Гражданская война. Горцы Кавказа. ч. 3 Колонизация

Демидов Андрей Геннадиевич
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ГОРЦЫ КАВКАЗА

исторический очерк
(обработка отрывка из романа «Сталинградские сны»)

Часть 3. Колонизация 

С адатами горцев соперничал ислам. Исламизация шиизмом народов Северного Кавказа началась с первых арабских военных походов и арабских проповедников в Дагестане в VII веке. Исламизация растянулась на 1000 лет. Она велась насильно с XVI века иранцами, включая депортацию на Кавказ шиитов. Ислам очень медленно через аварских и кумыкских мулл за несколько столетий из Дагестана распространился в Чечню, завершив процесс в XVIII веке, как раз к началу завоевания Кавказа Россией. Ингуши, будучи ещё в XIX веке христианами и язычниками, исламизировались очень поздно, — в конце Кавказской войны через чеченских и кабардинских мулл суннитского толка.

Черкесов несколько веков обращали в мусульманство турки и крымские татары, но к моменту завоевания Кавказа царскими войсками лишь черкесская знать и черкесские торговцы являлись мусульманами. Священную войну против российского империализма — газават возглавляли когда-то религиозные лидеры: Гази-Мухаммад, Гамзатбек и Шамиль. Имамы не только организовали сопротивление российскому империализму в горах Дагестана и Чечни, но также провозгласили имамат. Кроме всего Гази-Мухаммад, Гамзатбек и Шамиль насильственно депортировали мусульманские общины, которые отказывались жить по исламскому праву и присоединяться к священной войне.

Ислам проникал на Северный Кавказ и с севера, — со стороны Золотой Орды, где на последнем этапе он являлся государственной религией, а затем через осколок Золотой Орды — 200-тысячный тогда ногайский кочевой народ.
Другой источник исламизации Северного Кавказа — Московское царство, а затем Российская империя. Первый русский царь Иван IV Грозный принимал присягу горцев, ногайцев на Коране. Петр I уравнял православие и ислам под управлением государственно ведомства и разрешил издать Коран на русском языке. Он также разрешил открыть мусульманскую типографию и учебные центры.

Екатерина II, в которой русская кровь вообще отсутствовала, манифестом даровала мусульманам свободу вероисповедания, строительство мечетей и мусульманских школ. Под эгидой императрицы немецкие правители русских создали организацию по управлению мусульманами Поволжья и Сибири во главе с муфтием — Оренбургское магометанское духовное собрание. Оно распространяло свою власть на мусульман Северного Кавказа. При такой любви к мусульманам имперские проповедники несли ислам горцам уже с опорой на российские штыки. Несмотря на объединяющий момент ислама для «ущельно-общинной» психологии горцев, ислам проявил себя агрессивным противопоставлением мусульман, особенно «истинных мусульман» другим жителям региона.

В основе мусульманского канонического права лежит шариат: коран, суннет — предания, и фетвы — решения законов. Руководствоваться другими основаниями в жизни запрещалось. Шариат охватывал религиозное, гражданское и уголовное право, определял судопроизводство, отдавая его в руки кадия, определял вопросы войны и мира, определял государственный строй.

Главой мусульман являлся имам, совмещающий верховную духовную и светскую власть. Светский правитель в мусульманской стране не предусматривался. После падения арабского халифата главой мусульман считался турецкий султан. Власть муллы являлась безграничной.

Мусульманские законы делили мир на две области — область мусульман и область войны, то есть немусульман. Шариат предусматривал войну за веру — джихад и набеги — газават. Право земельной собственности основывалось на завладении. Всякий имел право возделывать пустующую землю. Светские юридические права на землю шарит не признавал. Земли делились на земли принявших ислам до завоевания по собственному желанию, завоёванные земли, доставшиеся победителям, и ещё не захваченные земли, обрабатываемые мусульманами — дару-л-ислам. Допускалась передача земли в пользование, но не в собственность, так как земля — собственность Аллаха. Шариат понятием «кысас» — возмездием и «диет» — выкупом, выплачиваемым родственникам, санкционировал кровную месть.

Важную роль в жизни горцев играли шейхизм и мюридизм. Мюриды — верующие, аскетическим образом отрекшиеся от земных благ и личной воли ради сближения с божеством. По учению суфизма шариат является только первой ступенью благочестия. Далее следует магометанская практика аскетизма — тарикат. Тарикат имеет несколько ступеней. Второй ступенью является тарикат — путь, когда у мюридов появляется наставник, святой старец — имам, шейх. Шейх, в котором нуждаются простые мюриды, является посредником между мюридом и богом и воплощает волю божью. Он может требовать полного повиновения. Только став мюридом, можно дойти до марифат — познания, самому стать шейхом, познать истину — ханыкат.

