Ефрем

Юрий Сенин 2
    Праотец колена Ефремова, Ефрем, не был сыном Иакова. Он был его внуком и сыном Иосифа, у которого было двое сыновей: Манассия (Мена;ше) и Ефрем (Эфраим). Иаков возвёл их в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5). При разделе Ханаанских земель после завоевания, Ефремлянам достался удел между уделами Иуды и Вениамина. При разделе царства Давида и Соломона Ефрем оказался в границах Северного царства, Израиля. В царство Иудея вошел только Симеон и примерно половина Вениамина. Дальше Израиль и Иудея люто враждовали и почти всегда находились в состоянии войны. История царств Иудеи и Израиля представляет несомненный интерес, кроме всего прочего она еще и поучительна. Здесь же я приведу лишь некоторые примеры взаимоотношений между коленами Израильскими.
     Этим постом я начинаю серию «Колена Израилевы», в каждом из которых будет один или два фрагмента из Истории взаимоотношений Колен Израилевых. Итак, Ефрем.

     На самом деле в истории образования колен Израилевых, известной нам по разным источникам, в основном, из Библии, есть всего два неординарных факта: 1. То, что вместо Иосифа главами двух колен назначены два его сына, и 2. То, что у Левия (Леви) нет своего колена.
    Теперь об эпохальном благословлении Манассии и Ефрема Иаковом: в исправленном стандартном переводе Иаков говорит: «Я даю тебе, преимущественно перед братьями твоими, один склон горы…» Но, с другой стороны, это слово может означать город Сихем, и «Энкор Байбл» представляет свой перевод: «Я даю тебе, преимущественно перед братьями твоими, Сихем…». И действительно, когда спустя столетия Ханаан был разделен между всеми коленами, Ефрем получил одну часть, принадлежавшую колену Иосифа, а Манассия — другую его часть, включавшую Сихем и его окрестности. 
        Произошло вот что: когда Иаков стал благословлять Ефрема и Манассию, Иосиф, подводя к нему внуков, позаботился о том, чтобы его первенец Манассия оказался по правую руку деда: ведь у престарелого Иакова, как когда-то у его отца, было уже слабое зрение, и без посторонней помощи он не мог различить детей. Однако Иаков, благословляя их, скрестил руки, положив правую на голову младшего, Ефрема. Первоначально колено Манассии могло доминировать среди колен Иосифа, поэтому в предании говорится, что Манассия был первенцем Иосифа. Однако позже Ефрем, которого Иаков благословил правой рукой, получил и сохранил превосходство.
    Теперь о сюжете, который меня заинтересовал.
Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы и Галаада, и жена Галаадова родила ему сыновей. Когда возмужали сыновья жены, они изгнали Иеффая, сказав ему: ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины. И убежал Иеффай от братьев своих и жил в земле Тов; и собрались к Иеффаю праздные люди.
   Чрез несколько времени Аммонитяне пошли войною на Израиля. Во время войны … пришли старейшины Галаадские взять Иеффая из земли Тов  и сказали Иеффаю: приди, будь у нас вождем, и сразимся с Аммонитянами. И сказал Иеффай старейшинам Галаадским: если вы возвратите меня, чтобы сразиться с Аммонитянами, и Господь предаст мне их, то останусь ли я у вас начальником?  Старейшины Галаадские сказали Иеффаю: Господь да будет свидетелем между нами, что мы сделаем по слову твоему!
  «И послал Иеффай послов к царю Аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей? Царь Аммонитский сказал: Израиль, когда шел из Египта, взял землю мою от Арнона до Иавока и Иордана; и так, возврати мне ее с миром». Иеффай объяснил царю суть истории с захватом земель: Израиль не взял земли Моавитской и земли Аммонитской; Израиль просил Сигона, царя Аморрейского, "позволь нам пройти землею твоею в свое место". Но Сигон не согласился пропустить Израиля чрез пределы свои, и предал Господь Бог Израилев Сигона и весь народ его в руки Израилю, и он побил их; и получил Израиль в наследие всю землю Аморрея. «И так, Господь Бог Израилев изгнал Аморрея от лица народа Своего Израиля, а ты хочешь взять его наследие. Израиль уже живет триста лет в Есевоне» и т.д. «А я не виновен пред тобою, и ты делаешь мне зло, выступив против меня войною. Господь Судия да будет ныне судьею между сынами Израиля и между Аммонитянами! Но царь Аммонитский не послушал слов Иеффая».
     И был на Иеффае Дух Господень, и … «пришел Иеффай к Аммонитянам — сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением великим, …и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми».
     И тут появляются бравые Ефремляне, причина странная: их не позвали биться с Аммонитанами. «Ефремляне собрались и перешли в Севину и сказали Иеффаю: для чего ты ходил воевать с Аммонитянами, а нас не позвал с собою? мы сожжем дом твой огнем и с тобою вместе.  Иеффай сказал им: я и народ мой имели с Аммонитянами сильную ссору; я звал вас, но вы не спасли меня от руки их; видя, что ты не спасаешь меня, я подверг опасности жизнь мою и пошел на Аммонитян, и предал их Господь в руки мои; зачем же вы пришли ныне воевать со мною?
      И собрал Иеффай всех жителей Галаадских и сразился с Ефремлянами, и побили жители Галаадские Ефремлян, говоря: вы беглецы Ефремовы, Галаад же среди Ефрема и среди Манассии. И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: "позвольте мне переправиться", то жители Галаадские говорили ему: "не Ефремлянин ли ты?" Он говорил: "нет". Они говорили ему "скажи: шибболет", а он говорил: "сибболет", и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, заколали у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи».
    Вот такое забавное и кровавое приключение с Ефремлянами. В отличие от галаадского, в ефремском диалекте еврейского языка не было звука «ш» и его носители не могли точно воспроизвести слово (ср. Мф. 26:73). (Далее не мой текст) Буквально «шибболет» означает «поток воды», а «сибболет» — «бремя». Выбор слова, на самом деле, был не случайным: возможно, человеку не просто предлагали сказать одно слово, а просили сказать фразу: «Дайте я перейду реку (поток воды)», и слово «шибболет» казалось его нормальной составляющей.
    Так выявляли и убивали настоящих Ефремлян.
    Такого рода шибболетов в истории было порядочно, например, во время Битвы при Куртре (1302) фламандцы вылавливали французов по их неспособности выговорить «Schild en de Vriend» (Щит и друг).
    Ну и наконец, о шибболете у Пушкина в 10-й главе «Евгения Онегина» есть отрывок:

Авось, о Шиболет народный,
Тебе б я оду посвятил,
Но стихоплёт великородный
Меня уже предупредил.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема.1656

23.12.2021