Глава -1 Тикси - морские ворота Якутии

Сергей Александрович Бабичев
Лена — одна из самых больших рек Сибири, относящаяся к числу крупнейших водных артерий мира.



Ни одна другая река в арктической Евразии не формирует подобную по величине дельту площадью более 32 тысяч квадратных километров. Дельта Лены — это целая сеть крупных и мелких проток, каналов и озер с более чем 1500 островов различной величины. Здесь Лена заканчивает свой бег к Северному Ледовитому.

Тикси
- Морские ворота Якутии. На якутском языке оно означает «место встречи, швартовки».Тикси находится за Полярным кругом, к востоку от устья Лены на берегу бухты Буо;р-Хая; — губа в южной части моря Лаптевых, к юго-востоку от дельты реки Лена. Длина — 120 км, ширина у входа — 110 км, глубина до 18 м. С востока ограничена мысом Буор-Хая.
Навигационный период здесь длится крайне мало — 2,5 месяца, в течение 9–10 месяцев море Лаптевых покрыто льдом толщиной до 1,5–2 м и более.Создан как один из пунктов Северного морского пути в 1933 году. Недалеко находится созданная в 1932 году полярная станция, а также созданная в 1957 году Полярная геокосмофизическая обсерватория «Тикси». Порт Тикси был основан в 30-х годах 20 века, когда советские суда начали регулярное плавание по Северному морскому пути. В августе 1932 года пароход «Лена» высадил на необитаемый берег первый отряд зимовщиков-строителей.

В годы Великой Отечественной войны через Тикси уже шли транспорты в Архангельск, Мурманск и Владивосток.

В послевоенные годы существования СССР роль Северного Морского пути ещё более возросла: на всём протяжении от Мурманска до Чукотки кипела жизнь – работали десятки мощных судов.
С 1959 по 1992 годы для Северного морского пути было построено 8 атомных ледоколов (и ещё один атомный лихтёровоз). 
 С 1967 года Тикси стал местом базирования Северо-Восточного Управления морского флота, связавшего транспортными сетями море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, устья судоходных рек Лены, Хатанги, Оленек, Яны, Индигирки, Колымы. Тикси стал одним из крупнейших, современных и высокомеханизированных портов Арктики.
Тундра. Берега просто завалены лесом, который выносит в море Лаптевых с Лены и её притоков.

 Речные танкера на рейде:

Океан

На перекрестке всех меридиан
Где ось земную можно взять руками
Здесь море Лаптевых. Ледовый Океан -
Играет с Ленскими лихими речниками.

Он может заморозить утопить
Отдать на растерзание медведям
И любит Океан с безумцами шутить
Строптивый норов урезонить людям.

Да! Человек становится сильней
Он строит мощные атомоходы,
Но Океан мудрее и хитрей
Вдруг стал теплей и лед уходит в воды.

Растаяли белесые поля
А в тундре мхом покрылся сизый камень.
Дай мудрость человечеству Земля!
Чтоб удержать нам в равновесье «Лед и Пламень».

© С.А. Бабичев 1966 год

Юный мореход
Кто в море не бывал,
тот Богу не молился!

Моё детство прошло на берегах далёкой и могучей Сибирской реки Лены. От босоногих сверстников я отличался лишь тем, что у меня были скрипучие кожаные сандалии, флотская форма с гюйсом и бескозыркой с лентами, которую я с удовольствием разрешал примерять своим сверстникам и даже иногда позволял брать её на ночь к себе домой. В среднем течении реки, где соединяются два мощных русла Витима и Лены мы бегали по каменистому галечному берегу находили плоские камни или пластины слюды и пускали по глади реки «блинчики». Мастером блинчиков считался тот, кто мог пустить камень, как глиссер, что бы не возможно было сосчитать сколько раз камень подпрыгнул над водой, прежде чем пойти ко дну, каждый прыжок считался блинчиком, а уж когда камень глиссирует то есть скользит по поверхности воды, то это уже не блинчик, а целый яблочный пирог.

Но не буду забегать вперёд, то есть вверх по течению реки и начну своё повествование с Заполярья!

Первая моя встреча с морем Лаптевых состоялась в двенадцатилетнем возрасте. В то время как мои одноклассники отдыхали в пионерлагерях и без дела бродили по посёлку речников, отец брал меня с собой в Арктическую навигацию.

