Основные отличия Поэта от рифмоплёта

Даниил Галицкий
     Длинные Новогодние праздники..... Делать особо нечего, поэтому есть возможность наконец-то  написать статью о том, о чём я уже давно задумывался и сделал определённые выводы....
    Основным побудителем к написанию статьи  стали результаты последнего «Турнира поэтов», а точнее – результаты голосования, в котором большинство обитателей сайта «Стихи.ру» (далее – Сайт) умудрились разглядеть поэта в авторе, который, похоже, не в состоянии чётко связать одной смысловой линией даже пару предложений в прозе, не говоря уже о паре строк в катрене. Однако данного «поэта» очень активно и своевременно пропиарили весьма «уважаемые» в определённых творческих  кругах люди, да и регалий у него  был «воз и маленькая тележка», поэтому заметить, что этот «поэт» («поэтесса»)  - совсем не Поэт, никто не смог. Все были настолько очарованы сногсшибательным творчеством данного автора, что единственное, на что хватило мозгов радостно за него проголосовавших обитателей Сайта, так это на то, чтобы немного усомниться в правильности  «политической» линии, отражённой в некоторых его произведениях.
     В связи с изложенным, вот как раз для таких ребят я хочу написать, как отличить настоящего Поэта от обычного рифмоплёта.

     Итак, начнём: признак Первый – отсутствие на авторской страничке Поэта огромного творческого багажа.
     Потребность у рифмоплёта что-то писать – неизлечима. Он живёт по принципу: «Ни дня без строчки!», поэтому за короткие сроки создаёт множество произведений, в большинстве своём имеющих цену «копейка за мешок». Впрочем, термин «создавать» в данном случае неуместен. Это великие поэты создавали великие произведения с помощью неимоверного труда: по многу дней обдумывая идею произведения, формируя его смысловую линию, определяя положения  «ключевых» строк и т.д..  Т.е. Поэт вынашивал  своё произведение, как  ребёнка, и только потом приступал к технической реализации всех своих наработок. Почитайте на досуге дневники того же Александра Сергеевича Пушкина, в которых  подробно отражён  «творческий процесс», в ходе которого Поэт, бродя часами по тенистым аллеям сада, только придумывал идею будущего произведения, а уже реализовывал он эту идею в течение многих месяцев, сидя в уютном кабинете.  Или посмотрите, как художники создают свои шедевры живописи, сколько они пишут набросков, этюдов, портретов, сколько времени проводят в размышлениях о месте того или иного элемента (персонажа) в будущей картине. То же самое и в поэзии. Невозможно создать действительно хорошее стихотворение, просто сев за стол и накарябав что-то в течение пары часов, как это делают рифмоплёты. Оправдания из серии: «муза посетила», «душа поёт», «поэт видит сердцем» и т.д. являются обычной  ахинеей, поскольку полноценное качественное стихотворение   на 90%  - это результат долгого и упорного умственного труда, и только на 10% - таланта.  "Стихи", написанные по иным лекалам, обычно являются результатом регулярных озарений (припадков) у  любителей витиеватых, ничего не значащих фраз. Для творческого труда нужно ВРЕМЯ, а вот его-то как раз нет. Подумайте сами: когда вы работаете каждый день на тяжёлой работе, то регулярно приходите  уставший и злой домой к семье, в которой каждому нужно уделить внимание. И тогда  вам уже точно к ночи будет не до стихов, поскольку в ваших мозгах полный винегрет, и безумно хочется спать. И когда же тогда  вам заниматься своим творчеством? Для творчества вам  остаётся лишь  время в электричке по пути на работу или с работы, или редкие часы, когда ваши близкие уехали на дачу, ушли в магазин и т.д. И дай вам Бог написать хотя бы десяток стихотворений за год при такой жизни, пока дети не повзрослели, а сами вы не стали неработающим пенсионером. Большинство авторов  Сайта живут именно по такому графику, и если у автора получается писать более полусотни стихотворений в год, то это означает, что он – либо рифмоплёт, либо бездельник, сидящий на шее у кого-либо и потому априори не приспособленный к творческому созиданию и мыслительному процессу.
     В связи с этим настоящий Поэт имеет сравнительно небольшой творческий багаж (не более пары сотен стихотворений), на создание которого ушёл добрый десяток лет. Кто-то мне возразит, что на Сайте встречаются замечательные авторы, имеющие в своём творческом багаже многие сотни стихов. Не спорю, есть такие. Но только свои сотни стихов они создавали в течении многих и многих лет, ещё задолго до появления Интернета, да и сами они весьма и весьма преклонного возраста. Кроме того, как водится, у таких плодовитых авторов зачастую на один хороший стих приходится три неудачных, написанных в качестве  «эскизов» или в часы душевных мук по рифмоплётским  лекалам. Однако следует отметить, что это всё-таки Поэты, а не рифмоплёты, наподобие молодых и не очень «гениев», «принцесс», «царевен», «гуру» и прочих "мегазвёзд" Сайта, которые (по их же выражению) «думают стихами».

