Школьные годы чудесные Книга жизни

Фарида Ханбекова
Мне было около семи, а младшей сестре четыре годика. Утром мы ходили с ней в садик по тропинке, вдоль арыка и, проходя мимо чайханы, сокращали дорогу,чтобы пройти на территорию садика через пролом в заборе.Около забора были заросли просвирника. Самое время начала плодоношения. Зеленая лепешечка пряталась в плодоножке  и была такая сладкая и сочная.Перед тем, как зайти в садик, мы с сестренкой паслись в этих зарослях. Я отвечала за дисциплину и за опоздание меня могли наказать, и поэтому я контролировала наше время пребывания в этом сладком райском уголочке.
Скоро первое сентября и я пойду в первый класс.
Первого сентября мама привела меня в мою группу, одетую в школьную форму.Это было коричневое платье и белый фартучек с кружевами, которые сочетались с кружевами на манжете рукава платья, а на моих двух косичках висели два огромных. как облака  белых банта, на ногах кремовые туфельки с ремешком. Я была просто принцессочка!На меня любовались все встречные люди, пока мы с мамой шли в садик.
На школьном стадионе было море бантов, шум, смех, гвалт, как в гагачьей стае.Все ученики стояли строго на своем месте  и на стадионе из учеников образовалась большая буква П Прозвенел звонок. Каждого первоклассника вели за ручку старшеклассники и построили их в самой середине лицом ко всем. Было очень страшно стоять на обозрении такого большого количества людей, а еще и стих надо рассказать....
Наконец, самую маленькую первоклассницу один из старшеклассников посадил на плечо, и девочка стала звонить в медный звонок.Помню  я подумала, такой это тяжелый звонок.
Все 10 лет этот медный колокол звал нас на урок и разрешал выбегать на перемену.
Нашу первую учительницу звали Соня Алиевна.Она носила блестящие очки в золотой оправе, ее толстая коса была собрана на затылке в узел, ее кофта всегда сияла белизной и коричневая юбка подчеркивала ее стройную фигуру, несмотря на то, что она была мамой трех ребятишек.
Она мне запомнилась навсегда милой, мягкой, доброй и с глазами. которые знали все о тебе.
Сначала нам доверили карандаш и тетрадь в косую линейку и надо было выводить каждую буковку строго в пределах линии
Со мной за парту посадили Нуржанова Кадыра, который не отличался усидчивостью. Потом, когда мы повзрослели, в 8 классе его отец попросил меня заниматься дополнительно с Кадыром по всем предметам, чтобы он мог закончить восьмой класс.Он всегда был в списке двоечников.Самое интересное, он мог спокойно изучить материал на "хорошо", но видно просто не любил учиться.
Наша Соня Алиевна учила нас до 5 класса и было жалко расставаться с ней, потому что она реально была нам второй мамой. 19 сорванцов с ее помощью научились читать писать и считать, но самое главное желание учиться и познавать новое.
Наш класс был очень дружный. Были среди нас свои отличники, свои зубрилы,ябеды, юмористы и двоечники.Получив двойку, они исправляли ее чаще на 4 и средняя оценка получалась три. Все ребята были способные. Мы все единодушно недолюбливали зубрил, но дружили с двоечниками.
В школе было два учебных здания и одно из них называли "яйцебаза" раньше здесь был инкубатор.Главное здание было очень красивое с большими высокими окнами и высокими дверями, коридоры были широкие и очень светлые, в здании был наш любимый спортзал. В "яйцебазе" учились старшеклассники. Наш класс с 8 по 10 занимался в этом здании.Это было приземистое кирпичное здание, с маленькими окнами.Пол в коридоре был бетонированный и в самую жару там было всегда прохладно.Зимой каждый класс отапливался печкой и топили каменным углем. Зимой здесь было всегда холодно. На перемене мы как бусинки облепляли печку и грели спины или выбегали на улицу, если был солнечный день. На солнце всегда было тепло.В 5 классе у нас прибавились новые предметы и нас теперь учили разные учителя.
Русский язык и литературу учила Галина Александровна. Она была очень требовательной и строгой, но я считала ее справедливой и с удовольствием читала книги с ее подачи. ЕЕ строгость и умение преподносить материал разбудило мое желание читать книги, хотя у меня был живым примером мой папа. У него была своя библиотека, которой он очень дорожил и некоторые вещи нам запрещал читать.я всегда помню его читающим очередную книгу, журнал или газету. Конечно, мы читали им запрещенные книги, как партизаны, под кроватью. Огромная книга Драйзера "Американская трагедия" мне казалось невозможной для прочтения но я справилась в 5 классе...
