Геннадий Хвощевский. Немеркнущие огни Дворца

Василий Дмитриевич Фёдоров
       НЕМЕРКНУЩИЕ ОГНИ ДВОРЦА
(фрагменты из книги о поэте В.Д. Фёдорове и его иркутских друзьях
              В.П. Стародумове и Д.М. Цветкове)

   В спектаклях в амплуа «героя» с успехом выступал Василий Фёдоров: высокий, видный, ставший впоследствии известным советским поэтом.
(Приложение 6).
   Большой творческой удачей явилась постановка пьесы Георгия Мдивани «Честь», где В. Фёдоров играл роль пограничника Надира, а Елена Сероватова — Натэллы. О том, как пришёл в коллектив драмкружка Василий Федоров, Елена Ильинична писала:

«Было это в 1939 году. Режиссер М.Ф. Киселёв ставил тогда «Честь» Мдивани. На роль Натэллы назначили меня, а партнера никак не могли подобрать. В то время и пришёл к нам высокий, статный парень. Режиссёр к нему с вопросом: «Играл раньше?» Оказалось, нет. Но когда попробовал его в роли Надира, вышло — попал в точку. С ролью Василий справился очень удачно. Он был серьёзным, близко ни с кем не сходился, держался обособленно и в коллективе пробыл недолго. Тогда ещё никто не знал, что он пишет. Для меня Фёдоров был одним из лучших партнеров».

   Триумфально прошёл спектакль по пьесе драматурга К. Тренёва «Любовь Яровая». Василий Фёдоров здесь выступал в роли профессора Горностаева, Денис Цветков играл Чира, Василий Бондарчук — Швандю.
 (с.31-32)

   На литературном конкурсе, устроенном редакцией газеты «Сталинец» в Доме культуры, решением жюри первое место и денежную премию поделили заводские поэты Василий Фёдоров и Алексей Куделькин.
(с.43)

   В том же 1979 году в переполненном читальном зале библиотеки проходил творческий вечер Дениса Михайловича Цветкова. Начальный период его творчества развивался в тесной дружбе с Василием Фёдоровым и Василием Стародумовым. Вместе работали, печатались в заводской газете, играли в драмколлективе Дома культуры. Это Денис Михайлович тайком от Фёдорова в январе 1940 года передал в редакцию «Советской молодёжи» его стихотворение «К матери», которое и явилось первой публикацией будущего поэта. К началу Великой Отечественной войны у каждого сложилась своя судьба. Стародумов и Цветков ушли на фронт, а Фёдоров покинул Иркутск. Во время войны Денис служил на Дальнем Востоке, по возвращении вновь стал работать в редакции заводской многотиражки, затем художником одного из отделов завода. Снова на страницах газеты появились его стихи, но уже на военную тему.
   Печатался Цветков много — в различных областных газетах, в альманахе «Ангара». В 1973 году в Иркутском издательстве вышла небольшая книга его стихов. А стихи Дениса Цветкова — разные. Кроме посвященных войне, немало их было и для детей. Его стихи о любви трогают нежностью, поэт видел мир глазами доброго человека.
Было у поэта ещё одно серьёзное увлечение —живопись. И у письменного стола всегда стоял мольберт. В расцвете его любительского таланта поэта и художника он написал такое стихотворение:

«Как древние язычники - богам,    Быть может, я уже годами стар?
Я положил себя к твоим ногам.   Тогда возьми ты все мое добро,
Не знаю, по душе ли этот дар?   Не отнимай лишь кисти и перо».

   На вечере звучали стихи, были выставлены несколько живописных работ Дениса Цветкова. Слушатели высоко оценили мастерство, его умение проникновенно и лирично говорить с людьми. Коллеги по литературному объединению всегда отмечали большой оптимизм Дмитрия Михайловича. Оптимизмом наполнена и вся его поэзия. В Союз писателей России, уже в зрелом возрасте, его приняли в начале 2000-х годов.

   Как всегда запоминающимися были творческие встречи с В.И. Стародумовым — патриархом литературного объединения «Парус». Василий Пантелеймонович широко известен своей поэзией, воспевающей необозримые просторы Сибири, красоты Байкала и Ангары, а также про-зой, мемуарной литературой. Он был живой памятью многих исторических событий Иркутска, посёлка Иннокентьевский, авиационного завода.
   Замечательные воспоминания о Стародумове оставил Павел Кушкин, в середине 1960-х годов — корреспондент заводской газеты «За коммунизм»:

