Моя двадцатка декабрьского отбора БЛК

Соэль Карцев
Произведения, о которых хочется говорить.

1. Александра Герасимова: "Какая господи тоска"
http://stihi.ru/2021/12/11/2142
Это произведение лежит немного за гранью формальной логики и построено на настроении. Вместе с тем оно достаточно многоплановое. Во втором катрене автор апеллирует к Библии, но это не чисто религиозный сюжет. На известных библейских мотивах строится в сущности простой посыл: Бог всегда рядом, стоит ему открыться, что несёт, естественно, общечеловеческую ноту. Мне в восприятии этого текста сильно мешает отсутствие знаков препинания. Является ли дыханье Господа тоской или тоска присутствует сиюминутно у ЛГ? Насколько господни дыхание/омовение ненарекаемо, если автор его нарекает?
Почему оно истоскованно, тут внятно объясняет первая строчка, что в тексте помогает экстраполировать человеческие эмоции и чувства.

2. Яна Гауэрт Огнева:
"Вспоминая Лантимоса"
http://stihi.ru/2021/11/12/3348
Мне не очень нравится первая строчка, поскольку неологизм я нахожу безвкусным. Но есть у неё и плюсы. Она сразу будит воображение. Может ли рыбица растекаться- тоже большой вопрос. Вряд ли, это то же самое, что растекаться „мыслию по древу“. Далее, автор уверенно компонирует сюжет, пользуясь приёмом аллегории. Понятно, что речь идёт о человеческом обществе и о не очень-то справедливом его устройстве.  На этом отрезке самой удачной мне кажется строка:
„и думать, что не очень-то и хотелось.“   Тут и человеческие эмоции и даже самоирония присутствуют. Далее, автор апеллирует уже непосредственно к фильму, на который указывает название стихотворения. Я нахожу эту аллюзию удачной, хотя без просмотра самого фильма, сюжет немного подвисает. Нравственный выбор, перед которым оказывается ЛГ, страшен, и самое страшное, что ты не можешь от него отказаться, не можешь „больше плыть“. Сильная вещь.
 
3. Жиль де Брюн:
"ушли"
http://stihi.ru/2019/12/06/812
Рифма  пера и/отпираем выглядит немного по-ученически. И она мне кажется искусственной, поскольку можно стечь и просто чернилами, и они, скорее. из чернильницы, чем из-под пера. Мастера на союзах составные рифмы стараются не строить.Тема стихотворения – уход из жизни, хорошо раскрыта. То что жизнь в тексте коррелирует с обидой несколько странно и нарушает коннотацию. Так же как глагол „целуем“ в значении „благодарим“. «целуем тех, кто даровал
нам стыд и право не гордиться.»
Эти две строчки не украшают текст, они предельно абстрактны и не способствует раскрытию образа людей, которые ушли. Сама тема, честно признаться, не вызвала у меня особого интереса. Чрезмерно зауженный текст. Этому автору он жмёт. Однако нельзя не отметить творческую смелость и общую плотность стихотворения. Здесь нет проходных строчек.

4. Дмитрий Балашов
"Приходили высохшие люди"
http://stihi.ru/2013/02/02/11624
„Дева с птицей морскою послала братьям письмо. Братья, дайте мне имя - оно долетит само.“ Можно предпослать этому стихотворению эпиграф из творчества Анны Горенко.
Собственно, это и есть поэзия- давать имена несуществующим сущностям. Поэтому, мне понятны эти необработанные тени из прошлого, мы же сами, где- то пару лет назад, смешные глиняные человечки, големы... Зря автор отказался в 10-ом стихе от инвективы, второй раз люди, тут не смотрится, к сожалению. И разница есть, и она, как не странно, в пользу инвективы. Опять же эсперанто, органично бы смотрелось. Но тут вопрос, зачем написан этот текст, естественно, важнее того, о чём он. Я осмелюсь на него ответить. Думаю, кем люди были и кем они стали, не  так важно, важнее не забывать самого себя. Это простая истина, на самом деле.