Главными путями — тарикат, связанными с именами четырёх халифов, являлся накшубардийский, кадырийский, джантурийский и «великий путь». В Чечне и Дагестане распространился накшубардийский и кадырийский тарикаты.
Мюриды занимались молитвами, нравственным совершенствованием, отказывались от всего, что соблазняет человека на этом свете: женщины, богатство, величие, отказывались от своей воли, будто они и не существовали на свете. Освободившись от потребностей и желаний, становились смиренными, ниже всякой твари, избегая общества и всего мирского. От мюрида требовалось привязаться сердцем к шейху, поскольку считалось, что если у человека нет шейха, то шейх его — дьявол, и тот, кто не имеет проводника по жизни, проводником ему служит собственное тело и похоть.

Высшая цель мюрида — уничтожить себя в боге и существовать одним божеством. Истинный шейх своим примером показывал мюриду путь к ханыкат — истине.
Шейхизм и мюридизм неразрывно связывались с ростовщичеством и торговым капиталом. Странствующий монах — дервиш, дающий крупные суммы в долг под очень высокие проценты, считался нормальным явлением в Чечне, где капиталистические отношения совмещались с духовными вполне естественно.

Высшей точки мюридизм достиг при Шамиле, создавшем в горах Чечни и Дагестана имамат — религиозное государство поверх феодальных и родовых барьеров, с опорой на денежное хозяйство. Шамиль обладал таким авторитетом шейха, что его мюриды проводили депортации целых чеченских и ингушских селений, отказывающихся принимать участие в джихаде и газавате, а их земли передавались шейхам и мюридам.

Главным врагом горцев на Северном Кавказе стали терские казаки — физическое воплощение российского империализма. Казаков-терцев к 1917 году насчитывалось 380 000 человек на 636 000 туземцев-горцев.

Терские казаки, едва не расказаченные при Петре I, Екатерине II и Павле I из-за своих низких боевых качеств в сравнении с появившейся регулярной пехотой и кавалерией, снова понадобились российским императорам во время колониальной Кавказской войны 1817 — 1864 годов, когда после действий регулярной армии горцы превратились из врага внешнего во врага внутреннего. Казаки стали при них надсмотрщиками. Отнимая у горцев лучшие земли, правительство депортировало, то есть принудительно переселяло на эти земли казачье население. Казаков принуждали бросать свои обустроенные места, что вызывало сопротивление.

Сама же история казачьего землевладения — это история расхищения войсковой земли и земли горцев, на которой российские императоры сжигали аулы, грабили, истребляли жителей, откуда население бежало в Турцию или его депортировали в горы. Русские казачьи поселения и земли вклинились в земли и поселения горцев Кабарды, Ингушетии и Чечни по долинам рек Терек и Сунжа, представляя собой вооружённые лагеря на вражеской территории. Казаков против их воли российские империалисты приставили к горцам как надсмотрщиков, живущих за их счёт и на их же земле.

Войсковой состав казаков, служивших за право владеть паем войсковой земли по Тереку, разделялся на подготовительный — с 17 лет обучение на лагерных сборах, строевой с 21 года, состоящий из трёх разрядов: основной, льготный, и запасной с 33 лет. В 38 лет казак увольнялся со службы и становился ополченцем. Первый разряд состоял на постоянной военной службе до увольнения на «льготу», второй — льготный разряд состоял на службе, но жил дома, третий разряд с 33-х лет — запасной.

В 1870 году на территории Терского казачьего войска, захваченной у горцев, возникла и частная, вневойсковая собственность на землю — офицерам и казачьим чиновникам правительство предоставило возможность выбрать себе в собственность участки общей площадью 120 000 гектаров, куда входили наиболее ценные и лесные участки.

Если рядовым казакам войсковая земля выделялась во временное пользование за службу, то офицерам и генералам отныне она выделялась в частную собственность вне зависимости от службы. Они могли ей распоряжаться как угодно. Таким образом казачье единство и общность оказались серьёзно подорваны, что не могло не сказаться в будущем. Когда в революцию от простых казаков офицеры потребуют остаться верными долгу, им припомнят, что офицеры уже не казаки, а просто помещики в погонах.

Казачье офицерство, дворянство и помещики, получив царской волей земли на Северном Кавказе активно закладывали и продавали полученные задарма земли. Из 562 офицерских участков Терского войска, общей площадью 103 000 гектаров, с 1860 по 1880 годы собственники продали, передали в пользование неказакам 219 участков — 38 000 гектаров, то есть 40 процентов всей войсковой терской земли, закреплённой в частной собственности.

На плоскости наиболее многоземельным являлся Кизлярский район, где на одного терского казака выделялось 26 гектаров. Налоги казаки не платили. Годовой станичный сбор не более 1 рубля. 1/3 своей земли — 565 000 гектаров казачье население сдавало горцами в аренду. Остальную землю казачество обработало феодальным образом с помощью батраков и арендаторов через систему вспольщины, когда аренда составляла половину урожая, или при помощи отработок, когда земля обрабатывалась арендатором за предоставление ему другого участка.

