Вениамин

Юрий Сенин 2
«Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу». (Быт 49. 27) Благословление Иакова.

«И поразил Господь Вениамина пред Израильтянами, и положили в тот день Израильтяне из сынов Вениамина двадцать пять тысяч сто человек, обнажавших меч». Книга Судей, 20: 35). Это о битве Израильтян с Вениамином близ Гивы.

     Но начнем с самого праотца Вениамина, самого младшего сына Иакова, и второго сына его от Рахили, любимой жены Иакова. По характеру Вениамин не был похож на брата Иосифа, первого сына Рахили. Если помните, проданный братьями в рабство Иосиф, стал вторым человеком после фараона и обладал    могуществом и властью. Кроме того, он спас народ Египетский от неминуемой гибели от голодной смерти. Братки пришли в Египет за хлебом, брата не узнали, он одарил их хлебом и серебром, и сказал, чтобы в следующий раз они пришли с младшим своим братом отроком Вениамином. Исаак не хотел отпускать Вениамина, он думал, что Иосиф погиб, растерзанный диким зверем, а Вениамин – последний его сын от Рахили. Тем не менее, голод не тетка, запасы хлеба закончились и Вениамина пришлось отпустить с братьями (об Иосифе см. http://stihi.ru/2022/01/10/8285)

    Заняв небольшую, но центральную площадь Ханаана (Между уделами Иуды и Ефрема к северу от Иерусалима), это колено отличалось чрезвычайно воинственным духом.  Воинственность, безнравственность и крайнее самомнение чуть не довела их до уничтожения в борьбе с остальными коленами. Речь шла о полном уничтожении колена Вениамина и жителей города Гивы Вениаминовой. А история произошла такая:
   Один левит с Ефремовой горы пошёл в Вифлеем за своей наложницей. Перед этим они поссорились, и она ушла жить к отцу в Вифлеем Иудейский, где и прожила четыре месяца. Наконец он решил помириться и пошел за ней.  Тесть с радостью его встретил, и они ели и пили несколько дней, наконец, муж «встал и пошел; и пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его. Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев и ночуем в нем. Господин его сказал ему: нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдем до Гивы». Он предложил ночевать в Гиве, или в Раме. «И закатилось солнце подле Гивы Вениаминовой. И повернули они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришел он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега». И вот один старик шел с работы мимо, он родом был с горы Ефремовой, а жил в Гиве. «Жители же места сего были сыны Вениаминовы. И сказал старик: куда идешь? и откуда ты пришел? Он сказал ему: мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я; я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом»; Старик пригласил их переночевать у него, и сказал ему: «Будь спокоен: весь недостаток твой на мне, только не ночуй на улице».  И ввел его в дом свой и дал корму ослам, а сами они омыли ноги свои и ели и пили.
   А в это время «жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия; вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света».
    Господин её встал поутру и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но она умерла, и он положил ее на осла, встал и пошел в свое место.
    «Придя в дом свой, взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал ее по членам ее на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы. Всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня». (Книга Судей, Гл.19)
    И вышли все сыны Израилевы, и собралось всё общество, как один человек, от Дана до Вирсавии, и земля Галаадская пред Господа в Массифу.  И собрались начальники всего народа, все колена Израилевы, в собрание народа Божия, четыреста тысяч пеших, обнажающих меч. И сыны Вениаминовы услышали, что сыны Израилевы пришли в Массифу. И сказали сыны Израилевы: скажите, как происходило это зло?
   Левит, муж оной убитой женщины, рассказал, что пришел с наложницей в Гиву Вениаминову, что жители Гивы окружили из-за него дом ночью; его намеревались убить, и наложницу его замучили, надругавшись над нею, так, что она умерла; и что он взял свою наложницу, разрезал ее и послал ее во все области владения Израилева, ибо они сделали беззаконное и срамное дело в Израиле; и попросил всех сынов Израилевых рассмотрите это дело и решить его здесь.
     «И восстал весь народ, как один человек, и сказал: не пойдём никто в шатер свой и не возвратимся никто в дом свой; и вот что мы сделаем ныне с Гивою: пойдем на неё по жребию»;