5. Берта До
"ласточка"
http://stihi.ru/2021/10/08/7038
Абсолютно самодостаточное произведение. Метафора яблочной дороги считывается легко, это ж сама природа благословляет детей, которым приходится становится взрослыми и, дай Бог, чтобы они не стали зверьми. Конечно, эйдетичность присуща этому автору, словно рисуются картинки, когда- то уже виденные, идущие, вроде, изнутри тебя.Аллюзия на культовый фильм 70-х американского режиссёра Стэнли Крамера „Благослови детей и зверей“ для меня не играет большой роли, благо, текст этот, по-моему мнению, больше о людях всё-таки. Сложный текст и не думаю, что все читатели способны скоррелировать название детского велосипеда „ Ласточка“ c названием стихотворения, в котором велосипед лишь мельком проскальзывает.
“падают на крыши металлических гаражей
разбиваются рассыпаются зёрнами под ноги
эти двое идут похрустывая мякотью не опуская головы“
Эти три строчки не зарифмованы. Автор оставил их холостыми? На мой взгляд, довольно, странное решение. Это ведь не верлибр уже, когда 90 процентов текста зарифмовано.Это и место не самое сильное.  „не опуская головы“ звучит предельно странно, хотел бы я похрустеть мякотью, не опуская головы) С именами очень тяжело разобраться. Супруга Марии-Антуанетты, короля Франции, Людовика Шестнадцатого звали Луи-Огюст. Что тут делает Альберт, да ещё без дефиса, когда речь идёт о двух детях, а не о трёх, мне лично решительно непонятно. Впрочем, развитию центрального образа детей, это не мешает.

6. Света Хохломская:
"Лукоморье. Конечная"
http://stihi.ru/2021/11/03/62

Честно говоря, вопрос, не тавтологична ли строка –„ то ли бездна, толь без дна.“ вставал передо мной в полный рост. При здравом размышлении, должен заметить, что играет роль значение слова „бездна“. Кстати,  Михаил Ломоносов дал более двух веков назад более чем ясный ответ на этот вопрос:
„Звёздам числа нет, бездне дна“
Финал несколько неожиданный. Он не бесспорен, хотя возможен. Я сомневаюсь, что мужики на ссылке или в тайге на геологоразведке вообще когда-нибудь смотрят телевизор. В том месте, которое автор описала, да, возможно. Весь экскурс в Лукоморье Пушкина вписан удачно, аллюзия эта чрезвычайно уместна. Ангел мне тоже понравился, какой-то он живой, непридуманный, домашний. „!Поцелуй врага взасос!“- тут один восклицательный знак даже лишний. Видно, что автор любит и умеет пользоваться поэтическими средствами для воплощения художественной идеи.

7. Сергей Герасимов:
"Брошенный учебник истории, открытый на странице 20"
http://stihi.ru/2021/08/09/8192
Произведение начинается с аллюзии на один из лучших англоязычных романов: „Бойня номер пять, или крестовый поход детей“, вышедший из-под пера Курта Воннегута. Войны вообще и бомбардировка Дрездена в частности (чему сам Воннегут был непосредственным свидетелем) видятся Воннегутом, как чудовищная бессмыслица, которую невозможно адекватно описать. В русской литературе я поставил бы в один ряд с романом Воннегута сильнейшее произведение Леонида Рабичева: „Война всё спишет“. Оно уникально в этом плане. Но, возвращаясь к стихотворению Сергея Герасимова. Всё-таки, мне кажется, что сравнивать преступления против человечества со всей историей человечества, довольно, рискованный ход, но вчитываясь замечаешь и уверенный авторский голос и широкую почти космическую перспективу взгляда. Сильна гуманистическая нота в противовес официальной истории государства.   
 „понять
нетронутое царство ужаса
как бойня номер пять“
Тут просится бойню, так как поначалу кажется, что падеж не именительный, а винительный. Опять же аполлинеровское письмо мешает разобраться. После нескольких прочтений мысленно ставишь точку после ужаса и всё встаёт на свои места.
Строчки все зарифмованы хорошо, написано тактовиком.  Сильное антимилитаристское произведение.

