Многоликий Гобсек в изображении Бальзака

Александр Вонг
       Повесть «Гобсек» стала 3 по счету произведением Оноре де Бальзака, с которым я ознакомился. Я понял, что когда-нибудь прочитаю всю «Человеческую комедию», ибо впечатление, которое оставила после себя повесть, оказалось велико. Я заметил еще в «отце Горио» упоминание о ростовщике Гобсеке. В одноименной повести, по моему мнению, он не стал главным действующим лицом, подобно старику Горио, который, наблюдая за жизнью со стороны, являлся примером мудрости и понимания жизненных принципов. Он то и дело уступает место на «сцене» семье де Ресто. Дочь Горио Анастази через десять лет показывает свою истинную сущность, опрокидывая вещи и вырывая завещание из рук умирающего мужа. Теперь мне понятны её повадки в доме Воке перед отцом Горио, стало ясно, насколько бессердечна и расчетлива эта женщина. Трагедия, намеченная в романе, здесь доходит до катастрофы. В повести - решение многих проблем, которые возникли в романе, но не были решены. В повести и новые персонажи, входящие в жизнь прежних персонажей романа.
      Я хотел бы остановиться прежде на результате некоторых своих наблюдений. Мы уже не первый раз видим перед собой героев, обремененных конфликтом долга и страсти. Но, если Стендаль считал, что страсть - творческая, целеустремленная сила в душе человека, то Бальзак видит, что в буржуазном обществе страсти всегда разрушительны, вносят в жизнь общества смятение и зло. Не станут удивлением для нас герои одной страсти. Таким был бедный Эвклион, герой комедии Плавта «Кубышка», ставший по воле бога Лара обладателем клада и не знающий, что с ним делать, как применить. Скупой и ослепленный неожиданным богатством Эвклион становится нервным, подозрительным и чрезмерно осторожным. Такими были герои комедий Ж.-Б. Мольера: Альцест – человек, не признающий общественных норм, и правил этикета, борющийся единственно с лицемерием и подлостью; и мошенник Тартюф, обманом вторгшийся в дом Оргона под ликом образца святости и послушания, который вскоре начинает пользоваться слабыми сторонами хозяина в попытка завладеть не только его домом, но и возлюбленной. Таким кажется и старый ростовщик Гобсек. Однако человеческий характер у бальзаковских персонажей несравненно сложнее. Видно это на примере Гобсека.

        Гобсек - человек холодный и жестокий, воспламеняющийся только при виде золота и драгоценностей, веселящийся, как малое дитя, при одной мысли, что ему удастся загрести кучу денег. «Было время, когда я был настолько глуп, что щадил людей. Теперь я остерегаюсь своих великодушных побуждений. Платите деньги!». Но он умен, он даже по-своему благороден. Это не только тип ростовщика, это - своего рода философ. Грубый и нелепый в своей неистовой жадности, он в то же время весьма остроумен, наблюдателен, предмет его размышлений - не только отдельные явления, но и современное ему французское общество в целом.

       «Есть на свете одна ценность, которая в достаточной мере надежна, чтоб заниматься ею. Эта ценность – золото. В золоте сосредоточены все человеческие силы…»- делится Гобсек своим опытом, довольно смакуя каждую фразу, со своим будущим бесплатным работником Дервилем. Интересно, что Бальзак обыгрывает семантику фамилии ростовщика, его герой действительно, как удав, душит жертвы чудовищными процентами и проглатывает их состояния. В соответствии со своим принципом изображать « мужчин, женщин и вещи» писатель даёт подробный портрет, характеризующий героя, используя реалии внешнего мира, давая сравнения с вещами, раскрывающими авторское осмысление фактов. Бальзак пишет, что Гобсек обладал « Лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позолота»: в его внешнем облике отмечены цвета денег – золота и серебра.
Как же Гобсек презирает светскую красавицу, окруженную роскошью, которой нечем погасить свои долги, которая запуталась не только в этих долгах, но и во лжи. Как он презирает ее любовника - Максима де Трайя, пронизывая этого ничтожного человека своим проницательным взглядом. Гобсек с отвращением относится к этому миру, хотя сам он не более как одно из его отрицательных воплощений.

      «…Все человеческие страсти…проходят передо мною, - говорит он Дервилю, - и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной ни малейшей власти». В своём исследовании Гобсек исходит из того, что всё определяется деньгами: « В золоте все содержится в зародыше». В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает сам « давить», а « не позволять, чтобы другие тебя давили». Он знает силу тех, кто владеет деньгами. На примере Гобсека, Бальзак показывает ростовщиков, подобно паукам, оплетающих общество своей паутиной. Но писатель не упускает из виду, что само это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Максим де Трай – жигало, светский проходимец, среди жертв – графиня де Ресто, обманывающая мужа и обманутая любовником де Траем, в своё время разорившая отца ( « Отец Горио»), который сам нажил состояние на голоде народа во времена искусственно созданного дефицита. А борьбой против всех Гобсек принципиально отрицает чувства, ибо видит, что они-то и становятся ловушкой, в которую попадаются и богатые и бедные.

       Мы знаем о прошлом Гобсека из баек других ростовщиков в винокурне: бандит или корсар. Но зато автор умело показал погружение человека в собственные философские принципы. Не поддавшись на приманку эмоций, Гобсек попался на крючок всеобъемлющей жадности и власти капиталов. Гобсек расчетлив и хитер, но крайне одинок и несчастен. Его боятся и не ждут в гости, ему улыбаются искусственно, его пытается понять только Дервиль. Гобсек – такой же элемент общества, как и все, но, несмотря на низменность де Трая, его манипулятивную жалкую сущность, автору гораздо важнее показать нам итоги жизни именно Гобсека. Об этом свидетельствует картина его гибели, когда становятся никому не нужными его богатства, рушившие судьбы людей, когда в его чуланах гниют никому не нужные теперь припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои богатства на гибель. Перед нами возникает картина падения и разрушения личности под влиянием денег, когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.

       Я люблю повесть Н. В. Гоголя «Мертвые души». Я вспоминаю слова, которые говорил покойный отец своему предприимчивому сыну Чичикову: «Крепче всего в жизни береги копейку! Ею всё прошибешь!». Удивляет меня близость взглядов Чичикова и Гобсека. Иными словами, по-моему, Павел Иванович – это воспитанник философии старого ростовщика Бальзака. Но вот продолжателем судьбы Гобсека, наверное, можно считать помещика, некогда состоятельного дворянина, Плюшкина. Именно здесь Гоголь показал путь человека вниз, становление «старого скряги».

2020г.