20. исчезающий миг современности

Николай Колос 2
20.ИСЧЕЗАЮЩИЙ МИГ СОВРЕМЕННОСТИ

Глава двадцатая. Крестный ход

Самое обсуждаемое предложение было – двинуться ли им в крестовый ход сегодня, или с самого утра, но ... на следующий день. Особенно настаивали в пользу следующего дня оба «висельника». Они уже успели узнать из разговоров с хуторянами, да и сами выследили, что в сарае каждого из них хрюкает не один окорок.
Их бы никто не послушал, однако было серьёзное обстоятельство в пользу следующего дня. Плотник крест, хорошо, или плохо – изготовил, но нужно было его покрыть морилкой. Без морилки крест получался белесым – ну точно голым! А крестный ход с голым крестом всерьёз восприниматься не будет! Дед Марк посмотрел и сказал –
– Нет, не пойдёт! Нужно морилкой. –
– А может нарисовать по всему кресту крестиков – кто-то внёс рацпредложение. Но опять возразил дед Марк –
– Крестики на большом расстоянии никто не увидит! Нет! Только морилкой!
Морилку нужно изготовить, потому, что готовой не было. Плотник крест мастерил не первый раз, и удивлялся – все в хуторе верующие, крестов много, зачем же ещё один мастерить? –
Умники отвечали – это особый случай! Да и кто отдаст свой родной крест – ведь это оберёг всему дому. И не дай Бог еще его пронесут возле ведьминого шабаша при первом восходе Луны на небосводе! Можно и мужика не досчитаться! Нет, он как бы и будет, но уже как бы и не твой! Ни в коем случае!
В хуторе, всему, что хуторянская столярная мастерская делала морилка не требовалась. Мебель и другие изделия покрывали воском, тем боле, что в хозяйстве у каждого за садом стояло штук по сорок ульев. Воск был. Морилка – это уже работа принесённая из вне. Чуждая и не хуторянского полёта.
 – А ты сможешь сделать морилку, или нужно посылать за ней в район? – Спросил дед Марк.
– Можно и в район – ответил плотник – а можно и самому изготовить, только нужно пойти на болото нарвать спелой бузины, выжать сок и его прокипятить.
– А что проще? – допытывался уже дед Коля.
Плотник почесал затылок, подумал и ответил –
– Район далековато – это во первых, а во вторых я не знаю у кого и где её там искать. А вот болото я знаю где. Но это тоже дело тонкое. Нужно чтоб бузина была хорошей зрелости. –
В разговор вмешался дед Трофим –
– Что вы волынку развели со своей морилкой! Он у меня дегтя целое ведро – берите и морите. Никакой разницы! У меня стоит покрытая морилкой лавка. Когда я приделал новую ножку и вымазал дёгтем – стоит как новая! Плотник аж подскочил и три раза перекрестился!
– Да вы что!? – Дёготь это же зелья Дьявола, а вы им святой крест!
– Да не один чёрт?! – морилка из бузины, а дёготь из берёзы – продолжил негодовать дед Трофим. Потом плюнул и отошёл подальше, чтоб не скребли нервы.
– Креста на вас нет! – ответил плотник – черти дёгтем зад себе мажут, когда за ведьмами бегают, чтоб задорней было! А вы крест! – И плотник еще три раза перекрестился.
– Делай как знаешь – резюмировал дед Марк – но чтоб крест был не голый! –
На том и решили.
Следует ли здесь рассказывать, что гости еще остались на один ден, потому, что крест не высох, а староста обследовал воз деда Трофима и обнаружил, что на одном колесе обод еле держится и на том же колесе люшня просела. В таком аварийном состоянии отправляться в дальний путь, тем боле в крестовый ход, тем боле к женскому монастырю – дело рисковое. Пришлось вылить ведро холодной воды на местного кузнеца, привести его в сознание и в вертикальное состояние, и дать задание сделать ревизию повозке. Вообще он не пьёт, но сегодня была среда, а староста знает, что сегодня среда и напиться – дело святое! А у кузнеца были все дни недели, или среды, или святые! Об этом староста тоже знает. Чему удивляться?!
