Сибирские крылья. Отступление лирическое

Василий Дмитриевич Фёдоров
ОТСТУПЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОЕ

   Это отступление совершенно необходимо: разве можно, рассказывая биографию завода, забыть, что ему посвящал свои проникновенные строки большой советский поэт Василий Фёдоров? Ведь здесь, в цехах Иркутского авиационного, набирала силу муза автора поэм «Проданная Венера», «Седьмое небо», «Женитьба Дон-Жуана», лирических книг «Лесные родники», «Марьевские звёзды», «Дикий мёд», «Не левое сердца» и других, дважды лауреата Государственной премии, поэта, чьи стихи пользуются огромной популярностью и любовью советского читателя.

   В начале творческого пути Василий Фёдоров, наверное, на равных делил свою привязанность между авиацией и поэзией. Впрочем, сначала была авиация: «слова «по-чкаловскн», «по-громовски» уже слетали с наших губ, когда с путёвкою райкомовской явились мы в аэроклуб». Настоящие стихи пришли потом. Это было в ту пору, когда Василий Фёдоров трудился на Иркутском авиационном заводе.

   «Мастерская, где я работал старшим мастером, — вспоминает В. Фёдоров, — стояла на отшибе заводского двора. В неё стали наведываться сотрудники многотиражки — Василий Стародумов и Денис Цветков. Они приходили сначала к литейщику Алексею Куделькину, писавшему стихи и печатавшему их в многотиражке. Узнав, что я грешу стихами, они насели и на меня, затащили в своё литобъединение. Кроме стихов, по их заказу я стал писать для газеты очерки о рабочих своей мастерской».

   Заводская многотиражная газета много и охотно печатала молодого автора. «Я благодарен газете за то, что она поддержала во мне творческий интерес к литературе, помогла мне найти связь между поэзией и жизнью. Для меня сегодняшняя учёба в институте — это продолжение учёбы, начатой в цехах завода, где я работал мастером... Мне кажется, что имя мастера штамповочного цеха поможет мне стать мастером нештампованной поэзии», — писал Василий Фёдоров, учась в Москве в Литературном институте имени Горького.
 
   Коллектив завода имеет полное право гордиться тем, что дал крылья такому поэту, а Василий Фёдоров на всю жизнь сохранил признательность заводскому коллективу. Особенно ярко это проявилось в поэме «Седьмое небо». Пусть эта поэма о любви, о верности, о становлении человеческой судьбы, но она и о заводе, прототипом которого был Иркутский авиационный. Это поэма и о самом Фёдорове, который в далёкие 30-е годы поехал с друзьями на завод:

Себе и людям на потребу
Мы крылья ехали ковать.

   И всё это потому, что:

Летел через года тридцатые
Стремительный моторный век,
И захотела стать крылатою
Страна саней, страна телег.

   И стал завод большой любовью и гордостью поэта:

О, мой завод,
Ни вражьим лётчикам
С планшетками для наших карт,
Ни мрачным атомным наводчикам
Не дам его координат.
Но месту есть название точное.
В пути
С тайгой под облака
Громадилась Сибирь Восточная,
Неслась косматая река,
Взлетала,
На пороги сетуя,
Как птица синего пера,
Ещё в железо не одетая,
Ещё Твардовским не воспетая,
Но всё же в славе — Ангара.

   На жизненном пути пашей страны, нашей авиации Иркутский авиационный — маленькая, совсем крохотная, но веха. И все трудности создания таких вех оправданны, ведь:

Всё-таки вокруг
Людей крылатых
Стало больше!

*
Глава четвёртая «Первенец поднимается в небо». Главка пятая.  с.63-64.


   …Новый, 1941 год встречали весело, с песнями, гирляндами огней на ёлках, хотя днём отдыха тогда Новый год не считался. По иркутскому радио выступал первый секретарь обкома партии. Он рассказал о ходе выполнения третьего пятилетнего плана и, говоря о достижения тружеников Приангарья, заметил, что работать в новом году придётся ещё более напряжённо.
   А завод уже работал напряжённо и слаженно. Внедрён неукоснительный суточный график, о котором Василий Фёдоров в своей поэме «Седьмое небо» написал:

Здесь оборонный, здесь нешуточный,
Как будто мир уже горит,
Неумолимый график суточный
Над всеми смертными царит.

*
Глава шестая «Предгрозье». Фрагмент из главки «К новым рубежам». с.104.


Алла Алексеевна Чаркова
Книга «Сибирские крылья», Иркутск. 1983.