Возвышенное и низменное в героях Бальзака

Александр Вонг
       Сама этимология понятий «возвышенное» и «низменное» говорит об идущем из глубокой древности, но сохраняющем свой смысл и в наше время связывании физического верха с тем, к чему стремятся люди в своей жизни, о чем они мечтают, а физического низа — с тем, что они хотят преодолеть, от чего хотят освободиться; это естественно, ведь движение вверх — это преодоление силы земного притяжения, это устремление к свету и солнцу, это свобода от власти земли, от рабской пригвожденности к «низу». Живое растет и тянется вверх, мертвое падает и погружается в землю. Неудивительно, что религиозно-мифологическое сознание поселяло богов «наверху» — на Олимпе или в небесной выси, а нечистую силу отправляло в подземное царство Аида, в преисподнюю.

       «Возвышенным оказывается такой предмет, такое явление, такой поступок, в которых с исключительной силой, с необыкновенным могуществом, с всепоглощающей энергией проявляется человеческий идеал. Низменным же становится такой характер, такое действо, в котором столь же безмерно и всемогуще воплощаются враждебные идеалу качества. Возвышенное вызывает у нас изумленное восхищение, а подчас и робость; в отличие от чувства прекрасного, которое приводит человека в состояние полной душевной удовлетворенности, гармонического равновесия и блаженства…» - к таким выводам приходит отечественный исследователь Каган М.С. в своей книге «Эстетика как философская наука».

        Возможно ли, что Оноре Бальзак в своей «Человеческой комедии» подобно Данте сумел широко распахнуть дверь в мир человеческих страстей, идеалов и пороков? К сожалению, на данном этапе жизни мне не представляется возможным ознакомиться со всеми 97-ю романами и новеллами, написанными Бальзаком, поэтому в своих размышлениях я буду опираться на материалы следующих текстов: «Отец Горио» (конец 1834г), «Гобсек» (январь 1830), «Полковник Шабер» (март, 1832) и  «Покинутая женщина» (сентябрь 1832). Однако мне известен замысел великого художника человеческих взаимоотношений Оноре Бальзака, пронизывающий ткань и романа «Отец Горио», ставшим для меня «точкой опоры» в понимании основных персонажей и их судеб, и его не менее живописных повестей: «Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ жизни, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни чтобы то ни было из детства, старости, зрелого возраста, из политики, права или военных дел не оказалось забытым»

        В «Отце Горио» я получил первоначальные сведения о героях, разных по своему социальному положению и уровню достатка, о людях, непохожих один на другого: в каждом виделась мною какая-то особенная черта, выделяющая героя из общей массы парижской жизни. Например, господин Вотрен - циник, убежденный в том, что только преступление открывает путь к счастью, но в то же время он верно оценивает характер буржуазного общества. Растиньяк его слушает жадно. Беседы с ним расширяют кругозор наивного провинциала и подрывают его не очень-то устойчивые моральные основы. Видно, что Вотрен, тот самый беглый каторжник, преступник, уговаривающий молодого Эжена на легкий способ к достижению его целей, преследует и свои корыстные – 200 тыс. франков. Но то, насколько внимает его речам Растиньяк, то, как легко Вотрену удается скрываться от полиции в доме Воке, да ещё произведя впечатление «учтивого и вежливого господина», невольно наталкивает на мысль о том, что этот человек прожил насыщенную жизнь, он знает цену и делам, и словам. Он имеет в душе понятие о чести: «Я ни разу не предавал друзей!»  Так и живут в этом человеке возвышенное (сила ума, понятие о достоинстве, способность принять правду жизни) и низменное (способность убить без сожаления, невозможность раскаяться, «заразительность» его идеологии).