8. Дмитрий Холостой:
"Сколько волка не корми"
http://stihi.ru/2021/12/03/4128
Связь человека и природы всегда была темой русской литературы. По началу и середине этот текст встаёт в ряд с её лучшими образцами. Финал немного проседает, вместе с тем понятно, что автор хочет сказать: в итоге природа всё равно возьмёт верх. С этим можно спорить, а можно и согласиться, но нельзя не отметить стройную композицию и умелое владение поэтическими средствами выражения. Мне немного не хватает здесь второго плана, в остальном -замечательное произведение.

9. Анна Германова:
"Прививка на корень"
http://stihi.ru/2021/11/05/3828
Дерево, прорастающее сквозь сердце — это мощный образ, центральный в стихотворении. Интересно наблюдать, как автор мастерски его раскручивает заставляя работать на художественную идею. Всё же эксплуатировать один образ на протяжении 12 строчек, вероятно, даже для Анны тяжело. Немного противоречивым показалось: выходит из груди и замер. Одномоментно- это странно звучит. Далее: черенок, когда прорастает, он не щёлкает и завод у него не кончается. Можно соотнести это с сердцем, этакий симбиоз черенка и сердца, учитывая, что мы находимcя на поле поэзии. Всё же, для меня это несколько механистическая метафора.
„к подвою припадёт привой
и схватится верней.“
Тут понятно, что речь идёт о потомках и о непрерывной связи рода человеческого. Изящное завершение раскрутки образа. Далее появляется  стрелок, видимо реальный, но в контексте воспринимаемый, как метафизический. Почему котелок? Ну, очевидно, выстрел в голову, но звучит , честно говоря, двусмысленно. Эта строка(с котелком) немного за гранью,  осмелюсь сказать, почти цинична.   
„к чему тут спех, к чему тут счёт —
на ней или под ней!“
Мастерски сделано. И жизнь, и смерть ставятся в один ряд, где смерть обретает смысл.
„кого тут жечь, и лгать кому,“ В финале только эта строчка вызывает вопросы. Она, на мой взгляд, чрезмерно абстрактна и охватывает чересчур большой временной промежуток, от аутодафе до наших дней. Если бы было: архивы сжечь (про архивы следует немного дальше по тексту) но кого, это уже немного другая тема. Жечь людей в архивах или людей, сберегающих эти архивы, жечь морально, психически травить? Такую трактовку не исключаю. 
 
  10. Сенька АргентинецЪ:
"клоун роршаха"
http://stihi.ru/2021/10/11/4473
Мне кажется странным, что у некоторых авторов рифмовка то появляется, то исчезает. Вот и здесь:                „он таких ещё не видел
а увидел бы умер от страха
страха никогда не узнать другого
навсегда пересечь границу“
С какого перепугу здесь строчки холостые, если 90 процентов текста зарифмовано?  Так и размывается массив русской поэзии! По тексту везде женская клаузула, но это, в данном случае, не важно, поскольку всё стихотворение в тонической системе написано. А чего эти четыре строчки то не зарифмовать? Это же самое слабое место в тексте. Какого другого страха, если тут, дай Бог, с одним разобраться. Да ещё и одиночество к страху. Мне вот, например, нравится одному быть, и страха я не испытываю. К чему тут возгонка образа идёт, решительно не понимаю. В финале, думаю, пятно страха превращается в человека через страх, присущий каждому человеку. Так и ходят эти пятна по странам, опасаясь то ли вируса, то ли самого себя. Финал считывается, тут всё нормально. Всё-таки с интересом читал этот текст -художественное осмысление сегодняшней ситуации в мире. Хочется отметить нетривиальные образы. Где-то это поэтика постмодерна, но удивительно приближенная к реальности.

11. Алекс Зингер:
"Страницами шурша..."
http://stihi.ru/2021/11/11/3503
Мне нравится чёрный перевал. Здесь нет ненужного нагнетания,  есть мягкое подчёркивание. Авторский образ,  в данном случае,  хорошо работает. Чудовище морей- это второй образ и тут он мне кажется несколько абстрактным. Понятно, что волна в первой строчке обусловливает моря, но образ всё же не прописан.
„Коль не дожить и не успеть,“
Вот это уж совсем загадочная строка. Вроде бы, ЛГ никуда особо не стремился, слушал дождь, волны под шуршание страниц и тут на тебе, как обухом по голове! Единственная версия у меня, что речь идёт о сборнике стихов Высоцкого, это ведь его строка: «И дожить не успел мне допеть не успеть.»
Тогда эта строчка обрела бы для меня смысл.

