обзор Сборник авангардной поэзии

Владимир Кромкин
   Перед новым 2022 годом был издан ЁЇ [Сборник авангардной поэзии] / А. Щедринский, С. Гуляев, Е. Запорожан, Д. Майданюк, С. Белкин, И. Нехаенко Одесса, А. Мельник – О: Айс Принт, 2021. – 176 стр. ISBN 978-617-696-561-9.
   Была презентация, были выступления авторов, аплодисменты слушателей. Вроде, все как обычно. Необычным было лишь то (на чем никто не акцентировал внимание), что это был ЕДИНСТВЕННЫЙ сборник авангардной поэзии на всей российско-советско-постсоветской территории за все время ее более чем векового существования! Были издания авторов-модернистов, публикации авангардных подборок в журналах, совокупность сборников смешанной поэзии, но именно такой - ОДИН!
   Сейчас не буду конкретно останавливаться ни на его авторах, ни на их стихах. О них еще будут писать диссертации. Отмечу только общее впечатление.
   Начиная от поэзии, которая не укладывается в рамки известных определений, вырываясь за границы авангарда и модернизма, до оформления и даже названия - ЁЇ. Такое краткое, но выразительное, оно уже только, казалось бы, в довольно редко используемой букве несет многослойность и многозначимость. Сравните две фразы: "ВсЕ выпили" и "ВсЁ выпили". Всего-то две точки, а какой трагический поворот сюжета.
   Продолжая тему ризомы, тему изучения сборника, мы уже не осознаем, как через краткий эпиграф, несущий в себе зародыши многочисленных ответвлений одушевления неодушевленного, "джинна забвения", "не знал..различные..", "вышел.. и не вернулся..", погружаемся в неизведанный и загадочный, алхимический мир, позволяющий воспринимать вещи на поистине тонком уровне, на котором ярлыки и обозначения временно исчезают и тонкая и исполненная взаимосвязей природа этих вещей сияет в полную силу.
   И здесь не только фундаментальная мощь стихов, их звучания, но и фантасмагорическое оформление, включающее различие шрифтов, расположений строк, обилие рисунков, которые сами по себе могут составить отдельный потрясающий альбом, и многое другое, не поддающееся описанию и анализу.
   Главная опасность, подстерегающая на пути поэзии или любого другого духовного искусства, – это превращение их в банальность, в рутину. Стихи же этого сборника прекрасны именно тем, что представляют собой бесконечную череду удивительных тайн и открытий, а сам сборник похож на сад, где произрастают «странные растения и загадочные цветы».