         Если рассмотреть образ бедняги Горио, то становится видно, что именно этот человек сосредоточил в себе мудрость наблюдателя и талант рассказчика. Отец Горио тонко понимает жизнь, её противоречия и несправедливость, о чем с радостью делится с молодым Растиньяком: «Добродетель, милый мой студент, не делится на части; или она есть, или ее нет.///». Он советует Эжену обратить своё внимание на Дельфину, его младшую дочь. Именно он подозревает что-то неладное в беседе студента-юриста и подозрительного Вотрена. Горио не может обижаться на глупые обвинения в «любовных похождениях» и на всякие колкости. Он с гордостью подтверждает, что эти «молодые миловидные дамы» - его дочери. Его любовь к этим созданиям безгранична, более того, она ничего не требует взамен: «Я хотел бы быть собачкой, которую они держат на коленях…Я живу их радостями. Каждый любит по-своему, а моя любовь не причиняет зла…»

       Но почему при всей своей мудрости, жизненному опыту и добродушии, Горио живет прошлым, с теплотой вспоминая, как легко и хорошо было, когда дочки были еще детьми? Горио упорно не хочет видеть циничность и расчетливость в своих детях «Ведь они моя кровь!». Даже Вотрен видит истину и пытается открыть глаза старому папаше, но он не желает принимать такую трактовку и вновь уединяется в своей коморке на продуваемом всеми ветрами 4 этаже. «Деньги дают всё, даже дочерей…Они не придут! Я знаю это 10 лет. Они были моим пороком, любовью, всем…Если бы я не растратил свое состояние…»- этими словами подводит жизненные итоги отец Горио. Возможно, теперь он смог признать, что избаловал свое чадо, не привил им семя самостоятельности, не научил уважать старших и себя самого.

      Я вижу этого персонажа очень важным для всего романа и вызывающим во мне самые теплые чувства, но следует признать, что в добродушном отце Горио скрылся страшный недуг, сваливший его в могилу, вырытую на деньги бедных студентов в холодном отдалении от любимых до гробовой доски дочерей. Имя ему – чрезмерная опека и неприятие реальности, жизнь воспоминаниями и заблуждениями. Вот оно искомое возвышенное и низменное.

       Персонажи Бальзака сложны и многогранны. Мастер слова и психологического портрета сумел изобразить людей своей эпохи, которые после промышленной революции оказались у ног капитализма, он открыл интерес людей к классовому неравенству, превосходству высоких графов и маркизов над служанками и швеями, крестьянами и мещанами. Но, как говорится «богатые тоже плачут», более того, именно Оноре Бальзак, знавший не понаслышке о жизни аристократии (добавивши знатную «де» к своему имени), во всех красках показал «прелести» богатой жизни: суды, ростовщики, карточные долги, за которые расплачиваются женщины, натянутые улыбки, измены, дележка наследства, браки по расчету и мн.др.

       Деньги - постоянный и зловещий герой "Человеческой комедии". Они заражают нравственную атмосферу того времени. Недаром французская пословица говорит: кто ложится спать вместе с собаками, тот просыпается полон блох. Именно деньги – это тот двигатель, который тянет за собой людей всех сословий и степеней родовитости. Молодой Растиньяк после смерти Горио ясно понимает свой будущий путь, продолжая отношения с Дельфиной. Из различных источников я нашел подтверждение тому, что уроки Вотрена, оказывается, не пропали даром, и  молодой дворянин Растиньяк поддался мысли, что существует только видимость порядочности и чести. Поэтому он так легко попал под влияние ловкого парижского банкира. Для Нюсингена любовник его жены оказался полезным человеком. Пока Растиньяк забавлял Дельфину, устраивая торжественные совещания, посвященные прическам и туалетам, которые ей наиболее шли, великий финансист мог всецело погружаться в разработку и осуществление своих планов. Делец сумел и еще иначе воспользоваться любовником своей жены, вмешивая его в свои жульнические проделки. Так ничего и, не поняв в хитрых комбинациях своего покровителя, Растиньяк за один раз обобрал попавшихся на удочку парижан, присвоив четыреста тысяч франков.

       Ведь в дом Воке приезжает целеустремленный талантливый и энергичный человек, полный добрых убеждений и жаждущий познания… Значит желание вырваться в высокое общество любыми путями – еще одно низменное, выросшее в благодатной почве зависти и злобы Эжена де Растиньяка.

       Я считаю, что высокое автор спрятал также в таких героях как: студент-медик Бьяншон, способный помочь ближнему безвозмездно, мадам де Босеан, покинувшая высокое общество, зная насколько оно прогнило, радующееся неудачам графини, сильная женщина, сумевшая довериться пылкой ветрености юного Гастона, доверенный и адвокат Дервиль, своими глазами наблюдавший разрушение семьи де Ресто, полковник Шабер, сумевший бросить вызов своему бедственному денежному положению и смириться с ним, сохранив честь и свое доброе имя.

2020г.