«Ответственный секретарь редакции В.П.Стародумов — журналист от Бога. Невысокенький, живой как ртуть, не выпускавший, казалось, ни на минуту свою знаменитую трубку изо рта. Он всегда так заразительно-весело смеялся. Добрейшей души человек, он был летописцем, старожилом газеты, и, конечно, очень гордился тем, что работал в своё время в заводской многотиражке с известным поэтом Василием Фёдоровым.
   Да и как не гордиться! Фёдоров — имя в российской поэзии!
   Пантелеймоныч — тоже имя с большой буквы! Поражаюсь, как он в этой газетной суете, требовавшей немалых сил и творческой отдачи, умудрялся заниматься серьёзной литературой и сочинял свои замечательные сказки о Байкале. Вот только не спешили в иркутском издательстве их публиковать. Пришлось ему обращаться в иногородние. Знаю, дед очень переживал, но зато как он сиял, когда вышла первая книжка. Думаю, она заметно продлила ему жизнь».

   Эта первая книга его сказок «Омулевая бочка» вышла в Новосибирске, когда Стародумову было уже 60 лет. Вторая книга выпущена Улан-Удэнским книжным издательством в 1970 году, там же в 1975 году была издана книга «Рога Аргали». Только в 1979 году «Омулевую бочку» напечатали в Иркутске, затем вышла книга «Ангарские бусы». Часть сказок Стародумова вошли в сборник «Антология сказок Сибири».
   Серьёзным увлечением Стародумова было и оформление иллюстраций к своим сказкам. Его книги — сплав таланта писателя и художника.
   В поэзии Василия Пантелеймоновича часто присутствуют байкальские мотивы, некоторые стихи положены на музыку. В 1950-е - 1960-е годы часто по радио звучала песня «Избушка на Байкале» композитора Б. Белова. Её пели туристы под гитару в походах по Прибайкалью, Саянам и Ангаре, на строительстве города Байкальска. Однако Стародумов в последние годы часто негромко напевал песню «Прощание с Байкалом», прекрасный текст и мелодию которой написал он сам.
   Василий Пантелеймонович не любил рассказывать о себе, а чаще делился замечательными воспоминаниями об историческом прошлом посёлка Иннокентьевский, встречах с людьми интересными, творческими…
с.229-230

   19 апреля 1984 года на авиационный завод пришла печальная весть: в Ессентуках скончался Василий Дмитриевич Фёдоров, поэт, дважды лауреат Государственных премий СССР, в 1938-1941 годах — мастер одного из его цехов. Заводчане имеют полное право гордиться тем, что завод стал взлётной площадкой в большую литературу выдающегося русского поэта. Именно здесь он писал и публиковал свои первые стихи, посещал заводское литературное объединение.

   В конце февраля 1985 года во Дворце культуры впервые состоялись литературные чтения, посвящённые памяти Фёдорова. Вечер открыла А. А. Чаркова — руководитель литературного объединения «Парус». На вечере выступили друзья поэта Д.М. Цветков и В.П. Стародумов. Они вспоминали Василия Дмитриевича в довоенные годы, его первые шаги в большую поэзию. Рассказывали, как в 1980 году по приглашению поэта гостили у него в родной деревне Maрьевке пять дней. И никто из них тогда не предполагал, что виделись с Фёдоровым последний раз. Под сводами театрального зала в полной тишине долго звучали отрывки из поэм «Седьмое небо», «Проданная Венера», стихи из «Книги любви» знаменитого поэта.

   В ноябре того года на открытие памятной доски В.Д. Фёдорову пришли многочисленные поклонники таланта поэта. Под звуки торжественной мелодии духового оркестра с мемориальной доски снимается покрывало, открывая отлитые на ней слова:

Здесь с 1938 г. по 1941 г. жил и работал на авиазаводе Василий Дмитриевич Фёдоров, выдающийся советский поэт, лауреат Государственных премий СССР.

   В своём выступлении на митинге ответственный секретарь Иркутской писательской организации Р.В. Филиппов искренне поблагодарил заводчан за сохранение памяти о Василии Фёдорове и напомнил слова поэта о том, что его «работа мастером штамповочного цеха помогла стать мастером нештампованной поэзии».

   В январе 1988 года началась подготовка к 70-летнему юбилею Василия Дмитриевича. В этот период было решено организовать беседы в трудовых коллективах заводских подразделений, опубликовать воспоминания о поэте на страницах газеты «За коммунизм». Активное участие в подготовке принимали члены литературного объединения «Парус» и работники профсоюзной библиотеки.

   С большой теплотой Василий Стародумов тогда писал о Фёдорове в своих рассказах «За красоту времён грядущих», «В Марьевке», «Он Марьевский — и поступью, и родом...»
   Краткий обзор творчества Василия Фёдорова в статье «Работал на нашем заводе известный российский поэт» опубликовал в печати Николай Васильевич Бердников.