     «И послали колена Израилевы во всё колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращенных оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых; а собрались сыны Вениаминовы из городов в Гиву, чтобы пойти войною против сынов Израилевых.  И насчиталось в тот день сынов Вениаминовых двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч; кроме того, из жителей Гивы насчитано семьсот отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни, не бросали мимо. Израильтян же насчиталось четыреста тысяч человек, обнажающих меч; все они были способны к войне».
    Нет нужды описывать всю битву при Гиве, продолжалась она три дня, и в конце концов попали сыны Вениамина в засаду, и были почти полностью уничтожены, включая женщин и детей. Вступили Израильтяне и в Гиву, засада вступила и поразила весь город мечом. (Дальше можно посмотреть первый абзац повествования). Израильтяне же вновь пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось (во всех городах), и все находившиеся на пути города сожгли огнем.
   И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: «никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество. И пришел народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали, и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?». И это была реальная проблема, не ясно только, почему Господь способствовал уничтожению одного из колен Израилевых?
    И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших? оказалось, что из Иависа Галаадского никто не приходил пред Господа в стан на собрание». Общество послало туда вооруженных людей чтобы они поразили жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин, и детей; всякого мужчину и всякую женщину, познавшую ложе мужеское, предали заклятию, а девиц оставляли в живых. И нашли они между жителями Иависа Галаадского четыреста девиц, не познавших ложа мужеского, и привели их в стан в Силом, что в земле Ханаанской. И послало все общество переговорить с сынами Вениамина, бывшими в скале Риммоне, и объявило им мир. Тогда возвратились сыны Вениамина к Израильтянам, и дали им Израильтяне жен, которых оставили в живых из женщин Иависа Галаадского; но оказалось, что этого было недостаточно.  Народ же сожалел о Вениамине, что Господь не сохранил целости колен Израилевых.
   Но оказалось, что каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля. И приказали сынам Вениамина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову; и когда придут отцы их, или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: "простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны". Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них.
      В то же время Израильтяне разошлись оттуда каждый в колено свое и в племя свое, и пошли оттуда каждый в удел свой.
      Вот такая история с сынами Вениамина.
      Вообще же, история этого колена невероятно сложна. Самым знаменитым представителем колена Вениамина был первый израильский царь Саул, при к-ром этот род достиг своего расцвета и сильного влияния на другие колена (1 Цар 9. 1-2, 21) (о Сауле и Давиде см.  http://stihi.ru/2021/08/18/511  и  http://stihi.ru/2021/08/29/273) В конце концов сыны Вениамина перешли на сторону царя Давида. После превращения Иерусалима в столицу колено Вениамина находилось в тесном союзе с коленом Иуды, они вместе образовали Южное царство под властью царя Ровоама (3 Цар 12. 21).
    После разрушения в 587 г. Навуходоносором II Иудейского царства территория колена Вениамина, где находился центр политической оппозиции к последнему иудейскому царю Седекии, пострадала в меньшей степени. Пророк Иеремия, который выступал с обличением Седекии, происходил из г. Анафофа, из колена Вениамина. (Иер 1.1; ср. 37. 12). Принадлежавший колену Вениамина город Мицпа стал административным центром, основанным вавилонянами на завоеванной территории, а его святилище приобрело официальный статус (Иер 41. 5). (о Иеремии см. http://stihi.ru/2021/11/16/8676)

     Основную часть населения Иудеи после плена составляли сыны Вениамина, сыгравшие основную роль в восстановлении Иерусалима (1 Езд 4. 1; 10. 9). Во времена Неемии территории колен Вениамина и Иуды получали статус независимой провинции в персидской сатрапии Заречье, сохранившейся и во время правления Александра Великого и при его преемниках.
Вот и все о сынах Вениамина.

Дионисий. "Вениамин". Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Мастер . 1502-1503 гг.