Хотя речным регистром было категорически запрещено, брать на борт танкеров членов семьи в качестве пассажиров, а тем более несовершеннолетних за Полярный Круг.

Мне без особого труда удавалось провести проверяющих. Я был рослый, хоть и худой, но крепкий юноша и вполне сходил за практиканта первокурсника из речного училища. Мой отец, легендарный капитан Ленского пароходства работал тогда на ТР-2801 и брал меня с собой в Арктическую навигацию с определёнными требованиями.

– Так как ты ещё несовершеннолетний, я не могу принять тебя на работу, но чтобы не быть дармоедом и капитанским сынком, ты поступаешь в распоряжение боцмана и будешь выполнять все палубные, а так же авральные и швартовые работы.

Я естественно был безумно рад этому и гордился тем, что все называли меня юнгой. Я, конечно же, был уверен в том, что моё школьное сочинение на тему: «Как я провёл лето», будет самым лучшим. Ведь я тогда впервые увидел, как танкер буквально гнётся на огромных волнах посредине своей сто метровой длины корпусу. Не просто ныряет в морскую волну, а прогибается, со страшным скрежетом…

…Мы договорились с отцом не рассказывать  об этом приключении моей маме. Чтоб не беспокоить.



Однажды ТР-2801 пришёл  на Бар Яны и бросил якорь на рейде. Для тех, кто не знает, что такое Бар, а особо, для городских мажоров прозябающих в пивных барах, поясню, - Бар, это отмель, в море Лаптевых образовавшаяся из песка и ила выносимого рекой на протяжении веков. Из-за этой отмели крупнотоннажные танкера не могут войти в реку и ждут разгрузку в море, а точнее на Баре.

Мой отец, капитан А. К. Бабичев, услышал как его по  «Кама» вызывает стоящий неподалёку, в пяти - шести милях,  «Крокодил» – так речники называли громоздкие танкера, похожие на крокодилов.

– Александр Константинович, это тебя Будников беспокоит. У тебя подвесные моторы на шлюпках исправны?

– Конечно, исправны.

–В десяти милях в сторону берега есть песчаные отмели. «Броненосцы» рассказывают, что там рыба косяками стоит. Может, махнем завтра с утречка, проведаем? Я бы и сам смотался, да ехать не на чем шлюпочные моторы на ремонте.

–Посмотрим. Как погода будет…

Летним полярным днем, когда солнце катится по горизонту все 24 часа, понять, когда наступило утро можно лишь по стрелкам часов. И то если ваш циферблат разбит на 24 деления. Но так как все наши часы  с 12-часовыми циферблатами, можно ошибиться. То ли это 4 часа утра, то ли вечера. Именно в это время затрещала «Кама»:

–Ну что, рыбаки, готовы? Нас двое, и ваших четверо –  думаю, будет достаточно, чтобы невод с полной мотней вытащить, – смеялся Будников. 

– Ты давай не шути. Барометр падает, может шторм подняться, – ответил Бабичев.

–Какой шторм? Здесь же мелководье. Штормов сроду не бывает. Мы же быстренько, туда и обратно, – басил Будников.

Бригада рыбаков из четырех человек была готова уже с вечера. В нее вошли  боцман, помощник механика, электрик и я, 12-летний сын капитана Бабичева, ваш рассказчик, который всю ночь убеждал отца, что обязательно должен поехать на эту рыбалку.

Капитан настоял, чтобы мы взяли с собой провизию, брезентовые плащи и фальшфейера. Спустив шлюпку, мы подошли к соседнему танкеру, забрали рыбаков, невод, ружьё и направились в сторону берега, полоска которого виднелась на горизонте. Электрик начал рассказывать Будникову, что капитан у нас перестраховщик: заставил взять плащи, фальшфейера, продукты, когда на море полный штиль и едем мы на пару часов не больше.

 На голой песчаной отмели развернули невод и стали завозить его шлюпкой в море. В шлюпке осталось два человека: боцман и Будников. Внезапно налетел шквальный ветер, как это бывает только в Арктике. Песок буквально уходил из-под ног. Ощущение было такое, что отмель проваливается в море и вода через несколько мгновений поглотит нас. В голове промелькнула мысль, что точно так пришёл всемирный библейский потоп, и люди в панике бежали, не ведая куда. «…И когда род людской размножился и развратился, послал Бог потоп»!