Староста сразу же подвёл свою теорию о греховной праздности –
– У нас каждый может в своём дворе клепать что угодно! Все мастера! Потому профессиональному кузнецу, как бы, и дела нет! Обидно же! Вот он и ... того.
Кузнец подошёл, обошел вокруг воза, ни на что не посмотрел, но поцокал языком и сказал --
– Обычно я работу начинаю с утра, а сейчас Солнце вон где, сейчас мы можем только обговорить задание и внести аванс. Можно бутылкой самогона. Аванс был тут же внесён и кузнец пошел досыпать. Староста заметил –
– Подлец! – Знает свою цену и свое место в таком необычном конгломерате.
На следующее утро, не то, что с восходом солнца, а когда уже припекало кузнец пришёл посмотрел всё внимательно и спросил деда Трофима –
– У тебя, дед, есть молоток?
– Есть! – ответил дед Трофим.
– Тогда возьми и постучи вот здесь по железному обручу на колесе, чтоб выравнять железяку с деревяшкой.
Дед Трофим постучал.
– Вот так колесо выдержит туда и обратно – резюмировал кузнец.-- А верёвка у тебя есть?
– Есть. Как же без верёвки?!
– Тогда вот здесь, где люшня дала чуть заметную трещину обмотай верёвкой привяжи ее за каркас повозки и залей водой, чтоб разбухла. –
Дед Трофим сделал все, что продиктовал кузнец.
– А теперь ещё бутылку водки, чтоб произвести окончательный расчёт.
– Тьху! – выругался в сердцах дед Трофим – что я сам не мог это сделать!?
– Ну и делал бы – резюмировал кузнец – нечего было меня беспокоить. А раз работа сделана – гони копейку!
С помощью старосты разногласии были улажены. Бутылку ему не дали, но налили добрую чарку и он под свининку её с удовольствием выпил. Вытирая губы рукавом он подошёл к деду Трофиму и посоветовал, если что, то не доверять свой воз никому, а обращаться только к нему хоть днём, хоть ночью. Дед Трофим махнул рукой и сказал –
– Сами с усами!
– Ну, как знаешь – ответил кузнец, поднял какую-то травинку, покопался в зубах и безразлично ушёл.
Ближе к обеду подошёл плотник с морёным крестом. Крест выглядел ужасно, но нисколько не потемнел, смотрелся таким же голым, как до морения, только с ужасными грязными пятнами.
Кто-то из хуторян посоветовал –
– А вы его обсмалите на костре. Во! Будет вид! – как в церкве –
Но возмутился плотник
– Ты что такое говоришь?! Кто возьмёт на себя грех, чтоб крест да в костёр совать?! –
Тот же голос посоветовал –
– А не нужно крестом совать! Разберите, обсмалите две деревяшки, а потом уже обсмаленные и соберёте крестом. –
Слушающие эту беседу с удивлением переглянулись. Это было, в данном случае, гениальное решение и выход был найден.
С божьей помощью передневали ещё один день, и уже, кажется, на седьмые сутки собрались в дорогу. Расклад был такой: нести крест и идти первым должен был одноглазый висельник, за ним на коне и с двустволкой дед Коля, за ним в две шеренги на лошадях дед Марьян и новый их друг дед Сашко, но уже не голый, а в конопляной рубашке рыжего цвета, но в тех же штанах с красными лампасами. За ними воз деда Трофима с провизией. На воз сели все ребята. За возом ехали три конника. – Хуторяне разного возраста, организованными старостой хутора. И уже за ними пеший строй из десяти любителей приключений – тоже жители данного хутора. Замыкал строй длинный висельник и приткнувшая к нему не молодая, но еще и не старая  хуторянская вдова. Мы о ней уже упоминали. Это была единственная вдова без родни, но с хорошей усадьбой в своём хуторе, и единственная женщина в их крестовом походе. Никто не возражал – шли же к женскому монастырю.
