Знаки Зодиака. Судьба поэтессы Е. И. Дмитриевой

Любовь Барсукова
Смотрите     1 часть о  Елизавете  Дмитриевой по ссылке  http://stihi.ru/2022/01/25/2870

 Каждый  человек  в момент появления  на божий свет   получает  день,  месяц  и  год  рождения.  На  протяжении  всей  жизни  на человека  оказывают  влияние  число характера  и  число жизненного  пути,  или  число  судьбы. Некоторым  людям  космос  ко  дню  Рождения  преподносит  подарок.    Исходя  из  этого  мы начинаем  понимать,  почему  некоторые  люди  с  лёгкостью  достигают  успеха, другим же  приходится  всё  время  работать, не покладая  рук.
 
Когда-то  существовала   легенда  о    феях,  которые    собирались    вокруг новорожденных принцесс и каждая клала в колыбель свои дары, которые были, в сущности, не больше чем пожеланиями. Сейчас мы стоим над колыбелью нового поэта.  Это подкидыш в русской поэзии   - поэтесса  , драматург, переводчица,  которая   с лёгкой руки  М.  Волошина   вошла  в  литературу  "Серебряного века"- Елизавета  Дмитриева,( она же-  Лиля,   она  же   - Черубина де Габриак,  она  же  Васильева  Елизавета  Ивановна)  .    Давайте  посмотрим, как   складывалась   её жизнь    и каково  влияние  знаков  Зодиака на  её  судьбу?

Елизавета  Ивановна  родилась  в  небогатой  дворянской  семье  31 /03/1887 ,  умерла -5/12/1928.  В   жизни ей выпало множество  преград  и  трудностей,  но ,  благодаря её  волевым  качествам, она  в  силах  была их преодолеть. Так  ли  это?   Если  мы  обратимся  к её  биографии,  то увидим,  что она в  детстве и отрочестве   очень тяжко болела: "туберкулез и костей и легких". С  тех пор, до конца жизни -боли в ноге и  сильная  хромота. Жизнь не баловала её   с  самого детства:   заброшенность, издевательства старших сестры и брата.   Она  на  прояжении  своего жизненного   пути  постоянно  испытывала  несправедливость,  иногда  граничащую  с  ненавистью     по  отношению  к  себе.   Имела  необычную  внешность (  считала  себя некрасивой,  хотя  с  фотографий   в  разные периоды её жизни  на нас  смотрит  миловидное  лицо   )   . Её  жизнь была  полна неожиданностей.  Многие современники    вспоминают   о   ней    как об остроумной и даже язвительной собеседнице. Кроме того, она была страстной, увлекающейся   натурой, легко    загоралась сама и легко зажигала мужские сердца.   Вот  таковы    космические    "подарки"   её    судьбы .

Индивидуальность   поэтессы    определяют  две планеты   :   мертвенно-бледный Сатурн и зеленая вечерняя звезда  - Венера, которая в утренней своей ипостаси именуется Люцифером.

   Это  сочетание  говорит о характере обаятельном, страстном и трагическом. Венера - красота. Сатурн -рок,  но   эта планета   наделяет  и волевыми  качествами  и  самодисциплиной.   Венера раскрывает ослепительные сверкания любви ,  её  чувства  внезапны,  мягкость легко  сменяется   жесткостью . Вспомните  её романтические отношения  с  Николаем  Гумилёвым.  За время  этих отношений  Гумилёв  был   даже  готов создать семью и сделал своей возлюбленной предложение руки и сердца,  но до свадьбы дело так и не дошло-  Лиля  влюбилась  в  М. Волошина)

Сатурн чертит неотвратимый и скорбный путь жизни.   Венера свидетельствует о великодушии, приветливости и экспансивности; Сатурн сжимает их кольцом гордости, дает характеру замкнутость, которая может быть разорвана лишь страстным, всегда трагическим жестом. Это  можно подтвердить историей разоблачения  Черубины де Габриак.  Горечь "разоблачения" была  для     Елизаветы  Ивановны очень велика.   Как поэт Дмитриева Е. И.  замолкла на  несколько  лет, хотя в разных провинциальных   изданиях продолжали изредка печататься   ранее написанные, а иногда уже и опубликованные  стихи Черубины:
 
"Тот путь искусства, который был близок для меня раньше, теперь  далек навсегда. Ничего моего в печати больше не появится. Я-художник умерла" (письмо Волошину 16 нояб. 1910).

 А вернувшись к поэзии (примерно в 1915, судя по ее собственной  датировке стихов), всю оставшуюся жизнь провела в борении с собой, в противоречивых самооценках и оценках случившегося:
 ""Черубина" для меня никогда не была игрой... "Черубина" поистине была моим рождением; увы! мертворождением" (письмо Волошину 26 мая 1916).

