Инвестком или микромодель России

Фуникова Анна
Новый роман Леонида Подольского «Инвестком» - о риэлторских буднях начала двухтысячных. Автор хорошо помнит это время, знаком до мельчайших подробностей с непростыми основами риэлторского бизнеса - новой в истории тогдашней России профессии.
О чём еще эта книга? Давайте разберёмся вместе.
При прочтении романа часто кажется, что он автобиографичен, и это похоже на правду, ибо жизнь – лучший романист, и всё, что в ней случается, порою трудно выдумать даже писателю.
С первых страниц мы погружаемся в жизненное пространство Игоря Полтавского, врача по профессии, кандидата медицинских наук, вынужденного в суровых реалиях послеперестроечного времени заниматься непростым риэлторским делом, переживаем все перипетии, связанные с историей выживания героя романа в новой, капиталистической России.
«Это было время, когда жизнь рушилась, наука умирала, институты закрывались, заводы стояли, миллионы людей теряли работу и профессии, зарплату не платили месяцами, десятки тысяч семей, сотни тысяч людей поодиночке и группами срывались с насиженных, ставших неприютными мест и ехали на заработки в Москву, где сливались финансовые потоки из всей обездоленной, разворованной России, а нередко из ближнего зарубежья, где бурлили и рождали жизнь нефтедоллары…все ехали в столицу, покупали квартиры и комнаты».
Неприятная, нервная работа была у Полтавского – расселение коммуналок, в которых жили алкоголики и старики. Освободившиеся квартиры продавал новым собственникам «Инвестком» - банк, который выкупал бывшие коммуналки, выплачивая своим риэлторам «серую» зарплату и не оформляя никого из них официально.
«Москва полуподпольная, чёрномаклерская, преступная, грязная открывалась во всей красе. В криминале задействованы были чёрные маклеры, бандиты, сами алкоголики, нередко наводившие на своих же собутыльников, многие фирмы, цыгане, милиция, нотариусы, работники паспортных столов, государственные учреждения. Игорь должен был смотреть в оба – могли обмануть, подсунуть запредельный криминал…»
«Волчья хватка не была в его (Игоря, прим. автора) натуре. Со временем она начала Игоря тяготить. Одним словом, с годами он очень хорошо узнал работу риэлтора и она ему больше не нравилась, ему перестало быть интересно, он захотел уйти…».
Но, когда Полтавский увольняется из «Инвесткома», банк не оставляет своего бывшего риэлтора в покое. Игорь неожиданно получает повестку в суд – выдвинуты обвинения в том, что он якобы остался должен руководителю банка Разбойскому сорок тысяч долларов, взятых на выкуп одной из квартир.
После нескольких месяцев, столь непростых в жизни Полтавского, он, слава Богу, выигрывает суд чести…
Но эта победа добра над злом лишь на некоторое время успокаивает читателя. Ведь автор и его герой вместе приходят к выводу, что «Инвестком» «с грязным бизнесом – это, в сущности, Россия в миниатюре, микромодель, и …главная проблема – не капитализм или социализм, а – люди. Это люди создали уродливую систему, а система уродует людей. Вечный замкнутый круг».
«Проходят революции и реформы, сменяются вожди и президенты, но страна остаётся прежней…Меняются только внешние формы, но суть – глубинная суть – не меняется».               
Вспомнились слова Ивана Карамазова из романа Достоевского, обращенные к Христу.               
«Ты не сошел со креста, когда кричали тебе, издеваясь и дразня тебя: «Сойди со креста и уверуем, что это ты». Ты не сошел потому, что опять-таки не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим. Но и тут ты судил о людях слишком высоко… Озрись и суди, вот прошло пятнадцать веков, поди посмотри на них: кого ты вознес до себя? Клянусь, человек слабее и ниже создан, чем ты о нем думал! Может ли, может ли он исполнить то, что и ты? Столь уважая его, ты поступил, как бы перестав ему сострадать, потому что слишком много от него и потребовал, – и это кто же, тот, который возлюбил его более самого себя! Уважая его менее, менее бы от него и потребовал, а это было бы ближе к любви, ибо легче была бы ноша его. Он слаб и подл. Что в том, что он теперь повсеместно бунтует против нашей власти и гордится, что он бунтует? Это гордость ребенка и школьника. Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе и выгнавшие учителя. Но придет конец и восторгу ребятишек, он будет дорого стоить им. Они ниспровергнут храмы и зальют кровью землю. Но догадаются наконец глупые дети, что хоть они и бунтовщики, но бунтовщики слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие. Обливаясь глупыми слезами своими, они сознаются наконец, что создавший их бунтовщиками, без сомнения, хотел посмеяться над ними. Скажут это они в отчаянии, и сказанное ими будет богохульством, от которого они станут еще несчастнее, ибо природа человеческая не выносит богохульства и в конце концов сама же всегда и отмстит за него. Итак, неспокойство, смятение и несчастие – вот теперешний удел людей…».               
  Да, намного легче совершить революцию, чем изменить человека… и изменится ли он?
Самый сильный монолог героя романа Подольского, по-моему, ждёт читателя в эпилоге. Позволю себе привести ещё несколько цитат из книги. Лучше автора не скажешь…
«Разве мы ещё кому-нибудь нужны? – подумал он (Игорь, прим. автора) с горечью. – Наше время прошло. Настало другое время, значительно более жестокое. Когда-то нашему поколению повезло. Нам выпала не сталинская мясорубка, а брежневская передышка. Но передышка закончилась. Мы снова движемся – неизвестно куда. Мы жили среди лжи, великой лжи, но мы надеялись, по крайней мере, те, кто умнее, кто видел и понимал ложь, что мы когда-нибудь сбросим её, как змеи весной сбрасывают старую кожу. Но, увы, ложь срослась с нами, стала частью нас. Мы вовсе не то, что думаем о себе. Мы слишком долго мыслили химерами. Весь двадцатый век Россия блуждала в угаре и уничтожала себя. Мы пытались учить мир, но сами оказались бездарными неучами».
«В наше время верили, что новые поколения будут жить лучше. Но сейчас неясно даже это. Мы не знаем, какие впереди катастрофы. Налицо лишь всё ускоряющийся технический прогресс, обгоняющий людей и делающий их ненужными. Уже не Россия, но всё человечество бродит во тьме своего эгоизма и заблуждений и всё больше заходит в тупик».
 «Вечные ценности – это солнце и море, природа». – Игорь вспомнил, как когда-то шёл по бесконечной песчаной косе вдоль Средиземного моря в каком-то совсем небольшом, в несколько коротеньких улиц, городке в Израиле, где дома утонули в зелени, слушая вечный шум ночного прилива. Море казалось бесконечным, над морем, купаясь в лёгких волнах, и над землёю плыла луна, небо усеяно было звёздами, казалось, где-то совсем близко находится Бог. Людей нигде вокруг не было, и дома тоже не видно. Земля казалась пустынной, словно человечество ещё не родилось. Вот и все. И больше ничего… «Внуки, – подумал Игорь. – Даст Бог, они будут жить лучше нас. Иначе…»
О чём же эта книга?
Не только о риэлторах.
В первую очередь, о России начала двадцать первого века, в которой нам и дальше предстоит жить.
О больших разочарованиях нашего поколения, пережившего здесь свои главные потрясения.
О том, что даже эти разочарования не дают нам право опустить руки. Ведь вечные ценности всё-таки рядом, и, хотя бы ради них, стоило родиться на белый свет.
Надо жить дальше, ведь всё плохое рано или поздно исчезает из жизни - или, хотя бы, из нашей памяти.