Робкая ектенья Гречанинова

Сергей Маркус
РОБКАЯ ЕКТЕНЬЯ ГРЕЧАНИНОВА

«Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии, ни в музыке — он воплощал собою другой лик России, не изломанный и мятущийся лик Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный успокоительный, просветлённый и смиренный.

Обычно за Россией Достоевского забывают о том, что и другая Россия тоже была и возможно, что и до сих пор есть, и что неизвестно, какая из них более подлинная. Думаю, что количественно — всё-таки Россия Гречанинова»

                Леонид Сабанеев «О Гречанинове»


Одним лишь пальцем тренькал ектенью:
Па-рим-ба-бам… О Господи, помилуй!

Так в робости мелодии связал
Просторные да крепкие – в лад кружев.
Родные, что от матери – с Оки,
Всемирные – с отцом от Византии.
Россия Гречанинова светла, проста.
Терзаний и кривляний нет в помине.
Изломанных модернов избежал,
Был старомодно к вечному пристрастен.
Хлыстами в молниях пронёсся целый век,
Но сердце тихоструйное не ранил:
Когда мы слышим Гре-ча-ни-нов – пьём
Покой, распространенье, безсуетность,
Протяжное моленье. Ектенья –
Вот ключ к смиренной силе, в чистой воле.

Не мудрствуя, натренькал ектенью:
Па-рим-ба-бам… О Господи, помилуй!


26 января 2022 года – размышляя о музыке Александра Гречанинова (13 [25] октября 1864, Москва - 3 января 1956, Нью-Йорк).

В автобиографии, написанной в 70-летнем возрасте, он писал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте 14 лет, а до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.

Ектения; (поздн. греч. ;;;;;;; — «распространение, протяжное моление»), в богослужении название последовательности молитвенных прошений. Ектения — одна из главных составных частей христианского богослужения.

Родители Гречанинова были из Калужской губернии. Он родился уже в Москве, через год после их переезда.

«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные старинные песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной». У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать» (Гречанинов «Моя жизнь»).

НА ФОТО: Портрет Гречанинова работы Савелия Сорина - 1944 год.