12. Екатерина Падукова:
"Его дедушка был охотником"
http://stihi.ru/2020/04/30/6918
Несомненная творческая удача автора. Нестандартная строфика, хорошая эпифора в начале, авторская интенция видна невооружённым взглядом. Облака/ облака-  большой разницы не вижу, в небе и одно облако можно принять за двух выдуманных животных.
Что несколько смущает:                „Он, конечно же, по настоящему
не стреляет, а так, прицелится – „
Тут хорошо бы целится, поскольку „не стреляет“  несовершенного вида. Но, может, я и не прав. «Не тронет»- ведь тоже в совершенном виде стоит. „Ему, над ним“ - очень нестандартно, мастерски.
Не зарифмована вся вторая часть, но  это нормально воспринимается, как две части одного и того же произведения. У меня, на самом деле, нет двойных стандартов. 50 процентов текста- верлибр (вторая часть), 50(первая часть)- тоника. Не скажу, что я поклонник таких экспериментов. Всё же остаюсь фанатом этого текста. Он по-хорошему пацифистский, без излишнего накала. Образ слонов/ облаков очень контрастен безумству войны, убийства, почти сюрреалистичен.

13. Татьяна Воронова:
"Эпилог"
http://stihi.ru/2021/10/17/2710
Вполне бродская рифма ничему/тому. Стихотворение то ли о графомане, пытающимся стать писателем, то ли о писателе, пишущем больше в стол (не потому что тоталитаризм, а потому что никто не берёт.)
Тоже такая, вполне себе бродская история, с его же отстраннёным отношением к любви, к жизни да и к смерти. Финал расставляет все точки над i.  Присутствие нарратива здесь странным образом не мешает восприятию текста, очень хорошо прописаны образы ЛГ да и его незадачливой подруги. Именно, штришками, не акцентируясь на деталях, не педалируя, но так, что картинка возникает. Постфактум узнаёшь, что речь о Мастере и Маргарите и именно поэтому вишни зацветают,  но никогда не плодоносят. Ну что ж, быть хорошим человеком, ничего не делая, только занимаясь литературой, уже немало.

14. Инга Сташевска:
"Облака"
http://stihi.ru/2019/01/01/2322
Где-то мне мало двух последних строчек, чтоб ощутить, что эта любовь - часть любви глобальной, всемирной, надмирной, космической. Написано хорошо, пускай без риска, но сжатая поэтическая речь, но идеально прописанная   любовная история. Нужно ли в каждой такой истории решение сверхзадач, не мне судить. Немного напомнило калейдоскоп. Красочно.

15. Елька 22:
"Дух бродяжий"
http://stihi.ru/2021/05/15/7393

"Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове."

Сама аллюзия мне кажется весьма точной. Чувствуется, что у автора богатый внутренний мир. Я с интересом прочитал.

„Одетый в шкуры и парчу, морали и пороки,“
Всегда велик соблазн строить антитезу на антонимах. По мере возможности, стараюсь бороться с этой вредной привычкой. Конкретно здесь, это, может быть, не концептуально,  но вот пример из творчества Виктора Цоя: „Камнем лежать или гореть звездой?“
 „лозунги концепта,“ Не думаю, что это удачное место. Диковато смотрится. Лозунги идеи Маркса-Ленина и далее по списку? А есть у идеи лозунги? Или у идеологии? Далее лихо написано, особенно, про наличие мозгов понравилось. Эта строка на уровне афоризма. И финал точен, прямо в десяточку.

