Мама...

Надежда Толок
На свете нет дороже слова Мама,
Разве есть – теплей, родней, милей?
Сомнений нет, в нем собрана основа –
Святость и любовь, и нет его светлей...

Воспоминания моей дочери...

Зубная фея.
Анна Маковий

Заговорили с коллегами о стоматологах и меня накрыли воспоминания…
Я студентка медицинского, с маленьким ребёнком, в перерывах между подработками и учебой периодически живу у молодых и ещё работающих родителей. Моя пожилая  бабушка большую часть времени лежит с безучастным взглядом, хотя врачи не нашли у неё никакого серьезного диагноза, кроме мигрени… 
Гиперактивный малой скачет по дому, снося все на своём пути, пытаясь изменить устройство устоявшегося мира моих родителей. Он не знает, что прабабушка стоматолог. Я с трудом отлавливаю сына и прошу подойти и напугать бабулю широко раскрытым ртом, а бабуле говорю волшебное слово - нижний резец!
Я совсем не ожидала того, что произошло дальше! Бабушка как будто проснулась от летаргического сна, как красавица от поцелуя принца. Лицо ее озарилась и сделалось необычайно красивым от света ее глаз! Не прошло и нескольких секунд, как нижний резец был в руках бабушки, а ребёнок даже сразу не заметил отсутствия зуба. А когда все понял, сказал, что он теперь знает, что у нас живет зубная фея, которую злой колдун превратил в старенькую бабушку, за то, что она забрала у колдуна зубик, а подарок не дала.
С тех пор, при каждом удобном случае, я стала показывать бабушке зубы и обсуждать проблемы их лечения, а проблем было много. И с удовольствием слушала бабушкины рассказы.
Бабушка родилась в Рязанской области, а когда началась война, ей было всего восемнадцать лет, диплом медучилища она получила досрочно. Работала фельдшером на железнодорожной станции, там и познакомилась с дедушкой, который тогда воевал и был на этой станции проездом. Потом была долгая переписка, а после войны он вернулся на эту станцию, сделал ей предложение и увёз в Киев.
Работая на станции, моей, юной на тот момент бабушке, приходилось лечить абсолютно все. Через станцию проходили эшелоны с ранеными, и бабушка бежалала им на встречу, старшие коллеги останавливали ее, но она, казалось, ничего не боялась. Особенно меня поразил один случай. Бабушку вызвали на роды в глухую деревню. Пока она добралась в деревню, что тоже было нелегко, так как линия фронта проходила относительно недалеко, у женщины было уже полное открытие шейки матки. Ребёнок был в поперечном положении. Бабушка выполнила внутренний поворот плода на ножку, извлекла ребёнка и реанимировала его с помощью двух вёдер с водой - холодной и горячей! Далеко не все врачи акушеры в наше время могли бы похвастаться таким! Она выполняла это впервые! Ребёнок рос и развивался абсолютно нормально и благодарные родители, державшие корову, несколько лет подряд, пока бабушка работала на станции, регулярно привозили ей парное молоко.
На железнодорожной станции был также стоматологический кабинет, где бабушка проводила все свободное время, так как работа врача стоматолога казалась ей каким-то волшебством.
После войны бабушка окончила стоматологический факультет мединститута и работала уже в Киеве, куда увёз ее дедушка - прекрасный принц с василькового цвета глазами, как в сказке. Они жили на Крещатике, в просторной квартире, где дети могли ездить по комнате на велосипеде.
Под бабушкиным кабинетом всегда собирались очереди. Люди просили - запишите, пожалуйста, нас к той молоденькой девочке! И в регистратуре не удивлялись, хотя ей на тот момент было уже за сорок.
Жаль, что когда мне понадобилась серьезная помощь стоматолога, бабушка уже не работала. И пока я нашла своего зубного доктора у меня случилось очень много неприятных историй с зубами, потому я очень ценю профессионализм и деликатные руки доктора, как у моей бабушки.
К сожалению, бабушку отправили на пенсию принудительно, когда она ещё очень хотела работать. После этого она сильно сдала, потеряла интерес к жизни, все перестали звонить ей, кроме близких, привычного круга общения не стало.
Она была хрупкой, до мозга кости интеллигентной, сидеть на лавочке и обсуждать кого-то было совсем не в ее природе. У неё был спокойный, мягкий характер, она никогда не повышала голос, но могла тонко и остро ответить.
После смерти дедушки, квартира опустела.
В молодости у неё часто бывали гости, и когда они уже переступали порог, она тут же умудрялась быстро приготовить какой-то простой десерт, «ex tempore» - как она его называла. Я в детстве думала, что «ex tempore», это название десерта, только изучая латынь на первом курсе, я узнала, что это означает  - по мере надобности, термин, принятый в фармацевтической практике для обозначения лекарственных форм, изготовляемых непосредственно в аптеке по рецепту врача для конкретного пациента. И хотя у бабушки и не было так много времени на кухню, ей чудесно удавалось готовить как простые блюда, так и разные шедевры, такие как "Наполеон", который она всегда пекла к дням рождения членов семьи.
Она была красивой и с точеной фигуркой, одевалась женственно и со вкусом, я в детстве обожала перебирать ее чемоданы с крепдешиновыми платьями. А ещё, она все хранила и ничего не любила выбрасывать. Особенным сокровищем, мне казались медицинские чемоданчики с кучей маленьких коробочек с разными борами и зеркальцами и другими изящными инструментами, керамическая ступа для приготовления различных лекарственных форм, маленькие медицинские весы. А чего стоили журналы «Здоровье», которые я с удовольствием читала в подростковом возрасте.
У бабушки было много комнатных цветов, но любимым был гиппеаструм, он цвёл один раз в год для неё - всегда на 8 марта. А когда она уже не могла жить одна и родители забрали ее к себе, цветок перестал цвести. И пропал когда она умерла.
Бабушка умерла ранним утром, на 88 году жизни, 22 июня, в день начала войны, тихо и не доставляя никому хлопот. Мама, уже после смерти бабушки нашла свидетельство о ее рождении, и оказалось, что она моложе на год, чем в паспорте. Как так случилось, до сих пор загадка. Она хранила эту тайну всю жизнь. И имя у неё было волшебное.
Ее звали Любовь.