Не прошло и часа пешего строя как одноглазый коротышка запротестовал. Ему не хотелось одному тащить свой крест. Дед Марк сказал –
– Не хорошо так поступать! Это твой Крест вместо виселицы, которую ты избежал. А во вторых – гляди и прозреешь когда исповедаешься в монастыре, да грехи свои все признаешь.
– Я что их записывал, когда грешил?! Не хочу прозревать, мне хорошо и так! Но почему только я? – Мой напарник в таких же грехах. – Сказа коротышка и оглянулся, не услышал ли его слова Дылда. Дылду он побаивался.
Ладно, с арьергарда перевели длинного «висельника» вместе с вдовой в авангард. Когда вдова узнала в чём сыр-бор сама предложила нести крест. Она единственная женщина в отряде,и по праву ей принадлежит пальма первенства в самой почётной миссии. Оба упомянутые мужчины должны идти по бокам, а она в центре. Такое решение никто не хотел оспорить. А вдове нравилось.
Три дня пути обошлись без всяких приключений и проходили они по безлюдной местности, если не считать,что в конце третьего дня им навстречу попался путник. Он шёл босой, но на плечах держал палку, на которой висели сапоги. На глаза свисали потрёпанные поля шляпы трудно различимого цвета, а в зубах торчала трубка, пустая и без огня.
Отряд остановился и остановил путника, чтобы узнать кто он, куда и откуда. Марк со своей лошади сказал –
– Мил человек, ответь-ка на пару вопросов.
– Сначала дай прикурить. – Марк ему бросил кассет с кресалом, кремнем и губкой. Тот ловко подхватил его правой рукой.
–  А что нет серных палочек?
– Есть, но далеко доставать. –
Путник, как молнией сверкнул глазами, тут же спрятал их под поля шляпы, поставил сапоги на землю и начал кресать. Когда прикурил, пустил дым в сторону
Марка и швырнул ему обратно кассет. Марк так же ловко подхватил его. Потом спросил –
– Откуда ты и куда?
– А ты сойди с коня, поздоровайся со мной, как велит святая церковь, а потом и задавай вопросы. Может я и отвечу.
– Гонористый ты, как я вижу. Не боишься, что высеку как паршивую овцу.
– Сегодня ты меня, а завтра я тебя. Шёл бы мимо со своей шайкой, и не замечал бы меня. А раз заметил, значит чего-то я стою! А раз чего-то стою – отсюда и гонор.
– Да ты ещё и языкатый оказывается.
– Не обращайся ко мне – получишь молчание. А обратился – изволь слушать ответ мой. –
Дед Марк хотел напустить на себя строгости, но не выдержал и засмеялся.
– Ладно, слезаю … а что же это ты сапоги на плечах носишь? Не налазят они на тебя, что ли?.
– Носить на ногах – никаких сапог не наберёшься. Сапоги изнашиваются, а жизнь длинная. Эти сапоги ещё мой дед носил.
– А выглядят как новые.
– Так они ж ни разу не обувались.
– Вот те на! А как же зимой?
– А зимой как и летом – босой хожу. Потому и не кашляю.
– Зачем же тогда с собой таскаешь?
– Зачем?! Мужик без сапог – не мужик. Сам знаешь. А так … в одном сапоге сухари, в другом – бутылка воды.
– Воды, или водки? –
– Не пьём мы, не бражничаим.
– Кажется, что-то брешешь ты, мил-человек на счёт этого! Ну да ладно. Скажи, ты случайно не со стороны монастыря идёшь?
– Как не со стороны? – Именно из него родимого. Из самого центра. Там вас уже ждут … если это вы везёте маленького Янко. А по всему видно, что это и есть вы. Не он ли сидит на возе? – И незнакомец показал пальцем на подводу.
– Откуда сведения такие? –  Нет, не он! – Дед Марк забеспокоился.
