Художники которым не повезло... Иван Вельц

Алексей Гончаров2
"Берёзы на берегу реки".


Берёзы белые берёзы
Склонили головы свои,
О чём подруги загрустили,
На берегу родной реки?

А речка катит свои воды,
По белой матушке Руси.
Порой строптиво выдавая,
Каскады типа ультра-си!

Ей нету дела до берёзок,
До их печали неземной,
Она спешит к себе домой...

Иван (Иоганн-Александр) Августович Вельц (6 июня 1866, село Софьино, Самарская губерния — 22 октября 1926, Ленинград) — русский художник, живописец-пейзажист австрийского происхождения. Был удостоен нескольких серебряных, малых золотых медалей и одной большой золотой медали за работу «Вид на имение Тентентникова». Имеет звание Классного художника I степени в области пейзажной живописи.

Вельц Иван Августович принадлежит к славной плеяде русских живописцев 19-го века, которая оставила самый яркий след в отечественном изобразительном искусстве.
Работы художника известны многим ценителям этого искусства. Они занимают достойное место в государственных картинных галереях и частных коллекциях.
А вот о самом авторе мы знаем не так уж много.

Иван Августович Вельц родился 6 июня 1866 года в селе Софьино Самарской губернии в семье австрийского купца. В 1889 году он принял русское подданство. В 1885 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской пейзажной живописи М. К. Клодта. В те времена это было самое известное и престижное художественное учебное заведение, там учились многие известные живописцы, в том числе И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, А. И. Куинджи и другие талантливые художники.
В годы обучения Вельц стал известен своими первыми самостоятельными работами, за которые был удостоен нескольких золотых и серебряных медалей. В 1891 году И. А. Вельц успешно окончил Академию художеств в звании классного художника I степени, получил большую золотую медаль, дающую право на заграничную поездку в Италию, Германию и Францию для совершенствования своего мастерства, как это было принято в Академии и неукоснительно выполнялось в отношении талантливых выпускников.
В 1894 году возвратился в Петербург, на протяжении двух лет после возвращения продолжал получать пенсию от Академии.

В этот период времени уже существовала целая плеяда известных русских художников, таких как Саврасов, Шишкин, Левитан, Айвазовский и многие другие. Поэтому было очень трудно на этом фоне заявить о себе, как о талантливом, самобытном мастере.
Но Ивану Августовичу Вельцу это удалось в полной мере.

Художник неоднократно путешествовал по России. Он использовал свои летние поездки в Крым, по окрестностям Петербурга, чтобы представить на академические выставки воплощённые в красках красивые уголки природы, привлекавшие взгляд молодого живописца: «Ранняя весна», «Пасмурная погода», «Восход солнца в Крымских горах», «Ночь в Петербурге», «Парк в Крыму», «В Ялте», «Деревня Гурзуф», «Деревня Кокоз в Крыму». Как-то изображения с картин Вельца даже использовались для изготовления открыток.

Иван Августович Вельц регулярно выставлял свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств (1887—1899) и Санкт-Петербургского (затем Петроградского) Общества художников (1894—1916).
В 1909 году стал членом Общества А. И. Куинджи, принимал участие в выставках Общества (1917—1926). После революции 1917 года экспонировал произведения также на выставках Общества художников-индивидуалистов. И. А. Вельц сотрудничал с товариществом передвижников и вступил в Петроградское общество художников. В своём творчестве Вельц умело пользовался находками и методами передвижников, сочетая элементы реализма с академическими принципами построения картины и, тем самым открывал все новые грани своего таланта.
И хотя Вельц был приверженец классической русской школы пейзажа, близкой Клодту, он сумел сделать её более живой и реалистичной.

Вплоть до советских времён Вельц продолжал активно работать и оставил нам множество замечательных произведений, за что ему большое спасибо.
Умер Иван Августович Вельц 22 октября 1926 года и был похоронен в Ленинграде.
Несомненно талантливый мастер живописи Иван Августович Вельц заслуживает того, чтобы его работы знали, помнили о них и восхищались ими.


       @