 "Линия Сатурна глубока" - говорит о себе Черубина де Габриак... "Но я сама избрала мрак агата, меня ведет по пламеням заката в созвездье Сна вечерняя рука. Наш узкий путь, наш трудный подвиг страсти заткала мглой и заревом тоска..."

 Первые дошедшие до  нас   стихи   Bасильевой     относятся к 1906   году  и были   полны  мистических   предначертаний  и её  глубинных  душевных  переживаний, ей  не даёт покоя  мысль  о   её ненужности  и  изгнанничества :

И я умру в степях чужбины
С моею царственной мечтой
Одна брожу по всей вселенной,
С моим презреньем к жизни тленной,
С моею горькой красотой.
Царицей призрачного трона
Меня поставила судьба…
Венчает гордый выгиб лба
Червонных кос моих корона.
Но спят в угаснувших веках
Все те, кто были бы любимы,
Как я, печалию томимы,
Как я, одни в своих мечтах.
И я умру в степях чужбины,
Не разомкну заклятый круг.
К чему так нежны кисти рук,
Так тонко имя Черубины?

Её  стихи носили лирико-философский   характер, при этом некоторые из них создавали образ таинственной Черубины, иноземной красавицы, принадлежащей к   древнему геральдическому  роду.    Её  стихи были     исповедальные по    тону,    пронизанные трагизмом   и    высокой страстью, они говорили о чувствах романтически   настроенной   героини, отмеченной венцом  избранничества,  страдания   и муки.

В глубоких бороздах ладони
Читаю жизни письмена:
В них путь к Мистической Короне
И плоти мертвой глубина.
В кольце зловещего Сатурна
С моей судьбой сплелась любовь...
Какой уронит жребий урна?
Какой стрелой зажжется кровь?
Падет ли алою росою,
Земным огнем спалив уста?
Иль ляжет белой полосою
Под знаком Розы и Креста?
 Коктебель

Сатурн — это   «управляющий» всего  гороскопа. В свое время эта планета считалась великим  врагом.  Там, где в натальном гороскопе Сатурн, человек  теряет  уверенность, чувствует подавленность  и  ущемленность, его преследует горе и болезнь   . Это явственно наблюдается  в судьбе  Лили  .  Но, благодаря  своей   воле  и  способности  развиваться  в  работе, она  всё это   старается  компенсировать  своим  творчеством.

Обратите внимание,  что  в её стихах разных периодов  очень часто  используется    употребление эпитетов «чёрный» и «тёмно- красный». Это   оккультный  цвет.

Я вижу прорезь чёрных крылий (из стихов Черубины),
Чёрный креп в негибких складках (Черубина),
И на плече чернеет кровь гвоздик (Черубина),
Стою у тёмного окна (Черубина),
Окон тёмная вода (Черубина),
В тёмном поле – только вереск жёсткий (1916),
Бремя тёмного греха. / Я склонюсь пред камнем чёрным (1917),
Чёрное пламя, чёрной болезни печать (1921),
Есть чёрный жемчуг цвета стали (1921),
Наклонившись над пропастью чёрной (1921),
Из тёмной глубины падучей; бездны тёмные (1921),
К ступеням над тёмной Невой (1921),
В этой тёмной стране (1922),
И вижу я: в осеннем чёрном небе (1925),
Светится пламя / Невидимых чёрных гвоздик  (1925),
Вейся, бейся пламень чёрный, / чёрная любовь... (1925),
От жгучей капли атропина / Как звёзды чёрные – зрачки. (1925),
Всё летают чёрные птицы (1926).

Вашему вниманию предлагаются  отрывки  из её  стихотворений, подтверждающие  эти   чёрные  мысли  мысли  и помогают  нам  понять,  как, наверное,  страшно бывает  жить,  когда  даже  любовь   становится  чёрной :

"Я, как миндаль, смертельна и горька, нежней чем смерть, обманчивей и горче..."
 "Она ступает без усилья, Она неслышна, как гроза, У ней серебряные крылья  И темно-серые глаза.  Ее любовь неотвратима, В ее касаньях - свежесть сна, И, проходя с другими мимо, Меня отметила она."
"Не преступлю и не забуду! Я буду неотступно ждать, Чтоб смерти радостному чуду Цветы сладчайшие отдать..."