– Главное не запаниковать и не упасть, иначе, ледяная вода сведёт судорогой и тогда уже не выплыть – мелькали мысли в голове.

На шлюпке заметили, как мы убегаем от воды к центру отмели. Будников бросил в воду конец от невода, боцман дал полный газ и направил шлюпку в нашу сторону. Мы уже были по пояс в воде, когда они подошли к нам. Переваливаясь через борт, я протянул Будникову конец веревки, намотанный на руку. Электрик начал кричать на меня:

–Ты же мог утонуть с этой верёвкой! Развели тут детский сад! Кто перед твоим отцом за тебя отвечать будет? Я не собираюсь!

Все остальные рыбаки оживились оттого, что я один догадался намотать веревку, и стали вытягивать невод. В мотне оказались две огромные нельмы. Боцман пропел:

«Врагу не сдается наш гордый Варяг…» и направил шлюпку в сторону танкера. Будников поблагодарил меня за спасенный невод.

С каждым мгновением  ветер с Ледовитого океана крепчал, а волны становились все выше и вскоре стали захлестывать через борт. Пошел дождь со снегом. Оба мотора заглохли, захлебнувшись от удара волны. Электрик стал кричать на боцмана:

–Ты что, идиот, не мог накрыть моторы своим плащом?!! Теперь наши трупы сожрут белые медведи, а чайки выклюют глаза. 

Будников схватил электрика за грудки и сказал: «Ты бы хоть пацана постеснялся, паникер. Ведёшь себя как последняя баба. Лучше заткнись, иначе я за себя не ручаюсь».

Я предложил выкинуть электрика за борт, если он скажет еще хоть слово. Рыбаки с улыбкой переглянулись и единогласно одобрили предложение. Больше голос этого зануды никто не слышал.

Боцман снял длинные шлюпочные подвесные моторы и, накрывшись плащами, колдовал над ними. Будников и помощник старались при помощи весел удержать шлюпку поперек волны, чтобы ее не перевернуло.

Остальные рыбаки, и я в том числе, вычерпывали воду единственным небольшим ведром, которое в последний момент перед отправлением забросил в шлюпку отец.

Хочу напомнить, что все это происходило не в Карибском или Красном море, где температура воды выше 20 градусов, а в прибрежье Северного Ледовитого океана, в море Лаптевых, в краю вечной мерзлоты и ледяных полей, где температура воды близка к нулю и прогревается не выше +4 градусов.

Через каждые вычерпанные 100 ведер руки коченели и становились неуправляемыми. Ведро передавалось следующему.

Вскоре боцман завел один мотор, укутал его плащом и направил шлюпку в сторону маяка, который был сооружен на барже и стоял ближе к устью р. Яны. Подойдя к борту, мы обнаружили, что на маяке невозможно укрыться даже от дождя: металлическая коробка баржи была заварена со всех сторон.  На горизонте, почти в самом устье Яны, виднелась стрела плавучего крана, и мы направились к нему.

 Двигаться к танкеру мы не могли, так как в открытом море волны достигли такой величины, что шлюпку просто перевернуло бы. Скалистый, отвесный, мерзлый берег не подпускал к себе, грозя разбить шлюпку о камни. Единственной ниточкой для нашего спасение был плавкран.



Фото 4: Плавкран «ГАNZ-52».

Подойдя к нему, мы прочитали: «ГАNZ-52». На кране находилось 3 голодных крановщика, у которых из еды была только пресная вода и мешок соли. Обрадовавшись нашему улову, крановщики тут же предложили сварить уху.

Растопив дровами печь на камбузе, старший крановщик, разделывая рыбу, рассказывал:

–Неделю назад нас притащил и бросил буксир с Лены, сообщив, что через час другой буксир заберет и доставит в Нижнеянск. С тех пор и загораем. Продуктов нет, радиостанции нет, и бензина на моторную лодку тоже нет. Еще пару дней – и пришлось бы голенища от сапогов варить.

Он отрезал кусок сырой рыбы, слегка подсолил его и, почти не разжевывая, проглотил. Мы пока еще были сыты, и никто не обращал внимания на голодных крановщиков, уминавших наши скромные припасы.

Сняв с себя промокшую до нитки одежду, развесив и разложив ее по всему камбузу, мы, стуча зубами от переохлаждения, завернувшись в одеяла, которые нам любезно предоставили крановщики, сидели вокруг раскрасневшейся печки и, сюрбая, с наслаждением пили кипяток. Когда уха была готова и все присутствующие на борту собрались в кают-компании,  первым из оцепенения вышел Будников:

–В связи с тем, что по должности я самый старший, принимаю командование на себя.

