Педагогические находки

Александр Моисеевич Хайт
Никого ничему нельзя научить. Человек может сам научиться, а учитель, наставник, гуру, тренер... может в этом только помочь или помешать.
Лучший афоризм подарил мне троечник - десятиклассник. После написания им очередной раз очередной глупости на уроке математики, я вновь призвал его и ему подобных думать. На что последовало:
"Нас учили решать, а, оказывается, надо думать!"
Детей нельзя оскорблять и унижать! Если ученик козёл козлом, то нельзя говорить об этом прямо: педагогика не велит. Поэтому нежно гладишь ребёночка по головке или, лучше, имитируешь это действо и ласково спрашиваешь: "Милый, ты не помнишь, когда был маленьким, ты случайно не пил из козьего копытца?" В случае отрицательного ответа молчишь, но про себя думаешь: "Значит, родители!"
Если старшеклассник, детина под два метра (или вполне развитая особь женского пола, что, однако, намного реже) заняты тем, что отвлекают весь класс от урока, не надо кричать, возмущаться. Просто тихим голосом говоришь комплимент: "Ты сегодня выглядишь лет на 10-12 моложе".
Вдруг вспомнился "урок педагогики", который мне преподал совсем молодой человек в ходе моего урока. Дело было так:
Когда инженерная контора, в которой работал программистом, стала заметно двигаться к краху, удалось устроиться учителем информатики в гимназию. Компьютеры в то время (1992 год) были в школах редкостью, качество учебной техники оставляло желать лучшего, однако то, что стояло на столе педагога, давало возможность писать и отлаживать кое-какие программки, на которые, по счастью, еще оставались заказчики. Во время урока приходить поработать на учительском компьютере повадился старшеклассник, готовящийся поступать в ЛЭТИ. Парень он был вежливый, занимался делом, а не игрушками, поэтому получал на свою деятельность мое согласие.
На следующий год этот юноша стал студентом, соответственно и программистской учебной работы у него прибыло. Поэтому он регулярно появлялся на моих уроках.
Однажды я потерял голос. Простудился, накричался, вспахивая поле для посева "разумного, доброго, вечного". А тут семиклассники, которым надо было объяснить непростую тему "массивы", а может и обработку массивов циклами. Класс же, точнее его мужская половина, женскую учила коллега, радуясь моей голосовой немощи, совсем озверел, шумел и никакими массивами, вкупе с циклами, не интересовался. Прохрипел своему студенту: "Попроси их посидеть тихо, мне надо важный материал донести."
Юноша встал. Был студент ростом не высок, но сложением - "шкаф", с видом внушительным, внешностью авторитетной, вызывающей уважение. И тут он голосом, подобным грому Зевса и Перуна разом, возгласил: "Ну вы, ублюдки, сами заткнетесь или вас заткнуть!" Воцарилась мертвая тишина. Как мог громче и быстрее, пока шок не прошел, объяснил детям новую тему. На перемене заметил студенту, что у него явный педагогический талант, с таким даром - прямо в Герценовку (Питерский педагогический университет). Насчет таланта парень согласился: "А то!". Но менять инженерную профессию на учительскую не стал. И я не решился в дальнейшем руководствоваться продемонстрированным педагогическим приемом, несмотря на его несомненную эффективность.
А теперь то, то не вписывается в раздел "Афоризмы". Добавлю еще собственный вывод из педагогического опыта. Никого, никогда, ничему нельзя научить! Человек может только сам научиться. То есть, если у человека нет желания научиться, то насильно никакими приемами, объяснениями и методиками его не научишь. Но если такое желание есть, то учитель, наставник. гуру или как его еще назвать, кто бы он ни был, может помочь, причем достаточно эффективно. Но. увы, может и помешать: читатели, наверно, вспомнят множество примеров, как школа или конкретный педагог отбивали желание знакомиться с каким-то предметом, а то и внушали отвращение ко всему учебному процессу.
И еще: нет универсальных педагогических методик. как и нет учителей, даже "самых обаятельных и привлекательных", принимаемых и подходящих для каждого ученика. Поэтому важно, чтобы и педагог, и учащийся оценили, насколько они друг другу подходят, и в случае несовпадения расстались без взаимной озлобленности, осознавая просто психологическую несовместимость.