16. Елена Наильевна:
"Даун"
http://stihi.ru/2021/06/07/1393

Балда- лишнее слово, на мой взгляд. Понятно же, что ребёнок с трисомией по 47-ой хромосоме не может иметь высокого интеллекта. Понятно, что его так могут обзывать, но это в стихотворном тексте лишнее повторение (не в упрёк автору). Надо отдать должное автору, не всякий возьмётся за такую трудную тему, здесь не так просто выйти на какие-то художественные обобщения.  Про орешки верится, это с натуры списано. Некстати и неуместно- это не синонимы случайно? Обычно, они плохо говорят или общаются звуками. "Повторяя, ещё принесу" звучит, почти как осмысленная речь. Тоже мне лишним кажется.
Любовь этого ребёнка и любовь которая появляется в финале - это же суть одно и тоже. Мне кажется не стоит их разграничивать, но и художественный образ на этом построить сложно, поскольку явления это одного порядка, поэтому финал меня не впечатлил. Вот с орешками там сильное место.

17. Вася Курочкин:
"Письмо к сове"
http://stihi.ru/2021/10/30/5208
Одно из произведений, на котором отдыхаешь. Нет беспрерывных шарад, которые ты должен решать, чтобы соответствовать высокому интеллектуальному уровню автора, и в тоже время есть этот высокий уровень в незатейливой вроде антитезе сова (ассоциирующаяся с природой, божественным)/ человек в чёртовом колесе цивилизации, уносящей от себя самого, в  прорисованном образе ЛГ. Разве что «на мир нагоняя сон» показалось лишним. В тонких метафорах по ходу развития сюжета «коварное как лиса», работающих на общую идею.

18. Садовник Асечкин:
"Метель"
http://stihi.ru/2018/02/21/11458
Очень мандельштамовское, долго не отпускает, образ не снаружи, а изнутри идёт, где-то на уровне подсознания. Лапидарность, вызывающая восхищение. Белая тьма может быть и рассветом, может и катарсисом, ощущением счастья от точно найденной строки. «Кровь-строительница хлещет горлом из земных вещей» иногда(если повезёт), превращаясь в такие удивительные строки.

19. Юрий Семецкий:
"Пьеса в трёх актах"
http://stihi.ru/2021/05/17/4004
Сложная фабула с несколькими планами. Начинается с любовной иcтории, которая становится фоном для жизни – не просто жизни ЛГ – а Жизни. Привлекает разнообразие поэтических средств, выразительность поэтической речи. Сильные места:                «На белый шарф за самолётом смотришь
и ожидаешь, что тебя поймут.»
Работа с первичным образом, выход на обобщение.
“и можно было запросто купиться
всего лишь на улыбку под дождём.“
Всего штрих и полная картина возникает. Доверительность, благодаря умело вписанной разговорной речи.                „Напившись чистой, хочешь родниковой.“
Изумительная метафора, на уровне афоризма. Синкретичное произведение, в котором сложно выделить только любовную лирику. Здесь и драма, и философия, и история страны.

20. Марго Сергеева:
"танец мёртвых мотыльков"
http://stihi.ru/2021/05/25/5832
Центральный образ в стихотворении- мёртвые мотыльки, берёт начало, пожалуй, в пресловутых бабочках в животе, хотя могу ошибаться. Вроде бы предельное отстранение ЛГ от пережитой любовной истории:                «кстати какой он был по счёту
пятый
десятый
так и не вспомнишь подчас»

несколько напоминает Бунюэля, когда слабо связанные между собой кадры неожиданно сплетаются в потрясающий фильм. Вот эти фрагменты, на которые разделено стихотворение ( а по сути это небольшая поэма ), когда ЛГ говорит то с собой, то с морем, то с неизвестным собеседником, исподволь рассказывая свою драму производят сильное впечатление.
Живительная связь с природой с морей вроде бы спасает но ненадолго потом опять «я буду словно рыба хватать воздух ртом» приходится возвращаться в реальность. Жёсткое произведение без привычной женской поэзии слезливости или размытости.                «ты меня совсем не любишь?

нет»
Беспощадность в конце- это прежде всего беспощадность ЛГ к самой себе.
«…Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе,
Где вечные сумерки , и вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон старинных часов — словно капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды —
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили…»
Но, не правда ли, похоже: та же самая цветаевская отстраннёность и сосредоточенность на вещах, вроде, посторонних, которая помогает придать стихотворению объём и сделать из него произведение искусства.