     Признак второй – отсутствие на странице Поэта перечня его заслуг, регалий и званий в области литературы.
     В данном случае на Сайте наблюдается то, что вполне можно назвать «полный абзац». Поясню. Заходишь на страничку к очередному «гению» или «королеве» Сайта и читаешь там следующее авторское резюме: «Член 15-го российского союза писателей, 20-кратный лауреат кубка Курляндии, победитель открытого чемпионата долины реки Ганг по русской словесности, суперпупермегаэксперт "Всероссийского литературного объединения  Поэтов-алхимиков из секты преподобного Василия Крыжопольского», руководитель поэтического движения «Великие люди с улицы Барменталя города Заурюпинска Чукотского автономного округа и т.д., и т.п.».
     Вопрос о ранге, авторитетности и заслуженности всяких «званий и наград» ( как, впрочем, и об уровне и  легитимности мероприятий, благодаря которым данные звания и регалии получил  тот или иной автор) заслуживает отдельного обсуждения. Однако хотелось бы отметить следующее: авторы, пишущие действительно отличные стихи, зарабатывают свой авторитет выдающегося сетевого Поэта именно своими стихами, а не чем либо ещё.  В реальной жизни они уже могут быть почётными и многократно заслуженными Поэтами, пользующимися известностью не только в литтусовке, но и в народных массах,  имеющими сотни публикаций в действительно  авторитетных литературных изданиях и получающими гонорары за свои произведения, но информацию обо всех этих достижениях на своей страничке Сайта они никогда не выкладывают, ограничиваясь  биографическими данными (родился, работал и т.д.), или вообще не сообщая о себе никаких сведений. Т.е. они предлагают читателю оценить свои стихи  с позиций человека, над мнением которого не висит дамоклов меч литературных чинов и званий автора.
     Кроме того, существует замечательная пословица: «Талантов нужно продвигать, а бездари сами пробьются». Действительно, Поэты редко бывают  успешными «менеджерами от поэзии»: все их силы направлены на творческое созидание, а не на деятельность по продвижение своего «творческого наследия». У них на это зачастую просто нет ни времени, ни сил.
     Совсем по иному ведут себя рифмоплёты, вдруг вообразившие себя Поэтами. Эти будут пытаться влезть «в жопу без вазелина» везде и всюду:  в редакциях всевозможных литературных изданий, на поэтических вечерах, в разных окололитературных сектах (простите, сообществах), каких-то мутных поэтических конкурсах, информацию о которых они добывают с рвением золотоискателя,  на встречах с какими-нибудь мнимыми или заслуженными авторитетами в мире отечественной поэзии (пусть даже районного уровня) и т.д. И что самое противное, они ведь добиваются своего, о чём тут же выкладывают подробнейшую информацию не только на страничке Сайта, но и по максимуму  в сети Интернет (особо одарённые умудряются даже завести свою страничку в «Википедии»).
     К слову, у рифмоплётов вполне хватает времени и возможностей организовывать как раз конкурсы для себя и себе подобных. При этом чужакам на такие конкурсы проход закрыт.  Немного организаторской суеты, чуть финансовых вложений, и вот уже судьями на этом конкурсе становятся очень даже авторитетные (без иронии) в литературных кругах критики, которым, пусть и из дерьма, но приходится в итоге выбрать стихотворение-победителя Конкурса, о чём тут же на страничке автора данного стихотворения появляется соответствующая запись (регалия).....

