Мастер натюрморта... Александр Андрианссен

Алексей Гончаров2
"Ветчина и омар".

Манят к столу омар и ветчина,
Бокал вина, очищенный лимон.
Как будто наваждение января,
Но это явь скорее, а не сон!


Изображения предметов неодушевлённой природы встречаются в искусстве со времён античности. В последующие века элементы натюрморта существовали внутри других жанров картин на мифологические, религиозные и исторические сюжеты. Однако только в постренессансную эпоху и прежде всего в Голландии XVII века натюрморт стали выделять в отдельный жанр изобразительного искусства.

Голландский натюрморт имел большое количество разновидностей, среди которых можно выделить цветочный натюрморт, «учёный», «кухонный», а также так называемые «накрытые столы». Типично голландским видом натюрморта стали монохромные «завтраки», для которых характерны лаконизм содержания, сдержанность колорита и объединяющая роль световоздушной среды.
Большинство художников, писавших натюрморты, относятся к так называемым «малым голландцам». В этом жанре работали Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хёйсум, Александр Адрианссен и другие.

Alexander Adriaenssen (16 января 1587, Антверпен – 30 ноября 1661, там же) фламандский художник времён барокко, мастер натюрморта. Сын композитора Эммануэля Адрианссена. Брат художников Винсента (1595 – 1675) и Николаса (1598 – 1648). Учился у Артуса ванн Лака. Был знаком с Рубенсом, который хранил две картины Адрианссена в своей коллекции. 

Достоверно известно, что он родился в Антверпене и, видимо, не покидал город в течение всей жизни. В двадцать три года он получил звание мастера, вступив в гильдию художников — сначала как живописец водяными красками, а впоследствии — как автор картин маслом.

Художник женился на Марии Силдрейерс 2 февраля 1611 года. У пары было 6 детей. Художник-баталист Питер Снайерс был крестным отцом одного, а Изабелла Брандт, первая жена Рубенса, крестной матерью другого. Когда его брат Никлас вернулся из Голландии в 1616 году, он поселился у Александра.

Большим событием в жизни родного города Адрианссена стал торжественный въезд в Антверпен в 1635 году нового правителя страны инфанта-кардинала Фердинанда. По этому случаю на улицах и площадях воздвигались триумфальные арки, украшенные картинами, в аллегорической форме прославляющими достоинства нового наместника. В оформлении города участвовали многие антверпенские художники. Руководил всеми работами первый живописец Фландрии — Питер Пауль Рубенс; по его эскизам другие мастера исполняли росписи триумфальных сооружений. Вместе с ними в подготовке празднества принимал участие Александр Адрианссен.

Однако обращение художника к монументально-декоративному искусству осталось единичным, обусловленным обстоятельствами, эпизодом. В основном он посвятил своё творчество станковой живописи. Постоянным жанром, в котором всю жизнь работал Адрианссен, был натюрморт.

Живописец нашёл свой путь: он не стремился подражать монументальным полотнам Снейдерса и не соперничал с Яном Фейтом в создании изысканных по цвету и композиции охотничьих трофеев. Его произведения отвечали вкусам более демократичных слоёв антверпенского общества.

Адрианссен писал небольшие картины, скомпонованные из "цветов, птиц, рыб, ваз, серебряных сосудов, фруктов" (как добросовестно перечислены в одном из документов встречающиеся в произведениях мастера предметы). Особенно удавались художнику рыбные натюрморты. Целый ряд произведений он посвятил изображению даров морской стихии. Адрианссен показывает их разложенными на керамических блюдах или группирует компактными массами прямо на поверхности деревянного стола. Возле рыбы обычных видов: камбалы, корюшки, трески — красуются редкостные экземпляры: морской скат, угорь, омар, выбранные художником за необычность и живописность облика. Кажется, что только минуту назад этих рыб выловили из воды и бросили на стол, они еще не утратили способности к сильному упругому движению. Влажно переливается рыбья чешуя, сочно поблескивают куски нарезанной трески, на мокрых досках стола и панцире омара играют блики света. Глядя на изображение, как будто чувствуешь свежий воздух морского побережья.

Стилистически он находился под влиянием харлемской школы. Его композиции характеризуются асимметричной диагональной компоновкой—треугольник, стоящий на конце, окруженный эллипсами, с объектами, перекрывающимися в нескольких плоскостях для большей глубины. Он использовал строгую палитру, которая тяготела к монохрому. Важной особенностью его работы была также чистота цвета.

Особенности живописного языка произведений Андриансена хорошо раскрывает натюрморт "Ветчина и омар" (галерея Ф. Хинце, Западный Берлин). На столе, который зритель видит несколько сверху, расставлена различная снедь. Справа, ближе всего к переднему краю картины, написано блюдо дельфтского фаянса с розово-красным омаром, за ним очищенный апельсин, бокал вина, глиняный кувшин; в центре — керамический сосуд для горчицы, на левой половине стола помещена серебряная тарелка, на которую опирается нож с нарядным эмалевым черенком, кольцами завивается корочка очищенного лимона, к дальнему краю отодвинуты стакан с водой, окорок ветчины и краюха хлеба. Композиция отличается простотой и упорядоченностью. Вытянутые по вертикали силуэты кувшина, бокала, стакана чередуются с овальными очертаниями других предметов. Все вещи размещены таким образом, что почти не заслоняют друг друга. Художник даёт возможность полюбоваться каждой из них в отдельности. Однако натюрморт не становится от этого простым перечислением предметов. Единство картине придают общий тёплый тон колорита, широкая манера красочного мазка.

Адрианссен не обладал таким чувством эффектной декоративной композиции и цвета, как Снейдерс или Фейт. Его картины выглядят скромнее, но отличаются силой непосредственной передачи натуры. Этот трезвый реализм импонировал не только заказчикам, но снискал Адрианссену признание художников. О многом говорит тот факт, что Рубенс приобрёл в свою коллекцию, известную своим высоким художественным уровнем, две картины Адрианссена.
 
Адрианссен платил свои взносы в Гильдию Святого Луки каждый год до 1633 года. Он жил в центре Антверпена на Де Ваппер, недалеко от Рубенса.
До глубокой старости Адрианссен сохранил творческую активность. Последние его подписные работы относятся к 1660 году.  Он умер в своём доме в 1661 году и был похоронен 30 октября 1661 года в церкви Святого Иакова в Антверпене.
Его произведения, сохранившиеся до наших дней, продолжают радовать современного зрителя, раскрывая перед ним одну из граней богатой и щедрой на таланты художественной культуры Фландрии XVII века.


    @