Определить  знак  исторического  Зодиака  Черубины  де Габриак  помогают   нам    и   другие   исторические  судьбы  ,  в гороскопе которых  тоже были эти созвездия. Некогда    это  созвездие  стояло  в зените Европейского Неба, и его токами расцвела прекрасная рыцарская культура, имевшая своим знаком меч в форме креста.  Уже давно началось вековое его склонение. Теперь, когда оно в осенние ночи на краткие часы подымается над зыбью волнующегося моря, блеск его не менее величав и ужасен, чем блеск Ориона.
 
 Люди,  рождённые под этими  созвездиями   живут   словно  во сне,  в  тумане   своих   грёз .То, что   для  обыкновенных  людей  бывает замыслом, для них становится галлюцинацией . Волошин   в  своих воспоминаниях  о  Елизавете,  часто  говорил  о   таких таинственных  и непредсказуемых  приступах   у  Елизаветы, о её крайне  неустойчивой  нервной системой      Они слышат, как бьются темные крылья невидимых птиц над головой. Они ,якобы,  являются  обладателями  сказочных сокровищ, утративших ценность; они     владетели   престолов и корон, которых больше нет на земле. Сознание напрасности всех великолепий, зажатых в руке, гнетет их душу:

 Замкнули дверь в мою обитель
навек утерянным ключом,
и черный Ангел, мой хранитель,
стоит с пылающим мечом.
Но блеск венца и пурпур трона
не увидать моей тоске,
и на девической руке —
ненужный перстень Соломона.
Не осветит мой темный мрак
великой гордости рубины…
Я приняла наш древний знак
святое имя Черубины.

Нетрудно   определить    те    страны, с которыми  Дмитриеву - Черубину  де   Габриак-  Васильеву   Е.И.    связывает знак   Зодиака.    Это латинские страны      католического мира: Испания и Франция. На востоке - Персия и Палестина...
 НЕ   отсюда   ли   берёт  свой  путь   избранный  ею  псевдоним      "  Черубина  де  Габриак  ?    В теле физическом он правит средоточиями мысли и чувства - сердцем и головой.      Сочетание этого склоняющегося созвездия вместе с заходящей Венерой и восходящим   Сатурном придает   судьбе необычно мрачный блеск ,  что мы и видим  из  стихотворения  ("И черный Ангел, мой хранитель, стоит с пылающим мечом").

Это  стихотворение  говорит о любви безысходной и неотвратимой   ( чтобы не повторяться  смотрите    предыдущий   очерк    "Любовный треугольник"  http://stihi.ru/2022/01/25/2870  ),  о  сатанинской  гордости   и  близости  к  миру  подземному.  Ее речи звучат так надменно и так мало современно, точно ее устами говорит чья-то древняя душа. И мы находим странное подтверждение этому в стихотворении, посвященном "Умершей в 1781 году" - умершей в религиозном безумии от кощунственной и преступной любви к "Отроку из Назарета".
   Во мне живет мечта чужая,
   Умершей девушки - мечта.
   И лик Распятого с креста
   Глядит, безумьем угрожая,
   И гневны темные уста.
   Он не забыл, что видел где-то
   В чертах похожего лица
   След страсти тяжелей свинца
   И к отроку из Назарета
   Порыв и ужас без конца,
   И голос мой поет, как пламя,
   Тая ее любви угар,
   В моих глазах - ее пожар,
   И жду принять безумья знамя -
   Ее греха последний дар.
 
  Когда читаешь  её    стихи,    то можно  проследить  и  за  её постоянно  меняющимся    настроением  :  то мы видим   внешний   лик  светской девушки,  то  женщину, которая  прячет  свою горечь  под  усталой  маской  иронии,  то  печальную , усталую  капризность ... ,  то  видишь   образ   человека,  который  мечется  в  поисках  жизненного  пути. Иногда реальности жизни представляются ей в виде развеявшегося сна Сандрильоны:

   Утром меркнет говор бальный...
   Я - одна... Поет сверчок...
   На ноге моей хрустальный
   Башмачок.
   Путь, завещанный мне с детства,-
   Жить одним минувшим сном.
   Славы жалкое наследство...
   За окном.
   Чуждых теней миллионы,
   Серых зданий длинный ряд,
   И лохмотья Сандрильоны --
   Мой наряд.

Таковы пути, отмеченные   созвездиями и планетами для творчества    поэтессы Елизаветы   Ивановны  Дмитриевой - Черубины де Габриак-  в замужестве Васильевой Е.И.
До конца дней Васильева   писала лирические   стихи, осмысливающие судьбу, веру, любовь. Последний цикл ее стихов    "Домик под грушевым деревом" написан в 1927 как бы от имени заброшенного на чужбину поэта Ли Сян Цзы (21 стихотворение ).

 Источники   текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 1: Аарне - Гаврилов. - 1962.