313. Завтра - Крещенский Сочельник

Лариса Семенова Сидоренко
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Закончились святки, Сочельник пришел, -
Крещенье стоит у порога.
Праздник Крещенья с Неба сойдёт,
Поститься пред ним надо строго.

Крещенье Господне прими, как призент,
Подарок от Бога Всещедрый, -
Сошествия Духа Святого момент,
Величественный и щедрый!

В сочельник мы будем ради Христа
Поститься, друзья, и молиться,
Чтоб в эти волшебные светлые дни,
Всем нашим сердцам засветиться.

16 января 2022
Лариса Семенова Сидоренко
--------------------------------------------------------
18 ЯНВАРЯ - НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ. КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских.

Потом праздники разделили  между ними появились дни - святки.

Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и принятия крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.