Результатом завоевания российскими колонизаторами с помощью армии и казаков богатейшего Кавказа явилось его... запустение...

Огромные культивированные пространства, прежде занятые многочисленными горцами, оказались брошенными. Казачество и царское правительство оказались совершенно неспособны для миссии внесения культуры. Дело в том, что для использования казачества в качестве тупого орудия подавления стремления народов Российской империи к свободе, российским правительством в казачьих областях искусственно задерживалось просвещение, самоуправление и культурный рост. Казак имел землю и не должен был лезть в инженеры. Его задача по мнению немецких императоров русских — произвести некое количество казачат, оставаясь на роли стражника и полицейского царизма, с вбитой в голову, как и военная муштра, преданностью вере, царю и отечеству.

Из многомиллионных доходов Терского войска, состоящих наполовину из сдачи в аренду земли, «посаженной платы», которыми распоряжалось военное министерство, только 16 процентов направлялось на образование. 6 процентов бюджета шли на медицину и ветеринарию. В качестве тупого и покорного орудия политических репрессий и внутреннего усмирения разных народов Российской империи казачество одержало больше побед над безоружными людьми, чем над внешним врагом.

В длительной войне героизма и отчаяния горцев с регулярными российскими войсками и казаками за свою землю, горцы были жертвами, а армия и казачество, вторгнувшиеся в земли горцев — орудием колониализма, затем капитализма, в большей степени не русского, в Западного.

Это обусловило то, что до 1917 года и позже, национальный и земельный вопрос между аулом и станицей решало оружие и подкуп центральной российской властью горской верхушки покорённых народов.

В результате, после отречения императора Николая II от власти казаки оказались в Терской области между трёх огней — между горцами, иногородними и капиталистическими элементами купечества и предпринимательства. Казачьи привилегии существовали на Тереке при императорах не потому, что они действовали для казаков в других частях империи, а потому, что неказачье население на Тереке, горцы и даже капиталисты, ущемлялись в правах, лишались в казачьих областях тех прав, которые действовали для неказаков во всех других частях империи.

Роль культуртрегеров и просветителей Северного Кавказа, в частности, и Кавказа, вообще, немецкие императоры русских решили возложить не на казаков, не на русский народ, умышленно содержащийся в невежестве, а на... немцев...

История немецких колонистов на Кавказе яркая иллюстрация расистской сути отношения к русским и тем более к горцам российской власти во главе с императорами-царями немецкого происхождения, начиная с Екатерины II — натуральной немки, до Николая II в котором присутствовала всего 1/256 часть русской крови.

Когда после свержения царя Николая II на Северный Кавказ из столицы приехали депутаты Государственной Думы Караулов с чеченцем Чермоевым и сообщили о произошедшем крушении империи, стало понятно, что немцы и казачество лишились поддержки российской армии, жандармов и полиции. Казаки поняли, что горцы станут требовать свою землю назад. Тогда казаки вместе с теми горцами, которые 60 лет до этого помогали российским императорам и казакам закабалить горские народы, создали Терско-Дагестанское правительство.

Терско-Дагестанское правительство состояло из членов Центрального комитета Союза горских народов и казачьего Терского войскового правительства. Казачьи полковники и офицеры призывали горцев разделить с казаками земли иногородних, одновременно они же толкали иногородних и горожан на Чечню.

В Терско-Дагестанское правительство вошли чеченский миллионер Чермоев — сын царского генерала Чермоева, российского дворянина, кумыкский князь Капланов, генерал Голощапов — командующий Терским казачьим войском, черкес Коцев, ингуш Джабагиев — сын царского полковника Джабагиева, российского дворянина. Воинская сила Терско-Дагестанского правительства кроме казаков состояла из частей правительственной Туземной дивизии генерала Половцева, стоящих в Грозном, Владикавказе, Пятигорске, а также полков волжских казаков, расквартированных у Минеральных вод. Горцы после отречения Николая II от власти с радостью встретили заигрывание с ними казачества и размежевание русских сил, когда русских стало возможным бить по раздельности.

Среди горцев Северного Кавказа и Дагестана большевиков тогда имелось единицы — в Осетии — Мамсуров, в Дагестане — Дагадаев, Кармасов, в Чечне — Шерипов. Более ли менее значимые организации большевиков существовали только в Грозном, Владикавказе и Пятигорске.

В Осетии с октября 1917 года действовала революционно-демократическая партия «Кермен», по имени легендарного героя из Куртатинского ущелья. Когда-то раб Кермен, рождённый от незаконной жены богатого алдара из семьи Тлатовых, погиб в борьбе против Тлатовых и других алдаров за свою землю.