Сила искусства

Лев Дроздов -Лад
В дорогом ресторане так людно,
Южной ночью в разгаре концерт.
Блещут свежестью дамы и блюда,
Тут кругом эмигрантский акцент.

Он желанно картавит на сцене
В черном смокинге, залу пленя
Сильной песней о нежной сирени,
Что каблук раздавил не храня,

Голос пел о Душе на заклании,
Жизни мену на скрипки игру,
О слепом из любви обожании,
Всепрощающем мерзость в миру!

В ней карьеру сгубила Актриса,
К алтарю всё что есть вознесла
В чарах Музы скрипки Нарциссу,
За которым грехов нет числа.

Дарен Богом талант не во благо им,
Зло и Пошлость объели в «Зеро»
Крепость Чувства с белыми флагами,
Что глядятся и мертво, и серо.

Пусть цыганский мотив Сарасате
Скрипка в кровь кокаином введет,
Хоть в забвении на жизни закате
Боль потери Любви к ним дойдет.

Песня смолкла. Бисы и кулисы…
Тут к маэстро ворвался скрипач
И готовая к стычке жена и актриса,
Но как чудо ей был мужа плач.

06.01.2022, Красногорск



Сюжет взят из дневниковых воспоминаний певца Александра Вертинского:

Певец был на гастролях в тридцатых годах 20 века в Румынии, и в ресторане стал свидетелем концерта известного в то время румынского скрипача Владеско, который сказочно играл и тем произвел впечатление на А.Вертинского, но в жизни, как выяснилось по рассказам его друзей, тиранил и даже иногда бил и прилюдно свою всегда сопровождавшую и глубоко любящую его жену, бросившую сцену из-за него и  ранее очень известную оперную певицу и актрису - Сильвию Тоску -, отдавшую ему все свое состояние и любовь. Она ему прощала и бытовые издевательства, и измены за его уникальную скрипичную игру, особенно за исполнение скрипичных цыганских композиций авторства Пабло де Сарасате.
После успешного выступления на этом ресторанном концерте, Владеско опять прилюдно унизил своими действиями жену на глазах зала.  Александр Вертинский, потрясенный контрастом чувственного скрипичного исполнения и душевной чёрствости музыканта в бытовой жизни, создал в 1927 г. песню об этой паре ("Концерт Сарасате"): ее любви и его чудовищности, о первичности гуманного начала в искусства и отрицании взгляда на него, как на средство порабощения человека:
 
«Ваш любовник скрипач. Он седой и горбатый,
Он вас дико ревнует, не любит и бьет…»

Позже через три года, в Берлине певец узнал, что на его концерт придет тот самый Владеско, который якобы услышал, что будет исполняться песня о нем, как он играет на скрипке произведения П. Сарасате.
Во время своего исполнения Вертинский своей песней прилюдно обличил ничтожество души Владеско.
После концерта было их объяснение и там же бурная сцена прозрения скрипача. Позже по рассказам очевидцев, скрипач изменился, а его любовь и признательность к жене вернулись.
Так искусство А.Вертинского открыло скрипачу глаза и сердце, и вернуло душу.