Он поднялся и пробасил:

–Экипаж! Слушай мою команду:

1 – старшему крановщику выйти на палубу, подняться как можно выше и зажечь фальшфейер, подав тем самым капитану Бабичеву сигнал о том, что мы в безопасности.

2 – объявляю благодарность Бабичеву Сергею за сохранение корабельного имущества. Благодаря его смекалке и мужеству нам предстоит насытиться этой ухой.

3 – так как шторм может затянуться, расход продуктов сократить до минимума. Все продукты передать каптерщику. Им я назначаю Сергея.

Тут все заметили, что электрик, подняв руку, как школьник на уроке, что-то хочет сказать.

–Что с тобой? – спросил Будников.

–Я хотел бы сказать несколько слов. Если вы меня не выбросите за борт. Только сейчас все вспомнили о произошедшем на шлюпке инциденте. И поняли, что за все это время электрик не произнес ни одного слова. Крановщики с недоумением смотрели, как все рыбаки буквально катались от смеха, пока им не объяснили в чем дело. Электрик, выдержав паузу и получив официальное разрешение разговаривать, торжественно заявил:

–Пока вы тут все надо мной насмехались, крановщики слопали почти все наши продукты. Теперь нам придется пухнуть с голоду. Я предлагаю разделить продукты между своими и пусть каждый распоряжается своей долей, как ему вздумается. Я, к примеру, мог бы свою банку тушёнки за большие деньги продать крановщикам.

В кают-компании повисла тишина. Старший крановщик схватил фальшфейер и выбежал на палубу, остальные крановщики вышли следом.

Будников почесал затылок, сел во главе стола и сказал:

–Лучше бы ты – идиот, молчал. Умеешь ты испортить людям настроение. Мужики неделю хлеба не видели. Могли бы на борт нас не пустить и глотка воды не дать, если бы рассуждали, так как ты. Не ты ли осуждал капитана Бабичева, когда тот вас заставлял брать с собой эти продукты?

Так что продолжай молчать, иначе я точно за себя не ручаюсь. А сейчас иди, извинись перед хозяевами и пригласи за стол.Когда крановщики вернулись в кают-компанию, Будников, как и положено, пожелал всем приятного аппетита, и все приступили к трапезе.

На другой день мы доели остатки ухи. Свирепый ветер с Ледовитого океана злобно завывал в стреле крана, которая подернулась тонким прозрачным ледком. На палубу никто не выходил. Кран стоял в таком месте, куда волны практически не доходили, поэтому качки особо не было.

Вечером Будников разложил на палубе остатки рыбьих костей и, когда собрались чайки, застрелил одну огромную птицу. Ее сварили и съели на третий день. В последующие два дня ни одна птица не подлетела к борту крана.

Ветер стих. Но волны продолжали пениться еще сутки. От вареной пресной воды с привкусом ржавчины, которую готовили на первое, второе и третье, булькало в ушах. Мы готовы были уже на все, лишь бы поскорее покинуть этот кран.

Подвесные моторы были в сотый раз проверены боцманом.

И вот наконец-то мы в шлюпке.

Крутые волны задирают нос почти вертикально вверх, затем, словно на городских каруселях, нос проваливается, мотор, взревев, выхватывает воздух винтом, и мы с замиранием духа летим до следующей волны. Американские горки в городском парке аттракционов в сравнении с морской «прогулкой», просто детские качели.

Не знаю почему, но у меня не было страха. Ведь в любой миг мы могли погибнуть, в ледяной воде можно было продержаться от силы 3-5 минут. Но я даже не думал об этом и был уверен в том, что это всего лишь радостное приключение, которое скоро закончится. Моя уверенность и азарт, с которым я встречал новую волну и кричал Ура, видимо передавались всей команде. Будников то же начал шутить, кричать Ура, когда мы скатывались с крутой волны и в шутку требовал от боцману, что бы тот выбирал волну по круче.

Через два часа битвы с водной стихией мы добрались до земснаряда, который, как и кран, ждал буксира из Нижнеянска. Команда из сорока человек высыпала на борт, встречая отважных, промокших и голодных мореплавателей.

