, но для прокажённого это стало единственной надеждой.

И вот прокажённый направляется к Спасителю. Иисус проповедует недалеко от озера, и народ толпится вокруг Него. Стоя вдалеке, больной улавливает несколько слов Спасителя. Он видит, как Спаситель возлагает руки на больных; он видит, как хромые, слепые, парализованные, умирающие от различных болезней становятся здоровыми и славят Бога за избавление. Вера его укрепляется, и он продвигается всё ближе и ближе к собравшейся толпе. Всё забыто: и запреты, лежащие на нём, и безопасность людей, и страх, который он всем внушает. Он думает только о благословенной надежде на исцеление.

Этот человек представлял собой ужасное зрелище. Болезнь оставила страшные следы, на его разлагающееся тело невозможно было смотреть без отвращения. Увидев его, люди в ужасе отпрянули. Они жались друг к другу, стараясь избежать прикосновения к нему. Некоторые пытаются помешать прокажённому подойти к Иисусу. Напрасно! Он ничего не видит и не слышит. Он не обращает внимания на людей, которые вслух выражают своё отвращение. Он видит только Сына Божьего. Он слышит только один голос - тот, который даёт жизнь умирающему. И подойдя к Иисусу, падает у Его ног с криком: "Господи! Если хочешь, можешь меня очистить!".

Иисус ответил: "Хочу, очистись". И возложил Свою руку на него.

Перемена произошла мгновенно. Тело больного стало сильным, нервы - восприимчивыми, а мышцы - крепкими. Грубая, покрытая струпьями кожа, характерная для больных проказой, приобрела здоровый матовый оттенок и румянец, как у ребенка.

Иисус повелел этому человеку не разглашать происшедшего с ним чуда, но сразу же принести жертву в храме за своё очищение. Но такую жертву не могли принять до тех пор, пока священник не осмотрит человека и не объявит его очищенным. Какой бы неприятной ни казалась священнослужителям эта обязанность, они все равно не могли отказаться осматривать человека и выносить решение по этому вопросу.

В Писании говорится о том, как настойчиво Христос велел этому человеку хранить молчание и действовать быстро. "И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им".

Знай священники, каким образом произошло исцеление прокажённого, их ненависть ко Христу могла повлиять на объективность принимаемого решения. Иисус хотел, чтобы человек показался в храме раньше, чем слухи о чуде дойдут до священников. Так можно было бы добиться непредвзятого решения, чтобы исцелённый от проказы мог вновь соединиться со своей семьей и друзьями.

Были и другие причины, которыми руководствовался Христос, повелевая человеку молчать. Спаситель знал, что Его враги постоянно пытаются ограничить Его деятельность и отвратить народ от Него, Он знал: если весть об исцелении прокажённого разнесётся далеко, многие страдающие этой ужасной болезнью начнут стекаться к Нему, и народ поднимет крик, опасаясь заразы. Многие из прокажённых не смогут использовать дар здоровья так, чтобы он стал благословением для них или для других людей. И привлекая прокажённых к Себе, Иисус мог дать повод для обвинения, что Он нарушает указания существующего закона. А это было бы препятствием для Его проповеди Евангелия.

Последующие события показали правоту Христа. Толпы народа, присутствовавшие при исцелении прокажённого, желали узнать о решении священников. Возвращение больного к друзьям вызвало большое возбуждение, и к тому же, несмотря на предупреждение Иисуса, этот человек даже и не пытался скрыть факт своего исцеления. Скорее всего, скрыть это было невозможно, но прокажённый рассказывал повсюду о случившемся. Он был уверен: запрет Иисуса объяснялся только Его скромностью, и поэтому превозносил силу этого великого Исцелителя. Он не понимал, что каждое такое событие укрепляло решимость священников и старейшин погубить Иисуса. Сознавая, как хорошо быть здоровым, радуясь возродившимся силам, возвращению к семье и в круг друзей, исцеленный не мог не возносить хвалу Тому Врачу, Который сделал его здоровым. Но разглашение случившегося помешало работе Спасителя. Такое количество народа стекалось к Иисусу, что Он был вынужден на время прекратить Свою деятельность.