     Признак третий – необычный взгляд Поэта на окружающий мир.
     Это, наверное, основной признак, по которому можно узнать Поэта, и выявляется он как при личном  общении с автором, так и при прочтении  его стихов.  Так, например, рифмоплёт может сколь угодно долго щеголять в своих творениях «яркими и неповторимыми» образами, которые в действительности можно охарактеризовать одним выражением: «бред сивой кобылы». Однако приведи такого в незнакомый маленький двор, спрятавшийся от шумного проспекта за стенами «сталинок»,  он оглядится  вокруг и спросит: «И чё?».
     Совсем по другому поведёт себя Поэт. Он увидит и расскажет историю этого двора, состоящую из множества отдельных этюдов: портретов людей, которые жили в этом дворе, судеб этих людей, их будней, трагедий и радостей..... Даже простое дерево, одиноко стоящее во дворе, представит для Поэта свою историю. Естественно, всего того, что увидел Поэт, на самом деле никогда могло и  не быть, но само воображение Поэта рождает эти истории, чтобы потом они нашли своё воплощение уже в литературных произведениях. При этом следует отметить, что "история" будет отражена в произведении Поэта таким образом, что даже будучи написанной самым что ни на есть простым языком (чуть ли не на уровне примитивизма) сможет заставить человека, прочитавшего стихотворение, погрузиться в него,  многократно задуматься о его смысловой составляющей, банально запомнить его содержание....
     Рифмоплёт таким взглядом не обладает. Он может всего лишь изощряться в создании нелепейших образов, никак не связанных  с реальным миром, поскольку создаваемые им  образы производятся  по методу скрещивания «ужа с ежом», «говна с сахаром» и «обезьяны с медузой». Получающаяся в результате белиберда непонятна не только тем, кто читает его «стихи», но и зачастую ему самому. Впрочем, находятся в немалом количестве и те, кто что-то находит в таких стихах, подобно экспертам, увидавшим когда-то глубокий потаённый смысл в «Черном» и «Красном» квадратах небезызвестного Казимира Малевича.
     Есть, правда и другая категория рифмоплётов, пишущих вроде и неплохо в соответствии с основными канонами классиков русской поэзии 19 века, но стихи которых просто "не цепляют". Причём такими рифмоплётами могут быть даже филологи и люди, прекрасно разбирающиеся в поэзии, но не имеющие именно тех самых  необходимых 10% таланта для того, чтобы действительно почувствовать Поэзию сердцем, увидеть её в повседневных буднях, в самом обычном предмете...

     Признак четвёртый – знание Поэтом наизусть большинства  своих произведений.
     Данный признак вытекает из первого. Как я уже говорил, каждое стихотворение – это не просто результат многих дней упорной работы, но и результат последующей его  шлифовки, устранения в нём явных или скрытых недостатков и т.д.  Представьте сами: вы создали стихотворение, которое кажется вам совершенным, свежим и ярким, и находитесь от него в полном  восторге. Вы чувствуете себя гением, которому подвластно всё, и на следующий день вы  вновь и вновь перечитываете это стихотворение, дабы насладиться им, как настоящий творец. И  вот тут-то "на свежую голову"  вы начинаете замечать в нём сперва незначительные, а  потом и совсем грубые изъяны. Вы снова и снова перечитываете своё стихотворение в целях поиска решений, направленных на устранение выявленных недостатков. Мысли о них не дают вам покоя ни на работе, ни в общественном транспорте, поэтому вы в конце концов находите нужные вам решения из десятков  разных вариантов и вносите изменения в  своё  стихотворение, в который раз про себя перечитывая его..... Да-да, не удивляйтесь, но вы уже давно выучили наизусть своё стихотворение в ходе его мысленной шлифовки.
     Я не знаю ни одного хорошего автора, который не проводил бы после создания стихотворения «работу над ошибками».  Даже величайшие Пушкин, Некрасов и Лермонтов не в состоянии были избежать этой нудной черновой работы, а уж простые смертные Поэты – и подавно. Поэтому, как ни крути, но настоящий Поэт обычно знает свои стихи наизусть. А вот рифмоплётов, которые набросав очередной «шедевр», даже не считают нужным задуматься о смысле и качестве своей писанины, мы зачастую наблюдаем в т.ч. и на «Турнире поэтов», читающими свои творения с листа бумаги....
     Можно, конечно, допустить вероятность того, что  давно не читая своих стихов, или просто  в силу возраста вы забыли частично текст какого-нибудь стихотворения, но участие в Турнире поэтов предполагает, что вы специально будете отбирать для Турнира свои произведения, а значит - и перечитывать их. В данном случае стихотворение легко вспомнить и прочитать без бумажки...