Нас накормили, обсушили. Будников связался с ТР-2801 и доложил капитану Бабичеву, что мы все живы и здоровы. На следующий день мы добрались до СТ-917, которая была гружена вином «Лидия». «Эстэшка», была Пеледуйской приписки и встретила нас, как родных. Обогрели, накормили, дали тёплые вещи. Загрузили нам в шлюпку провизии и ящик молдавского виноградного вина «Лидия»

Фото 5: Этикетка вина «ЛИДИЯ»

На танкер мы добрались ближе к вечеру. Так, собираясь на часок, мы задержались на неделю. Будников, оправдываясь перед моим отцом, все так же шутил:

–Да что ты Константинович, какая неделя, солнце даже за горизонт не село, а мы уже вернулись. (Полярный день в тех широтах длится полгода). Зато твой парень настоящий моряк, его море любит, мы можно сказать только благодаря ему и выжили. Ты, Константиныч, всегда бери его с собой, как талисман, его море любит.

У шлюпки после нашего путешествия в правом борту было выломано две доски, но все-таки она оставалась надежным спасательным средством для моря Лаптевых.

Команда, оставшаяся на танкере, от морской болезни лежала пластом. Вахту несли два человека: капитан и механик. В тот же день ТР-2801 прошел на приливной волне через Бар Яны, пришвартовал к своему борту плавкран «ГАНС-52», крановщиков накормили и поместили в тёплый уютный кубрик. Кран доставил по назначению в Нижнеянск.

С тех пор, вот уже более пятидесяти лет, когда открывается арктическая навигация, я выпиваю, бокал вина «Лидия» в память тех легендарных событий и благодарю море Лаптевых, что оставило нас в живых.

***

За самое большое и красочное сочинение в школе, «Как я провёл лето», я получил жирную, красную оценку.

Училке были безразличны судьбы людей, но она с удовольствием ставила красным карандашом пропущенные запятые и исправляла ошибки. В конце она размашисто написала: «Этого не может быть! Ты прочитал это в какой-то книжке, скорей всего у Джека Лондона, списал с ошибками и выдаёшь за своё приключение – не хорошо, это у писателей называется плагиатом.

…И поставила мне огромную пару – 2…!

С тех пор я больше никогда не писал в школе сочинения! Но не потому, что эта двойка сломала меня. Наоборот, она лишь воодушевил меня на новые произведения в стихах и прозе.

Ведь если училка, которая так люто ненавидела не только меня, но и всех подвижных и активных детей в школе, сравнила моё сочинение с классическим произведением Джека Лондона, значит мой рассказ чего-то стоил.

Не благодаря, а вопреки своей школьной училке по русскому языку Шурочке, которая на каждом уроке пыталась унизить и оскорбить моё человеческое достоинство, я и стал членом Союза военных писателей.

Не имея высшего образование окончив лишь педучилище Шурочка прослыла великой скандалисткой и многим детям сломала судьбы. Её проделки, всю жизнь покрывал родственник занимавший высокий пост в мин. Образования Якутии.

Но вернёмся в наше путешествие.

Янский залив
 — залив моря Лаптевых на территории Российской Республики Якутия, . Назван по имени впадающей реки Яны. Расположен между мысом Буор-Хая на западе и Эбеляхской губой на востоке.

Река Яна в устье образует большую дельту - бар (10 200 км;), которая занимает большую часть побережья залива. Ледостав в заливе образуется примерно на 9 месяцев в год.

В 1976 году, во время шторма, в Янском заливе затонуло два танкера и сухогрузный теплоход — Ленского пароходства. Погибло шесть человек. Вечная им память.

Один из танкеров переломило пополам, он лёг на грунт. Комсостав остался на рулевой рубке, а рядовой состав и кокша были загружены в шлюпку, которую так и не нашли среди льдов после того, как шторм затих.

11 сентября 1976 года около 2 часов (здесь и далее время якутское), имея суточный прогноз ветер западный 6-11 м/с (что фактически и подтвердилось), из порта Тикси одним караваном в сопровождении ледокола Сунгари вышли назначением в порт Нижнеянск танкеры ТР-2801 и Трубеж (класс плавания "О";-) с грузом арктического дизельного топлива 2895 и 3219 тонн соответственно и теплоход СТ-901 (класса плавания "М";-) с грузом каменного угля 1185 тонн.