   Поместила на своих страницах заводская газета «За коммунизм» и неизвестное стихотворение Василия Фёдорова «Человек», написанное в 1943 году, отрывки из его автобиографического очерка «О себе и близких». Здесь же — волнующие лирические стихи Ларисы Фёдоровой, супруги поэта, и среди них — «Памяти мужа», «Не ходи по краешку, не ходи...» и «Как долго я тебя люблю».

   В конце февраля во Дворце культуры состоялся вечер памяти поэта. Перед его торжественным открытием заводчане и многочисленные гости любовались замечательной живописью Д.М. Цветкова с изображением дома Фёдорова в родной Марьевке, её привлекательных окрестностей. Некоторые из этих работ сегодня находятся в музее истории завода. Продолжительными аплодисментами встретили появление на сцене друзей поэта — В.П. Стародумова, Д.М. Цветкова, Н.В. Бердникова, представителей иркутской писательской организации С.Б. Китайского, Г.М. Гайды.
   И вновь в тишине зала зазвучали задушевные воспоминания, завораживающие стихи талантливейшего поэта России. Великолепным было и выступление камерного хора города Иркутска.
с. 231-232

                Приложение 6. 

   Фёдоров Василий Дмитриевич (23.02.1918 - 19.04.1984) —  известный русский советский поэт. Родился в посёлке Марьевка Кемеровской области в крестьянской семье.
(прим.: село Усть-Искитимское, Кузнецкого уезда, Томской губернии. Ныне г. Кемерово)

   Трудовая деятельность Фёдорова началась в колхозе. Затем он учился в Новосибирском авиационном техникуме, после окончания которого, в 1938 году был направлен на Иркутский авиационный завод № 125 им. Сталина. Работал в качестве мастера, старшего мастера. Именно в Иркутске, в заводской многотиражной газете «Сталинец», были опубликованы первые стихи Фёдорова.

   Уехав из Иркутска в 1941 году, Василий Дмитриевич позднее вспоминал:

«Мастерская, где я работал старшим мастером, стояла на отшибе заводского двора. В нее стали наведываться сотрудники многотиражки Василий Стародумов и Денис Цветков. Они приходили сначала к литейщику Алексею Куделъкину, писавшему стихи и печатавшему их в многотиражке. Узнав, что я грешу стихами, они насели на меня, затащили в свое литобъединение. Кроме стихов, по их заказу я стал писать для газеты очерки о рабочих своей мастерской... Я благодарен газете за то, что она поддержала во мне творческий интерес к литературе, помогла мне найти связь между поэзией и жизнью».

   С 1941 по 1947 год Фёдоров — старший мастер сборочного цеха Новосибирского авиационного завода им. Чкалова. В Новосибирске стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни», затем небольшой цикл стихов вошёл в коллективный сборник «Родина», изданный в 1944 году. В это же время он поступил на заочное отделение Литературного института, затем перешёл на дневное обучение. После окончания института в 1950 году, стал постоянно проживать в Москве.

   Первая книга В.Д. Фёдорова «Лирическая трилогия» (1947), положившая начало поэмному творчеству, была издана в Новосибирске. Далее были изданы «Лесные родники» (1955), «Белая роща» (1958), «Не левее сердца» (1960), «Лирика» (1961), «Седьмое небо» (1962), «Второй огонь» (1965), «Третьи петухи» (1966), «Как цветы на заре» (1974).
   За книгу стихов «Третьи петухи» и поэму «Седьмое небо» Фёдорову была присуждена Государственная премия РСФСР им. Горького.

   Поэма «Женитьба Фигаро» вместе «С книгой любви» удостоена Государственной премии СССР.
(прим.: ироническая поэма в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана» (1977) и книга «Как цветы на заре» (1974))

   Но, прежде всего, В.Д. Фёдоров — тонкий поэт-лирик. Его яркие стихи нашли своего читателя в России и за рубежом.
   Василий Дмитриевич на всю жизнь сохранил признательность коллективу Иркутского авиационного завода, память об оставшихся в Иркутске друзьях.
     Особенно ярко это проявилось в поэме «Седьмое небо». Эта поэма о любви и верности, становлении человеческой судьбы, о заводе и о самом поэте:

О, мой завод,
Ни вражьим летчикам,
С планшетками для наших карт,
Ни мрачным атомным наводчикам,
Не дам его координат.
Но месту есть названье точное.
В пути
С тайгой под облака
Громадиласъ
Сибирь Восточная,
Неслась косматая река,
Взлетала,
На пороги сетуя,
Как птица синего пера,
Ещё в железо не одетая,
Ещё Твардовским не воспетая,
Но всё же в славе - Ангара.

(с.302-303)


Геннадий Хвощевский
Книга «Немеркнущие огни Дворца», Иркутск. 2017.