– У меня много сведений. И знаю, что не один монастырь ждёт маленького Янко. Вёрст за семь от монастыря Янко ещё ждут добрые люди. И у них не одно ружьё, как у вас, а три, или четыре будет. Есть и без карабинов там люди. Так что  прикиньте. Ты же знаешь, что граница почти пол года тому назад передвинулась и монастырь в другом государстве теперь оказался. – Марк забеспокоился
– Ты это правду говоришь?
– А что брехать мне? Хоть монастырь, хоть пограничники на пацане заработают. Да и мне перепадёт хоть от тех, хоть от других. А вы решайте. –
Этот разговор слышал Гунари. Он соскочил с воза, подбежал к деду Марко и возбуждённо сказал –
– Только в монастырь! Мы пойдём одни. С вами заметно и очень опасно.
Дед Марк тут же собрал всех дедов на совещание. Совещались тайно целую ночь. Остальные жгли костёр, варили галушки и жарили на заостренных палках свиные шкварки. Незнакомый путник подложил под голову сапоги и после доброй порции галушек захрапел.
Решили разбиться на два отряда. В первом отряде дед Коля с ружьём на лошади, хуторская вдова, тоже на лошади, Гунари и Янко. Гунари сядет на круп лошади с дедом Колей, и поедут авангардом впереди метров на восемьсот, а вдова посадит впереди себя Янко и будут ехать в арьергарде. Совет дедов решил тайно отправить их чуть свет по объездной дороге. Даже ехать шагом, а кое где рысью – к вечеру можно достичь монастыря, если будет всё благополучно.
Остальной отряд так же не спеша, но очень шумно поедет основной дорогой, с песнями и фейерверками. Однако было удивительно, если злоумышленники –  пограничники так вооружены, почему не напали на мирную процессию раньше? Кто-то пояснил, что во всём виновата топографическая дислокация. Нападать на такой отряд на ровном месте нужен преобладающий личный состав и хорошая огненная мощь.
А вот не доезжая до монастыря есть глубокая балка, а к ней примыкает лес. Самое хорошее место для засады и внезапного нападения! В случае перевеса атакованных, атакующие могут без потерь скрыться в лесу. Чтоб одновременно не гневить Бога и Дьявола, кто-то даже предложил вернуться обратно.
И вернулись бы. Но на следующий день, когда они только позавтракали, что Бог послал, и дискутировали, что делать дальше, их нагнал конный поезд из трёх подвод. На подводах везли сельхозпродукты в монастырь, собранные на полях принадлежащих тому же монастырю.
Какое было огромное удивление всего отряда когда увидели, что возы тянули добрые кони и на каждом возе сидело по две молодые монашенки облаченные в чёрную монашескую рясу с белыми подрясниками. Подрясники выглядывали из под капюшонов и хорошо подчёркивали красивые молодые лица. Кто-то из молодых предложил познакомиться с монашками по настоящему! Но одна, из них – держала вожжи, а вторая, сидящая рядом – двухствольное ружьё. Присутствие второй монашки с ружьём и охладило пыл от подобного знакомства.
Каждый воз был гружён мешками. Можно было лишь догадаться, что на одном возе капуста, а другие с картошкой, или свеклой. Так-как дорога была полностью перекрыта, то первая подвода свернула прямо в пашню, чтоб объехать этот балаган, но дед Марк поднял руку и предложил остановиться. Поезд остановился. Кони первой подводы, заехавшие в созревающий овес, не стали время терять даром. Они наклонили морды и стали срывать вкусные вершки овса.
– Добрые люди, что вам нужно – спросила приятным голосом монашка, что держала вожжи. – Стоять! – крикнула она уже лошадям. Те норовили протянуть воз дальше, чтоб добраться до следующей порции овса.
– Как бы и ничего не надо – сказал опешивший дед Марк. И, придя в себя продолжил показывая на монашку с ружьём – а рядом с тобой, дитя, я вижу воинственную Юнону. С кем собрались воевать? Не с нами ли? – Так мы без оружия и готовы сдаться на ваших условиях.
– Тогда зачем перегородили дорогу?