     Признак пятый - пустота  чёрного списка (бана) на страничке Поэта.
     Да-да, как ни странно, но это тоже отличительный признак настоящего сетевого Поэта. Поясню. Поэт пишет замечательные стихи и прекрасно понимает это. Он уверен в силе и качестве своих стихов, поскольку не раз наблюдал искреннюю человеческую реакцию на них простых людей (слушателей), их эмоции и пусть даже молчаливое, но восхищение, а не искусственно восторженное: "Ни хрена не понял, но какие образы!" от  каких-то "продвинутых" критиков и зазвездившихся авторов Сайта (далее - эксперды).
     О существовании последних Поэт тоже знает, как знает и то, что такие эксперды, наверняка могут подвергнуть нелицеприятным выражениям его творчество, объявив его старомодным (в лучшем случае).
     Когда такое происходит на страничке Поэта, то, будучи обычно  умным и образованным человеком, Поэт постарается аргументированно ответить на критику экспердов, чем вынудит их в итоге либо признать свою неправоту, либо заткнуться. Однако часто случается, что эксперд "включает быка", продолжая с настойчивостью барана гнуть свою линию и не обращая никакого внимания на аргументы оппонента, а потом и вовсе переходит в общении все "красные" линии, скатываясь на личные оскорбления с использованием ненормативной лексики.
     Поэт не станет вносить эксперда в "бан", здраво рассудив, что умные люди, почитав его стихи и  стихи эксперда, а также его с ним  переписку, сами способны на будущее сделать правильные выводы о каждом из них. Более того, многим это поможет снять т.н. "розовые очки" при взгляде на очередного, вроде бы уважаемого в литературных кругах, эксперда с кучей регалий.
     А вот рифмоплёт постарается внести критика своего творчества сразу же в чёрный список. Ещё бы: кто захочет, чтобы твоё творчество не просто назвали хренью, но ещё и грамотно обосновали это? Кто захочет, чтобы все по твоему спору с умным оппонентом  увидели, что ты - обычный зазвездившийся графоман, не способный связать одной смысловой линией и пары строк, да ещё и редкостный самовлюблённый грубиян? Никто. (Правда, бывает, что особо одаренные (упоротые) рифмоплеты почитают подобное поведение за доблесть (даже название ему придумали - "эпатаж"), но это все-таки больше исключения, нежели повсеместное явление).
      Кроме того, рифмоплёты нутром понимают, что их "высокая" поэзия в сущности ничего не стоит и нужна только таким же авторам, как они сами, а подавляющему большинству людей их потуги на творческом поприще будут всегда параллельны.  Такую "поэзию" легко подвергнет аргументированной критике даже обычный, ничем не примечательный школьник, не говоря уже о  состоявшихся людях, разбирающихся хоть как-то в литературе.  Вот потому те рифмоплёты, которые чуть поумнее большинства своих собратьев и сестёр,  и вносят в "бан" всех  оппонентов от греха подальше.
 
    
     В данной статье я перечислил только пять, на мой взгляд основных, признаков, отличающих настоящего сетевого Поэта от обычного рифмоплёта. Существует ещё немало подобных признаков, и по мере возможностей в статью будут вносится дополнения, однако на настоящий момент в статье и так много букв, поэтому пока достаточно. Если кто-то знает ещё отличительные признаки Поэта от рифмоплёта, то прошу рассказать об этом в рецензиях к статье.
     До встречи....