Каждое дело Христос совершал, руководствуясь далеко идущими намерениями. Его действия значили гораздо больше, чем это казалось на первый взгляд. Так было и в случае с прокажённым. Иисус помогал всем приходившим к Нему, но Он желал также благословить и тех, кто не обращался к Нему. За Ним шли мытари, язычники к самаряне, но Он стремился, чтобы Его услышали также священники и учителя, замкнувшиеся в своих предубеждениях и приверженности к традициям. И Он использовал для этого все возможности. Посылая исцелённого к священникам. Он хотел предоставить им свидетельство, которое рассеяло бы их предубеждения.

Фарисеи утверждали, что учение Христа противоречит закону, который Бог дал через Моисея. Но, повелевая очистившемуся от проказы принести жертву в соответствии с законом, Христос опроверг эти обвинения. Такого свидетельства вполне достаточно для тех, кто хотел удостовериться в Его правоте.

Вожди в Иерусалиме посылали соглядатаев, чтобы найти какой -либо предлог и приговорить Христа к смерти. В ответ Он представил им доказательство Своей любви к человечеству, Своего уважения к Закону и Своей силы освобождать от греха и смерти.

Он свидетельствовал о них: "воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью" (Псалом 108,5). Он, давший на горе заповедь: "Любите врагов ваших", подтвердил её собственным примером, не воздавая "злом за зло или ругательством за ругательство". (Евангелие от Матфея 5,44 и 1-е Послание Петра 3,9).

Те же священники, которые приговорили прокажённого к изгнанию, ныне удостоверили его исцеление. Это решение, публично оглашённое и записанное в книге, стало неопровержимым свидетельством в пользу Христа. И когда исцелённый был восстановлен в своих правах в израильском обществе на основании свидетельства священников, подтвердивших, что на нём не было и следа болезни, он сам оказался живым свидетельством о Благодетеле. Он с радостью принёс жертву и возвеличил имя Иисуса. Священники убедились в Божественной силе Спасителя. Им была дарована возможность познать истину и воспользоваться светом. Отторгнутый свет мог удалиться от них безвозвратно. Многие отвергли свет, но он был дарован не напрасно. Он коснулся многих сердец, хотя внешне это какое-то время и не проявлялось. Во время земной жизни Спасителя казалось, что Его служение вызвало очень мало ответной любви у священников и учителей. Но после Его вознесения "из священников очень многие покорились вере" (книга Деяние Апостолов 6,7).

Очищение Христом прокажённого от его ужасной болезни наглядно изображает очищение души от греха. Человек, пришедший к Иисусу, был "весь в проказе". Эта смертельная болезнь распространилась по всему его телу. Ученики старались уберечь Учителя от прикосновения к нему, потому что тот, кто прикасался к прокажённому, сам становился нечистым. Но, возложив Свою руку на прокажённого, Иисус не осквернился. Его прикосновение обладало животворящей силой. Проказа сошла. Так обстоит дело и с проказой греха - укоренившейся, смертельной, от которой невозможно очиститься силами человека. "Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны" (книга пророка Исайи 1,5-6). Но Иисус, принявший человеческую природу, не может заразиться. Его присутствие целительно для грешника. И всякий, кто падёт к Его ногам и скажет с верой: "Господи, если хочешь, можешь меня очистить", - услышит ответ: "Хочу, очистись!" (Евангелие от Матфея 8, 2-3).

Исцеляя некоторых больных, Иисус не сразу даровал им желаемое благословение. Но в случае с проказой просьба об исцелении была исполнена немедленно. Когда мы молимся о получении земных благословений, ответ на нашу молитву может быть дан позже или же Господь может даровать нам что-либо другое - не то, что мы просим. Но всё происходит иначе, когда мы просим об избавлении от греха. Его желание - очистить нас от греха, сделать нас Своими детьми и дать нам силу жить святой жизнью. Христос "отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего" (Послание к Галатам 1,4).

"И вот какое дерзновение мы "имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1-е Послание Иоанна 5,14- 15). "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1-е Послание Иоанна 1,9)"...

                *****