– Мы мирные люди – продолжил дед Марк – и дорогу мы вам сейчас освободим. Если вы едите в монастырь, то и мы туда же. Так может поедем единым обозом. Все веселее, да и менее опасно. Ружья то вы не зря с собой возите, не так ли?
– Мы святое воинство Иисуса Христа! – сказала монашка с ружьём. – И его невесты – добавила державшая вожжи.
Пока шла эта непродолжительная беседа с других двух возов соскочили две вооружённые монашки и подошли, держа двухстволки наперевес. Их глаза сверкали открытой враждой. Казалось, что они вот-вот воспламенять порох в патронах. Но вооружённая монашка с первой подводы подняла руку и воинственно скомандовала –
– Сестры! Отставить! Кажется это мирные люди. –
Остальной отряд деда Марка стоял поодаль и с любопытством наблюдал за происходившей сценой.
– Мы здесь вот только в разгаре завтрака. Еще горячий казан с галушками и свининой. Не присоединитесь ли к нам? – сделал предложение дед Трофим. – Галушки, картошка, свиные шкварки. Ну как? Или вы поститесь? –
Монашки державшие ружья наизготове, опустили их стволами вниз и заулыбались. Да, они не прочь были позавтракать.
Сразу вопрос решился в пользу движения к монастырю. Теперь уже мужчины не могли не взять под своё покровительство такое приятное, хоть и монашеское женское общество. Образовался своеобразный круг, где центральным ядром сами по себе оказались женщины. Мужчины задавали им разные вопросы, а они охотно отвечали. Когда возник вопрос не нарушают ли они строгий устав монашеской касты, трапезничая вместе с мужчинами. Ответила самая словоохотливая –
– Мы все пока послушницы. Мы не приняли постриг и можем, по своей воле уйти из монастыря.
– В вашем монастыре мужчин нет – спросил кто-то из хуторян.
– Есть. Они работают в мастерских, чинят ткацкие станки.
– Что ж вы ткёте? – спросил тот же голос.
– Мы делаем парусину для морских и речных военных учебных судов из конопли. Поэтому монастырь имеет, кроме прочего и конопляный клин.
– Ух ты! А что ружья полагается иметь в монастырях?
– Мы не знаем за другие монастыри, но в нашем монастыре есть свой полувоенный устав. –
Кто-то спросил не хочет ли одна из послушниц оставить монастырь? На что был дан ответ –
– А ты меня позови замуж – я и оставлю. – Но замуж никто не позвал и беседа потекла в другом русле.
Дед Марк рассказал, что поступили сведения о засаде возле монастыря и ждут именно наш крестовый ход.
– Мы берём с собой ружья не потому, что могут забрать наш груз, здесь ходит банда охотящаяся за лошадьми. Пол года назад передвинулась граница и неизвестно кто будет встречать – бандиты, или пограничники из бандитскими наклонностями.– сказала одна монашка. – Конечно вместе с вами нам безопасней.
– Как же вы пересекаете границу? – спросил кто-то.
– Наше поле, по воле случая осталось теперь за границей. Когда соберём урожай конопли, то сказывают, что монастырь обменяется полями. –
– Как-то не понятно! Монастырь был в одном государстве, теперь оказался в другом …
– У Бога нет границ ни на земле, ни на небе – ответила монашка.
Беседа затянулась до обеда. Пока приготовили обед солнце катилось в сторону заката, поэтому крестовый ход отложили до следующего дня.
Утром, следующего дня прибыли обратно послы, которые отвозили Янко. Послы сообщили, что операция прошла без задоринки. Янко они отдали непосредственно игуменье, за что получили огромную благодарность и благословение самой игуменье. И что родные Янко, при случае, могут отблагодарить их и материально.
Как проходил дальше крестный ход к монастырю, встретились ли они с засадой пограничников – будем следить по газетным вырезкам сопредельных государств. Основная миссия была выполнена. И может когда-то о ней прольются сведения – будет видно. Тогда мы обо всём расскажем в других главах, или в других книгах. А сейчас нам нужно вернуться к баронессе Потоцкой. Потому, что там разворачиваются – ох, какие события!