11 сентября 1976 года в 23 часа 30 минут грузовые суда прибыли на бар реки Яны и стали на якорь в ожидании частичной распаузки и проводки в порт. Вследствие усиления ветра в ночь с 12 на 13 сентября волнение на внешнем рейде бара реки Яна значительно превысило уровень, допускаемый для судов класса "О". Показания экипажей судов о повреждении набегающими волнами окон надстроек, расположенных на высоте около 3 метров от поверхности воды, свидетельствуют, что при этом отдельные волны могли быть высотой более 3,0...3,5 метров.

13 сентября в 4 часа 20 минут после нарушения водонепроницаемости нижнего яруса надстройки (повреждения окон и дверей) и затопления машинного отделения танкер ТР-2801 был выброшен на отмель. В 14 часов того же дня весь экипаж танкера был снят теплоходом Наро-Фоминск.
После происшествия с танкера был откачан груз, судно было законвертовано и подготовлено для буксировки в Якутск, где впоследствии было восстановлено.

Протока Быкова
.В самом начале Быковской протоки (а точнее в конце, т.к. мы сейчас движемся вверх по реке) есть очень мелководное и сложное для судовождения место перекат Дашка и с одноимённым названием остров.



Зачастую здесь сидят на мели, особенно крупнотоннажные танкер. И вот, как то раз один из капитанов сообщает в Якутск радиограммой:

- "Прошу немедленно направить на помощь буксир. Всем брюхом лежу на Дашке, Своими силами не справляюсь".

Молодой диспетчер, не в курсе всех дел и названий, кроет капитана матом и бежит докладывать начальству, что пьяный капитан кувыркается с какой-то Дашкой, да ещё и в открытой связи требует подмогу...

До конца навигации весь флот укатывался со смеху и пересказывал в мельчайших подробностях, как капитан Дашку пузом ласкал...

Трудный участок позади.
Идём вверх по Быковской протоке. Потрясающий закат! Всё вокруг залито золотистым солнечным светом - протоки, острова, сопки, тундра… Астрономический полярный день здесь заканчивается 31 июля, а в начале августа солнце на этой широте уже чуть заходит за кромку горизонта, но совсем скоро оно выходит обратно, снова озаряя своими лучами всё вокруг. Просто удивительные краски!!!


Остров Столб
Своеобразной границей между дельтой Лены и самой рекой является необычайно красивый остров Столб высотой 114 м.


 Загадочна не только протока, но и сам остров Столб!

Впервые с этим чудо - исполином я встретился в 12-ти летнем возрасти, в 1966 году. Тогда мой отец был капитаном на ТР-2801 и брал меня с собой в арктическую навигацию в почётной должности - Юнга! Официально в СССР такой должности не было , а за Полярный круг, в ЛОРПе до 16 лет вообще не выпускали.


 о. Столб расположен на 1519 км от Якутска и в 175 км. от Тикси.

Красивая якутская легенда гласит, что якутские шаман умирая уходил в тайгу, а через несколько дней соплеменники находили огромный камень - шаман или дерево - шаман, (когда из одного пня растет несколько стволов). К этому месту шли паломники и несли жертвоприношения.
***
Однажды великий шаман переплывая реку Лену перешёл из среднего мира живых, в верхний Мир - богов, а тело его превратилось в остров "СТОЛБ". Долгие годы берега этого острова, были завалены жертвоприношениями -пушнина, продукты, оружие, лучшие якутские ножи - самокалы.

По другой легенде, остров был сложен шаманом на могиле дочери, убитой в бою с врагами, дух девушки продолжает обитать в этом месте и время от времени является людям. Это единственный каменный остров в дельте реки Лена. В годы войны на этом острове располагалась одна из военно-морских баз Германии.


Однажды, ЛОРПовский сухогруз бросил якорь вблизи острова Столб. Высадившись на шлюпке несколько человек собрали с берега и загрузили в шлюпку меха, ружья, ножи. Когда шлюпка направилась к судну, её окутал густой туман и шлюпка исчезла... Когда туман рассеялся, поднялся сильный низовой ветер и поднялся настоящий шторм. Судно сорвало с якоря и выбросило на мель.А шлюпку так и не нашли...
Речники, ребята не суеверные, но когда минуют остров Столб, все выходят на палубу и бросают в воду конфеты и мелочь, при этом каждый загадывает своё самое сокровенное желание...

