Иуда

Юрий Сенин 2
Иуда, 4-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Лии, родоначальник одноименного колена Израилева;

Среди сыновей Иакова Иуда предшествовали по старшинству Рувим (первенец Иакова), Симеон и Левий, однако в книге Бытие говорится о грехах старших братьев, и это указывает на то, что главным среди сыновей Иакова суждено стать именно Иуде. Рувим «переспал с Валлою, наложницею отца своего» Иакова (Быт 35. 22), и потерял свое преимущество. Симеон и Левий обманом перебили жителей Сихема, восстановив против Иакова и его сыновей окрестные народы, и потому были осуждены отцом. В своем месте эти безобразия будут описаны.
     В повествовании об Иосифе Иуда выступает на первый план по отношению к остальным братьям (исключая самого Иосифа). (см. http://stihi.ru/2022/01/10/8285). Иуда советует братьям не убивать Иосифа, а продать его иноземцам («что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?») и этим спасает своему младшему брату жизнь. Раньше аналогичный совет («не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне») дает Рувим, также с желанием спасти Иосифа. В Быт 43. 8-9 Иуда берет на себя перед отцом ответственность за судьбу Вениамина: «Я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицом твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни». В Быт 42. 37 Рувим говорит отцу почти то же самое: «Убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе». Такие варианты повествования объясняют соединением двух традиций. В любом случае очевидно, что вначале Рувим выступает как старший брат, ответственный перед отцом за благополучие семьи, между тем как в параллельных сценах  роль старшего брата берет на себя Иуда. В дальнейшем повествовании Рувим уже не упоминается, главой братьев представлен Иуда: он от всех говорит с Иосифом (Быт 44. 16-34), который после слов Иуды разрыдался и открылся братьям; именно Иуду отец посылает оповестить Иосифа о приходе Иакова со всем его родом в Египет.

       Особое место Иуды среди братьев подчеркивается в благословении Иакова (Быт 49. 8-12): «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое; блестящи очи его от вина и белы зубы его от молока». Многие древние и современные толкователи придают этому благословению мессианское значение. (Слово «Примиритель» - не понятно, и толкования разумного я не нашел).

Иуда и Фамарь
(Фамарь - в русской и грузинской транскрипции Тамара)
«В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира. И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.  Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.» Дальше родились Онан и Шела. «И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь». И сказал Иуда Онану: «войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его».
Пояснение: Иуда поступает согласно обычаю  левиратного брака, по к-рому он велит Онану жить с вдовой покойного старшего брата, с тем чтобы ребенок, рожденный от этого союза, считался ребенком Ира.
       И сказал Иуда Фамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. А сам подумал: «не умер бы и он подобно братьям его». Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего».
     Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина (имени так и нет). Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин.   
     И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. «И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое.
   Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его.
   Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне?
   Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада.
   Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?
   Он сказал: какой дать тебе залог?
   Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей.
И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него.  И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего».
   Иуда послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но тот не нашел ее. Жители того места тоже не видели никакой блудницы в Енаиме при дороге. И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: "здесь не было блудницы". Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться.
     «Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал её Шеле, сыну моему. И не познавал ее более».
   «Во время родов её оказалось, что близнецы в утробе её. И во время родов её показалась рука одного; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара».
   Фарес – прямой предок Давида и Соломона, он же предок Иисуса Христа.

Замечание: Иуда признал, что правда на стороне Фамари: она была вынуждена так поступить, поскольку он не дал ее в жены Шеле (Быт 38. 26). Фамарь олицетворяет собой характерный для древнееврейского повествования образ решительной женщины, которая, ради того, чтобы не остаться бездетной, готова на предосудительное поведение (ср. поведение дочерей Лота или Руфи).

Колено Иуды.
В Книге Чисел колено Иуды представлено самым сильным и многочисленным: при 1-й переписи оно насчитывало 74,6 тыс. мужчин от 20 лет и старше; при 2-й - 76,5 тыс. мужчин от 20 лет и старше (26. 19-22). Колено располагается в лагере израильских войск, к востоку от скинии, а в походе идет во главе войска.
      Колено Иудино (как и 2 других южных колена Израиля - Симеона и Левия) отсутствует среди колен Израиля, перечисленных в древнейшем памятнике древнееврейской поэзии - «Песни Деворы». Никто из судей израильских не отнесен в Книге Судей Израилевых к колену Иуды; только Гофониил назван потомком Кеназа (Суд 3. 9-11); происходившие от него кенезеи вошли впоследствии в колено Иуды. Редкое упоминание Иуды в Книге Судей Израилевых дало основание ряду историков (Noth. 1954) предположить, что первоначально союз племен, носивший имя Израиль, не включал племена Иуды, Симеона и Левия, и, поэтому можно заключить, что политическое противостояние севера («Израиля») и юга («Иудеи») намного древнее, чем соперничество Израильского и Иудейского царств в IX-VIII вв. до р.х.
        О смене царя Саула (колено Вениамина) на царя Давида (колено Иудино) приходят разные мысли. Я уже досконально разбирался в этом процессе, похоже, что кроме надуманных нарушений приказов за Саулом никаких грехов не числится. Возможно, эта смена - результат реального превалирования колена Иуды среди колен Израилевых.
(см. о Самуиле http://stihi.ru/2021/07/31/819, Сауле http://stihi.ru/2021/08/18/511 и Давиде  http://stihi.ru/2021/08/29/273)

Иуда в еврейской традиции.
Иуда занимает важнейшее место среди сынов Иакова. Начиная с эпохи Второго храма слово «иудей»  служит (само) названием всех евреев независимо от их генеалогии: «Никто не говорит: «я рувенит» или «я симеонит», но «я иудей» (Берешит Рабба. 98. 6). Так и апостол Павел, родом из племени Вениаминова пишет о себе и своих соплеменниках: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники» (Гал 2. 15).
И ещё, в этой традиции считается, что в случае с Фамарью, Бог послал ангела, чтобы завлечь Иуду, ибо от его союза с Фамарью должны произойти великие цари (Берешит Рабба. 85. 8).
    Голос Божий говорит Иуде: «Ты спас из огня Фамарь и двух ее сыновей, клянусь твоей жизнью, что Я, за эту твою заслугу, спасу из огня трех из твоих потомков: Ананию, Мисаила и Азарию».

Иуда в христианской традиции.
Иуда является родоначальником колена, к которому принадлежит Спаситель по плоти: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина...» (Евр 7. 14). Он упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 2-3), где прямым потомком Иуды и иудейских царей является Иосиф. В Откр 5. 5 Спаситель именуется «лев от колена Иудина», этот образ восходит к благословению Иакова (см. выше). 

Праотец Иуда. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий

28.1.2022