Алгебру и геометрию нам преподавала наша классная руководитель Фаина Хакимовна. У нее не было своих детей и она старалась сблизиться с нами, но не всегда получалось, потому что дети очень чувствительны в отношениях.Мой отец тоже преподавал математику , но в узбекской школе, и когда я приходила к нему с нерешенной задачкой, он почему то объяснял не так, как моя учительница и говорил, какая разница каким способом ты решаешь.Главное получить правильный результат.
Я сегодня понимаю, что мой отец родился не в свое время. Это был человек с развитым  интеллектом.Он разбирался во всех отраслях науки, политику познавал между строк в газетах, многие вещи, предсказанные  им о будущем сбылись. Наш отец дал нам не только хорошую генетику, но и умение мыслить.Фаина Хакимовна всегда удивлялась его методам решения задач, но принимала домашнее задание.
Наш замечательный и всеми любимый Алексей Семенович преподавал нам физику и астрономию.Он был строг и требователен, а иногда за нарушение дисциплины мог приложиться тяжелой метровой линейкой по плечу, а глаза его всегда смеялись. Он всегда говорил с сильно выраженным татарским акцентом и мы его дразнили тут же , на уроке. Подходит он ко мне со своей линейкой, а Кузахмедов уже начинает говорить "Ну шту, Ханбикова?линийку захотилось?" и все уже хохотали и Алексей Семенович с нами, но не всегда. Мне больно, но я говорю ему передразнивая его акцент:" Аликсий Симюноч! Я бульши не буду" Он никому не ставил отметку выше 4. В моем аттестате только по этим двум предметам были четверки. Когда мама моя задала вопрос Алексей Семеновичу:"Неужели моя дочь не смогла изучить твои предметы на отлично?" Он ей ответил тогда :" Я и сам не знаю эти предметы на отлично".Я думаю,что он был искренен в своем ответе.Вступительный экзамен в институт по физике  я сдала на "отлично"
Закир Хамраевич кругленький, невысокого роста человек, с лысой макушкой,юркий как колобок, учил нас химии. Он тоже очень любил шутить.На самом первом уроке химии мы задали ему вопрос:"Закир Хамраевич. откуда у вас такая блестящая лысина?"
И он рассказывает:" когда еще не был женат, я приехал к родственникам моей будущей жены в гости, на ослице, и заехал прямо к порогу дома.Вдруг она подняла хвост и захотела мочиться. мне стало стыдно за мою ослицу и я закрыл своей головой у нее под хвостом...ну вот... с тех пор волосы там не растут"
Я любила химию. как предмет , и всегда участвовала в лабораторных опытах на практике. Было несколько случаев. когда Закира Хамраевича выводили из себя.Однажды Хакимов Саша, получил уже два замечания, но не мог угомониться, и учитель с точностью запустил в него кусочком мела.Попал. Прямо в голову Саше и, довольный своей меткостью , радостно рассмеялся.И конечно, мы все хохотали.
Много позже я поняла, что наша жизнь это сплошная физика, сплошная химия и сплошная математика.
Мы были очень подвижные дети и даже на перемене в 10 минут находили возможность играть и нас никто специально не организовывал.Кто то предложил и все подхватили и активно поиграли.
Одним из любимых предметов у меня была физкультура, наверное потому что очень любила учителя физкультуры. Ахмед Ариповича любили все дети. Всегда спокойный, мягкий с милой улыбочкой он учил нас быть спортивными и здоровыми.В старших классах он преподавал военное дело.Мальчики маршировали, разбирали и собирали оружие играли в "Зарницу".В "Зарницу" играли две школы. Сначала соревновались какая школа сколько сдаст бумаги и металлолома.И это засчитывалось в баллы.
Игра проходила в полевых условиях за поселком. Девочки шили себе сумки медсестер с красными крестами и косыночки.  Мы учились оказывать первую помощь и накладывать перевязки.Конечно, наш главнокомандующий был Ахмед Арипович. Не помню кто оказался победителем в этой игре, но сам процесс завораживал. Падал ученик и кричал:" меня ранили!" и каждый раз одна из девочек ползла к "раненному", оказывала первую помощь и выносила его с поля боя.Возможно эти сценарии пробудили в душе чувство патриотизма и ответственности за других.
Дети очень наблюдательные и чуткие по своей природе. Я часто видела, как Ахмед Арипович очень уважительно и галантно относился к учителям женщинам и как было им приятно его отношение.Это был идеальный мужчина в моих глазах.
Ботанике и биологии нас учила несравненная Евдокия Дмитриевна.Маленького росточка, пухленькая с острым взглядом из под широких бровей, Евдокиюшка(мы так называли ее за глаза)любила вести урок в полнейшей тишине.Если какой то непоседа начинал ей мешать, она брала деревянный табурет за ножку, поднимала его на уровень головы и заявляла:"Кузахмедов, сейчас я тебя кааак этим табуретом... и многозначительно молчала, при этом она смотрела вовсе не на Кузахмедова. Она выглядела в этот момент очень грозной и мы побаивались, что когда нибудь этот табурет полетит на чью то голову..До сих пор удивляюсь, какая же сила была в ее маленьких пухленьких руках?!
Для меня самым впечатляющим уроком был урок работы с микроскопом. Он был один в школе и мы рассматривали клетки арбуза и лука.Этот урок открыл для меня мир внутреннего строения растений и я начала внимательно присматриваться к рисунку листьев, цветов, и разнообразию цвета в природе.Мир для меня засверкал своими гранями и у меня были нескончаемые вопросы об окружающей среде. Возможно, этот урок и определил выбор моей специальности и моего предназначения в жизни.
Иностранному языку, английскому, учила нас Лидия Сергеевна. Она казалось сухой, и жесткой, хотя была очень симпатичной в красивых очках, которые ей придавали вид очень строгого человека.Но когда она изредка смеялась или улыбалась она была очень милой. Сейчас я думаю, что выражение  ее сухости было связано с языком.Она всегда требовала правильного произношения, как будто после школы мы должны будем уехать в Англию. Но это было полезно для наших знаний.
На первом курсе в институте, преподаватель английского языка давала мне и моей подруге Валентине целые тексты для перевода, вне программы, потому что считала, что мы программу института уже прошли в своих школах.Уровень знания иностранного языка был оценен должным образом. И я по сей день благодарна Лидии Сергеевне за то, что именно она нас учила английскому, теперь я осваиваю разговорный английский
Начиная с шестого класса, мы имели статус старшеклассники и нас увозили в дальние колхозы на уборку хлопка с проживанием.Нас размещали в школах или других административных зданиях.Кишлачные дети, начиная с первого класса, не учились до морозов, потому что у каждой семьи был свой план по сбору хлопка.Мы брали с собой свою постель, продукты, одним словом, переезжали жить в колхоз. Утром для нас кипятили чай и давали хлеб.Мы завтракали и обедали своими продуктами.
Каждого ученика ставили в междурядье и он должен собрать созревший хлопок с двух рядов.Мы надевали специальные фартуки и приступали к работе. Длина ряда иногда была до двух километров. Наполнив фартук, мы высыпали в свое междурядье хлопок и продолжали работу. Закончив сбор в своих рядах, мы возвращались и собирали кучки хлопка в фартуки и несли на головах упаковку в 25-30 кг на край поля для взвешивания. Обед длился один час. После обеда мы ложились на землю в тени деревьев, постелив фартуки.Рабочий день заканчивался в 17 часов, если ты прошел свой ряд.Условия были жесткие и бригадиры не ленились проверять нашу работу на качество.
Как представлю сейчас...а если бы тогда была ювинальная служба? интересно, кого бы она наказывала и кого лишала прав?
Я знаю, наши родители очень переживали за нас и каждую неделю приезжали к нам с продуктами,но они ничего не могли поделать с этим. Мы работали практически до декабря, до начала первых заморозков.
Вечером нас ожидал ужин. На костре стоял огромных два казана, в одном варился суп с кусочками мяса, а в другом какая нибудь каша.Еда исчезала быстро.
Насытившись, отдохнув, почистив перышки, вечером после 20 ти часов мы собирались у костра на танцы.Это было великолепное время. Время, когда старшеклассники влюблялись, начинали встречаться , а более младшие начинали дружить. Почему то тогда считалось, что дружат два отрока, когда один предлагает дружбу, другой соглашается...Смешныыыеее!До 21.30 мы наслаждались нашим общением и отдыхом. В 22.00 был отбой.Только коснувшись головой подушки , засыпали мертвецким сном.
Но мы с моей подругой Мансуровой Фаридой были очень озорными и часто хулиганили.
Утром бежали умываться первыми, и вернувшись малевали лица тех, кто никак не мог проснуться. Дружный смех разбудил бы даже мертвого!
Когда мы учились в десятом классе, в нашу школу пришел молодой учитель английского языка Ахтям Саттарович.Все девчонки были без ума от симпатичного молодого учителя, который был старше нас всего на 5 лет! Он поселился в одной комнатушке с Ахмед Ариповичем. Мы с подругой решили над ним подшутить и сделали адскую смесь сажи и вазелина. Когда воцарилась тишина во всех комнатах тихонечко пробрались к учителю. Он спал сном младенца и не слышал как мы пробрались к его кровати. Я заметила, что Ахмед Арипович не спит,и с улыбочкой на лице, притворялся , что спит.Он же понимал, что наш визит не к нему.
Ахтям спал на боку и мы смогли нанести макияж только на один глаз..
Утром на линейке на нем была кепка набекрень, которая прикрывала глаз. Без сажи и без кепки Ахтям Саттарович появился только вечером третьего дня.
В школе дети всегда дают учителям свои обзывалки.Сейчас я понимаю насколько мы искренне любили и уважали наших учителей, что обзывали их ласковыми словами Галинушка, Фаинушка, завуч - Бекеша, учитель географии -Глобус, Евдокеюшка,учитель рисования Лев Григорьевич был просто ГРГР, Ляксей, инглиш химик был Хамраич. Мы никогда не обзывали директора школы Наталью Степановну- невероятно красивую женщину и нашего любимца Ахмед Ариповича.
Две четверти пропущенной программы мы догоняли во второй половине учебного года и учились до середины июня. Каждый день было по 7 - 8 уроков. Это была невероятная нагрузка на детский организм, но никто не роптал и исключительно все понимали, что надо учить всю программу.Затрудняюсь даже сейчас сказать, какая была тогда мотивация для учебы.Возможно все эти тяготы пробудили в нас чувство ответственности и раннее взросление.
В мае уже настоящее лето с его жарой и становится невыносимо сидеть за партой , когда с тебя льется пот ручьями. Даже прохлада бетонного пола не помогала уже.Две Фариды опять брали на себя ответственность и побуждали одноклассников сбежать с 6 и 7 урока купаться на дарку, (так называли мы нашу речку).Одно окно в классе выходило на торцовую часть, которая была не видна с главного здания. Мы, один за другим вылазили в форточку в окне, предварительно закрыв дверь изнутри. Обычно это было не значимые уроки физкультура и узбекский.Две наши девочки никогда не сбегали с нами, у них родители были слишком суровы.
Добежав до речки, мы наслаждались водой и успевали наиграться. чувство голода делало свою работу и мы через час возвращались по домам.
Организаторов никто не сдавал, но учителя всегда подозревали нас с Фаридой, но не доказано!
Все подозревали, что за многими хулиганскими проделками организатором и вдохновителем стояла я. Училась на отлично, участвовала на всех олимпиадах и приносила в школу победные кубы, представляла школу даже на чемпионате школьников по шахматам на республиканских соревнованиях в Ташкенте.Чем можно наказать такую хулиганку?. И Галинушка на педсовете предлагает направить мою неуемную энергию в полезное русло и избрать меня комсоргом школы. Дебаты были, но Галинушка видимо была очень убедительна и на комсомольском отчетно-выборном собрании предложили выбрать мою кандидатуру в комсорги. Для меня это было неожиданно. Большая неожиданность от единогласного выбора комсомольцев. Я стояла рядом с директором школы и видела множество глаз, направленных на меня.Здесь я поняла, что теперь я должна быть другой, быть примером для всех в дисциплине и справедливом отношении ко всем.
И это было моим первым осознанием себя как личности и это были первые шаги моего духовного роста и развития.
Сейчас я осознаю, что наши учителя прекрасно понимали наше состояние и они любили нас, потому что мы были для них не только ученики, а самая настоящая семья. Наши учителя были с нами 24 часа в сутки все 4 месяца хлопковой эпопеи.В суровых условиях труда каждый человек - учитель или ученик- неважно, был навиду у всех, как на ладони. Во второй половине учебного года учителя были с нами  с 8 утра и да 16 дня и это было больше, чем мы видели своих работающих родителей. Поэтому жизненные ценности в нас были привиты самой жизнью.Мы повзрослели очень рано и рано познали чувство ответственности и чувство локтя в отношениях друг с другом.
Я счастлива, что я жила в Чиракчи , училась, росла, мужала и смогла впитать в себя всю прелесть и сложность жизни в Узбекистане .С высоты времени сегодня, я осознаю, что эта жизнь дала мне стержень в моем становлении как личности и это стало фундаментом здания моей жизни.
Я испытываю глубочайшую благодарность всем учителям, сотрудникам школы, работавшим в то время и всем кто был частью моей жизни тогда...