Встреча с непознанным - "НЛО"

Фото 6: ТР- 2801 мои первые фото Заполярья.ф/а «Сменой -8» 1966 год

В 60-х годах ХХ века танкер ТР-2801, который шёл гружёный под завязку топливом для самолётов (ТС), в районе острова Столб был атакован неизвестными объектами. (НЛО) Беззвучная карусель из восьми или девяти светящихся шаров, размером чуть больше баскетбольного мяча, пикировали в лобовой атаке рулевую рубку танкера, а в нескольких метрах от неё взмывали вверх, образуя карусель. При приближении «шара» гардушка компаса начинала бешено вращаться, а приборы зашкаливать…

Как в фильмах о войне, когда истребители атаковали какой-нибудь наземный объект. С той лишь разницей, что НЛО это делали беззвучно и без обстрела. Команду охватил какой-то дикий страх и паника. Вахтенный штурман вызвал в рулевую рубку капитана. Помощник капитана, якут предложил,

– Капитан, давай, однако, я пальну по ним из ружья, посмотрим, что за зверь? Все кто находился в рулевой рубке засмеялись.

– Ты думай, что говоришь! А что если это наши военные новую технику испытывают? Не теряйте мужества, худшее впереди, - спокойно сказал капитан А.К. Бабичев.

Атака продолжалась минут 8-10. Лишь после этого радист с большим трудом и сильными помехами связался с пароходством и передал о случившемся.

Буквально через несколько минут в небе появились истребители и шары исчезли. Сделав несколько кругов, истребители тоже исчезли.

Примерно через час над танкером завис вертолёт со звёздами и красной полосой. Поступил приказ сделать оборот и встать на якорь. По верёвочной лестнице на борт танкера спустились военные с приборами. Вертолёт сел на берегу.

Военные обследовали всю палубу, каюты, всех кто находился на танкере. Замерили уровень радиации

Вот тогда я впервые услышал, как трещит счетчик Гейгера.

Старший офицер вызывал всех членов команды в каюту капитана, долго расспрашивал, кто что видел. Со всех взяли подписку о неразглашении военной тайны и в приказном тоне запретил обсуждать случившееся даже между собой.
***

Вашем взору откроется так называемая Ленская «труба».
Отвесные скалистые берега высотой до 400 метров местами как бы нависают над свинцовой водой, ширина русла уменьшается до 2 км и меньше, местами глубину эхолот не определяет, что только подчеркивает мощь и размеры береговых утесов, которые напоминают заброшенные древние храмы и береговые укрепрайоны  из которых ушли древние обитатели.

Нижнеленская ГЭС - Мегапроект, как назвали бы его сейчас, так и не осуществился…
От Тикси до Якутска (1694 км) всё было предельно ясно - решено было построить одну огромную Нижнеленскую ГЭС перед самым впадением реки в море Лаптевых - в узком месте, где гигантская сибирская река, продираясь между подступающих с двух сторон хребтов, сужается до двух километров - т.н. "Ленская Труба". Образовавшееся выше плотины водохранилище должно было простираться на полторы тысячи километров на юг - до самого Якутска! Это рукотворное море стало бы самым большим искусственным водоёмом на земле.

Нижнеленская ГЭС представлялась просто чудом Советской гидроэнергетики!
- Ее годовая проектная мощность - это около 100 миллиардов киловатт-часов самой дешевой в мире электроэнергии.
- Цена одного киловатт-часа могла быть в 40 раз дешевле коробка спичек.
- Нижнеленский энергетический гигант должен был стать аж в 4 (!) раза мощнее Братской или Красноярской ГЭС, - вдвое - чем весь Волжско-Камский каскад.
- По мощности он мог бы значительно превосходить все гидроэлектростанции Германии и Франции вместе взятые,
- в 15-20 раз - самую большую в США гидростанцию Гранд-Кули.
- Нижнеленская ГЭС была бы в полтора раза мощнее построенной недавно в Китае мегаплотины "Три Ущелья"!

Министр энергетики и электрификации СССР в 1972 году П.С. Непорожний, называя Нижнеленскую ГЭС венцом советских электростанций, приводил следующее сравнение: "В этой пятилетке мы начали строительство 45 гидростанций, и все они вместе смогут дать столько же энергии, сколько даст одна Нижнеленская ГЭС…".
Создание на Лене гигантского рукотворного моря, не имевшего и не имеющего аналогов в мире, привело бы к огромным изменениям в жизни самой реки и в природе прилегающих территорий.
Так, к примеру, смягчился бы климат Приленья: повысилась влажность воздуха, стало больше атмосферных осадков, зима бы стала короче и мягче.

В связи с этим, против проекта строительства гидроузлов выступили многие известные ученые. Светила науки доказали, что колоссальное количество электроэнергии не найдет полного использования даже в отдаленном будущем. Насторожил их и тот факт, что при создании огромных водохранилищ на Лене и ее притоках, непременно произойдет затопление и заболачивание земель, пригодных для промышленного и сельскохозяйственного освоения, а также уникальных месторождений полезных ископаемых, плодородных сельхозугодий и лесов.
Кроме того, будут затоплены несколько крупных населенных пунктов. Все это, по мнению ученых, нанесет громадный ущерб народному хозяйству страны. Веские возражения имелись и у гидрологов. Большой знаток реки Лены профессор В.С. Антонов считал, что создание такого грандиозного гидроузла в низовьях Лены будет иметь очень серьезные природные и экономические последствия. Огромные размеры Нижнеленского водохранилища приведут к интенсивному разрушению берегов, сложенных мерзлыми породами, а значит и к еще большему увеличению площади водохранилища.

По поводу судоходства на Лене тоже имелись свои минусы, так как этому могли помешать высокие волны (до 2-4 метров и более), которые к тому же нанесут ущерб рыбному хозяйству. Существенно изменится температурный и ледовый режим Нижней Лены и при-дельтовой части моря Лаптевых. По предварительным подсчетам специалистов, очищение водохранилища ото льда происходило бы только в конце июня, то есть на 3-4 недели позже обычного. А навигация сократилась бы на 20-25 дней.
При эксплуатации Нижнеленской ГЭС объем осенне-зимнего стока Лены в море Лаптевых увеличился бы примерно в 5 раз, а весенне-летнего - сократился в 3 раза, что привело к интенсивному образованию прочного и мощного пресноводного льда, к увеличению ледовитости морей Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Это опять-таки могло ухудшить условия судоходства.
Таким образом, строительство Нижнеленской ГЭС переросло в сложную проблему, требующую глубочайшего изучения. Мегапроект, как назвали бы его сейчас, так и не осуществился… И это спасло нашу планету от "гигантизма" советских партийных идиотов...


"Плавмаг"
 Если, к примеру, команды танкеров или сухогрузов имели возможность сходить в увольнение на берег во время погрузки или выгрузки судна, то команды буксиров, а мне в 70-х годах прошлого столетия, довелось работать на ОТ-2012 и ОТ-2049, такой возможности не имели, так как формировали свои караваны своими же силами. И для нас это неказистое судёнышко - плавмаг, было большим подарком судьбы. Команды буксиров месяцами не бывали на берегу.
Не знаю, как было на других судах, но у нас, капитан Бабичев Александр Константинович, связывался по "Каме" с кэпом "Плавмага", давал команду собрать шкиперов с каравана и только после этого "Плавмаг" швартовался к нашему борту.
Все свободные от вахты люди, одевались, как на праздник, и начиналось настоящее увольнение, с представлением "агитбригады" или с показом кинофильма... "Плавмаг" мог находиться под бортом целый день, пока, вся команда меняясь вахтами не побывает на нём и не приобретет то, что ему необходимо, начиная с зубной пасты, носков и медовых пряников...
Это была не просто "отоварка" конфетами и сигаретами, это была целая культурно-просветительская  жизнь и отдушина для речников от монотонной, не лёгкой, а зачастую связанной с риском для жизни работы, на железной плавучей коробке... На плавмаге был кинозал где крутили короткометражные фильмы Гайдая - такие, как "Операция "Ы"; "Пёс Барбос" и пр.
Был промтоварный магазин, библиотека, где можно было не только купить, но и поменять книги. В трюме, были холодильные камеры и продовольственный магазин. В то время ведь не было ни компьютеров, ни видео и только «ПЛАВМАГ» мог доставить и показать нам весёлые кинокомедии Гайдая про «Самогонщиков» или короткометражки с Чарли Чаплином. Я только сейчас стал понимать, как мало нам нужно было для счастья.

***

Знак "Полярный круг" на берегу Лены
Тундра постепенно переходит в лесотундру и вот уже полновесные хвойные деревья встречаются всё чаще...

продолжение следует: